Налоговым контролем является ряд методов и приемов, установленных нормативными актами, с помощью которых обеспечивается соблюдение Налогового кодекса и производства. Налоговый контроль состоит из таких мероприятий:
- Наблюдения за объектами хозяйственных отношений.
- Анализа и учета, а также прогнозирования тенденций в сфере налогообложения.
- Мероприятий по пресечению и профилактике нарушений.
- Поиск нарушений и привлечение к ответственности нарушителей НК.
Осуществлять такой контроль могут как государственные органы, так и бухгалтерские и финансовые подразделениями компаний, а также аудиторы. Фомы налогового контроля определяются Налоговым кодексом, статьей 82.
Базовым методом контроля ФНС России является учет налогоплательщиков, закрепленный Налоговым кодексом в 83-86 статье. Такая постановка осуществляется по месту регистрации объекта налогообложения:
- Компании и предприятий.
- Индивидуальных предпринимателей.
- Филиалов и подразделений компаний.
- Недвижимости и транспортных средств, облагаемых налогом.
Постановка на налоговый учет, согласно закону, должна быть осуществлена в течение десяти дней с момента регистрации. Территориальный орган ФНС обязан поставить на учет налогоплательщика в течение пяти дней. После чего, налогоплательщику присваивается ИНН – единый на всей территории России и для всех номер. Именно этот номер в качестве индефикатора должен указываться во всех отчетах и декларациях, сдаваемых в ФНС.
Федеральные налоги РФ
Налоговый кодекс редакции 2005 года предусматривает десять видов федеральных налогов и сборов:
- НДС или на добавленную стоимость. В пользу федерального бюджета взимается часть добавленной стоимости образуемой в процессе производства и торгового оборота товара. Рассчитывается он в качестве разницы между полученным и оплаченным НДС. Уплачивают данный вид налога хозяйствующие субъекты, чья налоговая база за три идущих к ряду календарных месяца превышает 2 миллиона рублей. Под НДС попадают товары и услуги, реализуемые на территории России, а также ввозимые на территорию РФ. Существует ряд льготных категорий, не подлежащих этому виду налогообложению, например, услуги медицины, общественного транспорта, банковские операции и пр. Уплата НДС регулируется Налоговым и Таможенным законодательством.
- Акцизный сбор – косвенный налог, под который попадает ряд определенных товаров, таких как алкоголь, табачные изделия, автотранспорт, топливо для автотранспорта и пр. Акцизный сбор поступает со всех товаров, реализованных в пределах РФ. Экспортные акцизные товары не подлежат налогообложению, только в случае если экспортируются непосредственно производителем.
- НДФЛ –на доходы физического лица является прямым налогом и под него попадают все доходы физических лиц, полученные ими как в РФ, так и за рубежом. Средняя ставка составляет 13%, однако существуют как льготы, так и повышенные ставки до 30%. Например повышенной ставке подлежат выигрыши и призы, а также доходы нерезидентов РФ.
- ЕСН – единый социальный налог включает себя внесение платежей в фонд страхования РФ, в пенсионный фонд и фонд страхования от несчастных случаев.
- На прибыль юридических лиц, которая определяется на основе налоговой отчетности. Уплачивается организациями, которые не попали под другие виды специальных налоговых режимов.
- Сборы за пользования водными и биологическими ресурсами. Определятся согласно ставкам на единицу измерения – штук, тонн и пр.
- Водный налог выплачивается как организациями так и физическими лицами за использование водных ресурсов.
- Государственная пошлина, взимаемая за юридически значимые услуги оказываемые гражданам и юридическим лицам.
- Налог на добычу полезных ископаемых на территории РФ. Сюда включена добыча угля, нефти, газа руды и редкоземельных металлов, а также пр. полезных ископаемых.
- Налог на наследство, уплачивается с имущества, полученного в качестве наследования гражданами РФ и иностранными гражданами.
Региональные налоги
Помимо федеральных, законом определены и налоги, уплачиваемые региональные бюджеты. К ним относятся:
- На имущество юридических лиц. Исчисляется исходя из остаточной стоимости движимого и недвижимого имущество находящегося в собственности предприятия. Ставка определена статьей 380 Налогового кодекса и составляет 2,2%. При этом регионы имеют право устанавливать свои налоговые ставки, если они не будут превышать установленные законом.
- Транспортный, уплачивается по месту регистрации автомобиля. Налоговая ставка и порядок уплаты данного налога определяются местными органами власти. При этом налоговая ставка не должна превышать установленную в НК РФ.
- На игорный бизнес. Исчисляется из количества игровых столов (автоматов) принадлежащих юридическому лицу или предпринимателю.
Налоги в местный бюджет
Законом предусмотрены и местные налоги, к ним относятся:
- На имущество физических лиц. Налогом облагаются принадлежащие гражданам квартиры и дома, строения, здания и гаражи, находящиеся в собственности.
- Земельный, уплачивается земельных участков находящихся в пределах муниципального образования.
Особые режимы налогообложения
НК в 8 разделе предусматривает для ряда граждан и юридических лиц особый режим налогообложения:
- ЕСХН – единый налог для сельхоз производителей со ставкой в 6% на доходы от деятельности с вычетом расходов, перечень которых есть в НК.
- УСН – или упрощенная система налогообложения. Предусматривает уплату единого налога, если сумма годового оборота не превышает 15 млн. руб.
- ЕНВД – единый налог на отдельные виды деятельности со ставкой в 15% от дохода.
Правовое регулирование налогового контроля
Функции налогового контроля, возложены на должностных лиц ФНС и заключается в проведении проверок, которые как указано в Налоговом кодексе статье 87, не должны охватывать период более чем в три года. Согласно 113 статье НК, по истечению срока в три года со дня совершения нарушения, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности.
Налоговые проверки можно разделить на два вида:
- Камеральную, которая согласно 88 статье Налогового кодекса должна осуществляться по месту расположения территориальной ФНС, без выезда на предприятие. Осуществляется она на основе сданных отчетов и деклараций и может занимать до трех месяцев со дня сдачи.
- Выездную, которая регулируется статьей 89 НК. Данный вид проверки осуществляется непосредственно на предприятии налогоплательщика и охватывает период от последнего отчета до времени проведения проверки. При этом допускается проверка за период до трех лет, но не более. Частота таких мероприятий определяется законом и не должна превышать одного раза в год.
Налоговая ответственность за нарушение НК регулируется статьей 106 НК и предусматривает привлечение за правонарушение законодательства в виде бездействий или действий приведших к нарушениям. Выражается ответственность в применении к правонарушителю санкций со стороны ФНС.
Субъекты налоговых отношений
В качестве субъектов налоговой ответственности могут выступать:
- Юридические лица.
- Физические лица.
- Индивидуальные предприниматели.
- Должностные лица, осуществляющие налоговый контроль и прочие должностные лица.
Виды нарушений налогового законодательства
Перечень видов нарушений и ответственности за их совершения перечислены в статье 18 НК. Условия привлечения к ответственности указаны общие. Кроме того в данную статью внесено положение о презумпции невиновности, которая подразумевает, что:
- Пока виновность налогоплательщика не будет доказана в порядке, предусмотренном законодательством, и не будет установлена решением суда, вступившим в силу, он считается невиновным.
- Свою невиновность налогоплательщик доказывать не обязан, так как это обязанность представителей налоговых органов.
- Любые сомнения в виновности при совершении налогового нарушения должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
Статья 110 и 112 НК указывают на обстоятельства, при которых могут быть совершены нарушения и которые учитываются при применении санкций и привлечении к ответственности: отягощающие, смягчающие, наличие или отсутствие умысла и пр.
Тогда как срок давности по нарушениям составляют три года со дня их совершения, сроки взыскания определены для фискальных органов в три месяца со дня выявления нарушений и подписания акта.
Категории налоговых нарушений разделяются, зависимо от направленности на:
- Нарушения, связанные с системой налогов.
- Нарушения при исполнении гарантийных обязательств налогоплательщика.
- Нарушения, совершенные при ведении учета бухгалтерского и финансового.
- Нарушения, совершенные при осуществлении контрольных функций налоговыми органами.
- Нарушения при сдаче отчетности и деклараций.
- Нарушения в части уплаты налогов.
- Нарушения прав налогоплательщиков со стороны налоговых органов.
Субъекты нарушений и ответственности
Субъектами нарушений и ответственности могут стать:
- Налогоплательщики, нарушившие НК по уплате и исчислению налога.
- Сотрудники фискальных органов за нарушение порядка взимания и перечисления налогов в бюджет.
- Финансовые учреждения за неисполнение платежного поручения налогоплательщика.
НК четко определяет виды налоговых нарушений, за которые налогоплательщик может быть привлечен к ответственности:
- Сокрытие доходов, которое выражается в неотражении полученной выручки от продаж работ или услуг в учетных документах налогоплательщика и не отражение полученной прибыли от неучтенных операций в налоговых отчетах.
- Занижение прибыли подразумевает снижения налоговой базы и может иметь различные формы:
• Занижение прибыли приводит к неверному расчету налоговой базы.
• Незаконное внесение расходов к обоснованным затратам.
• Неверное отражение курсовой разницы при совершении валютных операций.
• Внесение в затраты ремонтных работ при наличии специального фонда на ремонты.
• Некорректное списание убытков.
• Ошибки в расчетах прибыли в меньшую сторону. - Неотражение в отчетности или сокрытие объекта подлежащего налогообложению.
- Ведение бухгалтерского и финансового учета с нарушениями, которое может привести к отражению расходов не в должном учетном периоде, внесение расходов, не имеющих отношения к хозяйственной деятельности, и пр.
- Несвоевременная сдача отчетности или непредоставление в налоговый орган положенных документов и отчетов.
- Просрочка в уплате налогов и сборов влечет за собой начисление пени. Взыскивается пеня согласно статье 75 и 133 Налогового кодекса и начисляется за каждый просроченный день, в процентном соотношении от просроченной суммы.
Для ФНС и банковских структур ответственность наступает:
- Для сборщика налогов в случае нарушения порядка взыскания и перечисления налога с физического лица.
- Банковские структуры, согласно статьям 132-135 Налогового кодекса несут ответственность в таких случаях:
- При нарушении правил открытия счетов.
- При несвоевременном перечислении сборов и налогов в бюджет.
- При неисполнении постановления о заморозке счетов налогоплательщика.
- При неисполнении постановления о принудительном взыскании налогов и сборов со счета клиента.
В свою очередь, ответственность за правонарушения НК регулируется:
- При обнаружении налоговых нарушений — Налоговым кодексом.
- При наличии административных нарушений — законодательством о административных нарушениях.
- При наличии уголовно-наказуемых нарушений – УК РФ.
Налоговым Кодексом предусматриваются различные виды ответственности за правонарушения: - В виде штрафов за правонарушения предусмотренные НК. Такой вид ответственности наступает, если налогоплательщик добровольно уплачивает штраф или он взыскивается по решению суда.
- В виде пени, за просрочку при уплате положенных налогов и сборов. Данный вид ответственности наступает сразу и может быть взыскан принудительно.
Согласно 108 статье НК, ответственность за правонарушение может нести не только организация, но и ее руководство.
К административной ответственности за нарушение НК могут быть привлечены и должностные лица компании. При этом органы ФНС не имеют полномочий согласно КоАП самостоятельно привлекать к административной ответственности, без помощи других государственных структур. ФНС имеет право только составлять акты о выявленных нарушениях на руководство компаний, а не привлекать их к ответственности.
Основания для привлечения руководства предусмотренные в КоАП как правило те же что и в НК:
- Нарушение установленных сроков регистрации компании.
- Нарушения в сфере ведения бухгалтерской и иной отчетности.
- Систематические нарушения правил сдачи отчетности в органы ФНС.
- Сокрытие доходов и искажение информации в декларации.
К лицам, которые могут быть привлечены за нарушение Налогового законодательства к административной ответственности, относятся руководители компаний и главные бухгалтера. На виновных в нарушении законодательства, согласно административному праву накладывается штраф.
Согласно УК, ответственность за нарушение налогового законодательства и таможенных правил возможна и уголовная ответственность, если обнаруженные нарушения содержат признаки преступления.
Уголовная ответственность предусматривается законом, в том числе и за налоговые преступления.
Особо можно выделить несколько из них, предусмотренных в Уголовном кодексе, в статьях 194, 198,199:
- Неуплата таможенных сборов и платежей организацией или физическим лицом.
- Уклонение от налоговых обязательств физическим лицом.
- Уклонение от налоговых обязательств юридическим лицом.
- Неисполнение налоговым агентом своих налоговых обязательств.
- Сокрытие от исполнительного производства в пользу бюджета средств или имущества.
Уголовная ответственность, как правило, наступает при нарушении НК И ТК если сумма нарушений определена как крупная или особо крупная.
Форма и способы защиты прав налогоплательщиков предусмотрены в главах 19-20 НК и предусматривают административную и судебную защиту.
Административная форма регулируется статьями с 128 по 141 НК в виде направления жалоб вышестоящему должностному лицу или органу. Срок направления жалобы определен в 3 месяца со дня выявления факта нарушения прав. Время на рассмотрение жалобы органами ФНС определен срок в один месяц.
Защита прав налогоплательщика предусмотрена в 142 статье НК и подразумевает рассмотрение жалоб на действия представителей ФНС, и рассматриваются согласно процедуре установленной гражданским или арбитражным процессуальным законодательством и иными законами и актами.