Камеральная налоговая проверка

Камеральные налоговые проверки: что нужно знать владельцу предприятия и бухгалтеру об этом виде проверки

22 марта 2013

Сегодня я начинаю публиковать статьи из моей книги о камеральных налоговых проверках, из которой Вы узнаете о том, как ведут себя налоговики при такой проверке, какие допускают нарушения, как противостоять произволу налоговиков при проведении «камералки».

При этом я излагаю материал не только опираясь на статьи Налогового кодекса РФ, а обязательно и исключительно со ссылкой на судебную практику.  Таким образом, моя книга носит исключительно практическую направленность, а советы, которые в ней даются вытекают из уже состоявшихся судебных решений.

Читайте, присылайте отзывы.

Буду рад, если мои статьи помогут Вам в работе с проверяющими.

Желаю успехов и побед!

Вступление или о чем эта книга

Все знают, что Налоговая инспекция проверяет отчеты и декларации, которые поступают от налогоплательщика в налоговый орган.

Но не все знают, что именно проверяют налоговики, как они это делают, что предписывает им закон делать.

Кроме этого не все предприниматели (руководители бизнеса и бухгалтера) знают, что проверке подлежат все поданные документы налогоплательщика, что тотальный контроль за деятельностью налогоплательщика называется камеральной проверкой.

В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса РФ (Далее по тексту НК РФ) о налоговых проверках налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

 

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

 

При этом в пункте два указанной статьи (и это важно, из дальнейшего повествования Вы узнаете, что я имею в виду) целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

 

Пока вроде все ясно, но на практике очень часто налоговики в своем рвении умышленно «стирают» грань между камеральной и выездной налоговыми проверками.

О недопустимости стирания грани между камеральной налоговой проверкой и выездной проверки не раз высказывался и Конституционный суд РФ (Далее КС РФ). Так в своем определении от 08.04.2010 года № 441-О-О КС РФ указал, что камеральная налоговая проверка является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа…

 

И далее (очень важно! – прим. автора). В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.

 

Однако до сих пор камеральная проверка превращается подчас из помощника налогоплательщика в карательную операцию, а зачастую перерастает (разумеется, с нарушением прав налогоплательщика) в выездную (или имеет все признаки выездной налоговой проверки – ну не признается же инспектор, что он проводя камеральную налоговую проверку пользуется методами, которые можно применять только при проведении выездной налоговой проверки).

Так какие нарушения наиболее часто допускаются налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки?

  1. Налоговики очень часто нарушают правило, сформулированное пунктом 7 ст. 88 НК РФ согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено другими статьями НК РФ. Налоговый орган пользуясь отсылочными положениями статьи 88 НК РФ такие документы неправомерно запрашивает. Налогоплательщик очень часто подчиняется и документы предоставляет со всеми вытекающими последствиями.
  2. Имеются нарушения и по объему проверяемых документов. Пунктом 7 ст. 88 НК РФ установлен прямой запрет на подобные действия.  В соответствии с указанным пунктом при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено другими статьями Кодекса.
  3. Очень часто налоговики выходят за установленное законом ограничение пределов камеральной проверки проверяемым налогом.

Имеются и другие нарушения, допускаемые налоговиками при проведении камеральных налоговых проверок, которые затрагивают права и законные интересы налогоплательщика.

Кстати, указанное в определении КС РФ № 441-О-О о природе камеральной проверки на мой взгляд, можно, при грамотном подходе, использовать в пользу налогоплательщика.

КС указал (об этом мы писали выше), что камеральная проверка «нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия неправильного применения ими налогового закона».

Так вот, на мой взгляд, указание КС РФ на «смягчить для налогоплательщиков последствия …» может в суде быть рассмотрено как основание для смягчения ответственности в случае выявления в ходе камеральной налоговой проверки нарушений (причем до полного освобождения).

Ну, а теперь, давайте попробуем разобраться в хитросплетениях правил проведения камеральной проверки и, в конце концов, сделаем вывод: на что мы имеем право, когда мы можем не подчиниться требованиям налогового органа, а в каких случаях необходимо подчиниться налоговикам.

 

Продолжение следует…

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик
Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений. Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 885-71-05 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru
Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top