Выездная налоговая проверка Защита прав налогоплательщика

Организация и методика проведения налоговых проверок

13 августа 2018

Что представляет собой налоговый контроль

Налоговый контроль – это предусмотренная законом деятельность налоговиков, которая состоит в осуществлении проверки за следованием и соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов норм законов, определяющих порядок начисления и выплаты налогов и сборов в состав доходной части бюджета РФ.

Рассматривая понятие подобного контроля в узком понимании можно отметить, что главной целью таких процедур является обеспечение максимально возможного сбора фискальных платежей, который бы служил обеспечением выполнения своей центральной задачи.

А именно, отслеживание поступления платежей в состав доходной части бюджета страны при минимальном уровне выплат для содержания органов налогового контролирования, а также обеспечение повсеместного привлечения к ответственности объектов подобного контроля при совершении нарушений налоговых законов.

В широком смысле цель совершения контроля в данной сфере следует считать формирование совершенной системы налогообложения, а также такого уровня дисциплины в среде налогоплательщиков, который исключал бы возможность нарушать нормы налоговых законов.

Главным стержнем налоговой системы РФ, а также контролирующей и проверяющей основой соблюдения норм законов считается Федеральная налоговая служба и её территориальные отделения.

Проверки, осуществляемые налоговиками – это центральный вид фискального контроля, определяющий параметры правильного начисления, полноты и своевременности выплаты налогоплательщиками платежей и сборов в состав бюджета страны, а также следования ими другим обязанностям, оговоренным нормами НК РФ и другими законами.

Цель ревизии – контролирование соблюдения налогового законодательства, своевременности и полноты выплаты налогов и сборов.

Вследствие осуществления фискального контроля налоговики разрешают одновременно ряд важных задач:

  • выявляют и пресекают факты нарушения законов о налогах и сборах;
  • предупреждают совершение уголовных преступлений и административных правонарушений.

Налоговиками проводятся два вида фискальных ревизий:

  1. камеральные налоговые проверки;
  2. выездные налоговые проверки.

Центральное отличие этих форм контроля состоит в объемах проверяемой документации. В процессе сплошной проверки контролю подлежит вся документация организации, без исключения и ограничения.

Когда происходит выборочная проверка контролируется лишь часть бумаг организации.
При камеральной проверке применяется только выборочный метод. Однако при необходимости в осуществлении сплошной проверки бумаг, налоговики назначают выездную проверку.

Фискальные ревизии, проводимые налоговиками, условно, по совокупности всех проверяемых вопросов можно подразделить на такие:

  1. Комплексные: охватывают объем финансово-хозяйственной активности налогоплательщика; проверяются все аспекты соблюдения фискальных законов за проверяемый период; подвергается аналитике весь спектр финансово-хозяйственной активности организации с позиции правильного начисления и выплаты всего объема налогов и сборов, которые надлежит уплачивать проверяемым налогоплательщиком;
  2. Выборочные: предметом контроля также является комплекс финансово-хозяйственной активности налогоплательщика, однако в аспекте начисления и оплаты отдельных видов налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и т.д.;
  3. Целевые: проверяется следование нормам законов по отдельным ответвлениям финансово-налоговой активности налогоплательщика или выделенным финансово-хозяйственным операциям.

По целевому критерию следует определить проверки обычные и контрольные, также НК РФ оговаривается возможность проведения контрольного контроля налогоплательщиков.
Этот вид ревизии осуществляется при проведении контроля за активностью нижестоящего фискального органа вышестоящим. Ограничений на данный вид фискального контроля не предусмотрено.

Отличие подобного вида ревизии налогоплательщиком определено не будет. Приоритетной целью таких проверок является оценка уровня качества предшествующих проведенных ревизий, а не контроль финансово-хозяйственной активности налогоплательщика. Но при выявлении нарушений субъектом ответственности станет выступать и налогоплательщик.

Каковы права компании в рамках налоговых проверок?

Компания в процессе проведения фискальной ревизии налоговиками обладает таким спектром прав:

  1. быть получателем бесплатной информации о ставках действующих налогов и сборов, изменениях в законах и других нормах, касающихся налогов и сборов, а также об объемах прав и обязанностей у налогоплательщиков и налоговиков, а также полномочий у последних;
  2. быть получателем письменных разъяснений касательно вопросов применения законов о налогах и сборах от налоговиков и других государственных учреждений;
  3. быть представителем своих интересов в части налоговых правоотношений в личном порядке или с привлечением представителя;
  4. давать пояснения по исчислениям и выплатам налогов в адрес налоговиков, а также по содержанию актов проведенных налоговых проверок;
  5. быть присутствующим в процессе осуществления выездных фискальных ревизий;
  6. получать копии актов фискальных проверок и решений налоговиков, в том числе уведомлений и требований о выплате налогов;
  7. требовать от налоговиков соблюдать законы о налогах и сборах в процессе осуществления ими действий по отношению к налогоплательщикам;
  8. не исполнять неправомерных актов и требований сотрудников налоговых инспекций, которые не пребывают в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ или содержания других законов;
  9. обжаловать акты налоговиков, а также их действия или бездеятельность;
  10. требовать соблюдения налоговой тайны;
  11. потребовать возместить убытки в полном объеме, которые были следствием причинения незаконных решений налоговиков или совершением незаконного действия или бездеятельности их должностных лиц.

Каковы обязанности налогоплательщиков при налоговых проверок?

Спектр обязанностей налогоплательщиков в процессе проведения контроля налоговиками подразумевает:

  1. предоставление налоговикам по месту учёта деклараций по тем налогам, обязательства по уплате которых несет налогоплательщик, если это оговорено в нормах законов о налогах и сборах, а также бухгалтерской отчётности во исполнение ФЗ «О бухгалтерском учёте»;
  2. предоставление налоговикам необходимых для начисления и выплаты налогов бумаг в случаях, оговоренных НК РФ;
  3. выполнение содержания законных требований налоговиков по поводу устранения выявленных нарушений законов о налогах и сборах, а также отсутствие препятствия проведению законной деятельности налоговиков в процессе исполнения ими своих служебных обязанностей;
  4. предоставление налоговикам требуемой информации и документов в случаях и порядке, оговоренном НК РФ;
  5. обеспечивать сохранность информации, которую содержат документы бухгалтерского учета и других бумаг, которые необходимы для вычисления и выплаты налогов, а также бумаг, которые служат доказательством полученных доходов и произведенных расходов, выплаченных налогов за период последних четырех лет.

Организация и методика проведения налоговых проверок

Выбор метода напрямую зависит от длительности проверяемого периода, налогов, объёмов деятельности налогоплательщика и численности проверяющих. Но следует помнить, что использование выборочного метода дает в руки налогоплательщика дополнительный козырь для оспаривания результатов выездной проверки.

Следует также знать, что сама законодательная база не имеет информации о методах, которые применяются в процессе фискальной ревизии. Кроме этого, налоговики должны определить все существующие фактические обстоятельства, которые связаны с корректностью начисления и своевременностью перечисления налогов фирмой, не ограничиваясь информацией, отраженной самим налогоплательщиком.

Каковы права налоговиков при проверках?

Спектр прав налоговиков в процессе осуществления налоговых проверок:

  1. право требования у налогоплательщиков или налоговых агентов бумаг по формам, которые утверждены государственными и муниципальными органами, которые являются предпосылками для начисления и выплаты налогов, а также пояснения и бумаги, служащие подтверждением правильности начисления и своевременности выплаты налогов;
  2. право проведения ревизий, определенное в НК РФ;
  3. право произведения выемки документации в процессе организации фискальных проверок у фирмы, которые служат свидетельством совершения налоговых нарушений закона, в случаях, когда имеется достаточно основания предполагать, что данные бумаги будут утилизированы, скрыты, подкорректированы или заменены;
  4. право вызова на основании содержания письменного уведомления в налоговую сотрудников фирмы для предоставления пояснения в связи с выплатой ею налогов или в связи с проведением фискальной ревизии, а также в других случаях, которые связаны с выполнением ими законов о налогах и сборах;
  5. право приостановления движения по счетам налогоплательщика в банках и право наложения ареста на комплекс его имущества в порядке, оговоренном НК РФ;
  6. право осмотра любых применяемых компанией для извлекания дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и других помещений и территорий;
  7. право проведения инвентаризации, принадлежащего налогоплательщику имущественного комплекса;
  8. право вычисления величины сумм налогов, которые подлежат внесению компанией в состав доходной части бюджета или внебюджетных фондов, расчётным путем, основываясь на информации о компании, а также данных о других аналогичных фирмах. Использование расчётного метода в случаях отказа налогоплательщиком в допуске проверяющих к осмотру производственных, складских, торговых и других площадей и территорий, применяемых налогоплательщиком для извлекания дохода или связанных с обслуживанием объектов налогообложения. Это же происходит, когда налогоплательщик в период более 2 месяцев не показывает бумаги, требуемые для расчёта налогов, или если у него отсутствуют учёт доходов и расходов, объектов налогообложения или учёт проводится в нарушение установленного порядка, что не предоставляет возможности исчислять величину налогов;
  9. право требования от компании устранить определенные в ходе проверки нарушения налогового законодательства и контролирования выполнения данных требований;
  10. право взыскать недоимки по налогам и сборам, а также начисления пени в порядке, определенном НК РФ;
  11. право требования бумаг от банков, доказывающих выполнение содержания платежных поручений компании и инкассовых поручений налоговиков о списании со счетов компании определенных сумм налогов и пени;
  12. право привлечения для осуществления фискальной проверки специалистов узкого профиля, а также экспертов и переводчиков;
  13. право вызова в роли свидетелей лиц, которым могут быть известными какие-либо сведения, которые обладают значением для организации налогового контроля;
  14. право заявления ходатайств об аннуляции или приостановлении действия выданных юридическим лицам лицензий на право проведения определенных видов деловой активности;
  15. право предъявления исков в суд, перечень предметов которых определен содержанием норм НК РФ;
  16. Направление организации копий актов фискальных ревизий и решений налоговой инспекции, а также в случаях, которые оговорены содержанием НК РФ, налоговых уведомлений и требований о выплате налогов;

В спектр обязанностей должностных лиц фискальных органов входит:

  1. действие при строгом соблюдении норм НК РФ и других законов;
  2. реализация прав и обязанностей налоговых органов в границах своей компетенции;
  3. корректное и внимательное отношение к налогоплательщикам, их представителям и другим участникам налоговых правоотношений, отсутствие унижения их чести и достоинства со своей стороны.

Сроки выездных налоговых проверок

Выездная фискальная проверка не может производится в период, который достигает более двух месяцев. Данный срок способен насчитывать четыре календарных месяца, а в исключительных ситуациях быть продлен до шести.

Основания для продления срока:

  1. в отношение крупнейших налогоплательщиков;
  2. если в продолжение проверки были получены сведения о наличии у налогоплательщика о наличии нарушений актов законодателя о законах и сборах от правоохранительных и контролирующих инстанций, требующих проведения углубленной проверки;
  3. форс-мажорные обстоятельства;
  4. проведение проверок организаций, которые имеют в своем составе несколько отдельных подразделений:
    • 4 и более – до 4 месяцев;
    • Менее 4 – до 4 месяцев, если общая сумма вех налогов, разделена на двое, и 50% приходится на эти обособленные подразделения, или удельный вес имущественного комплекса в общем составе баланса имущества не менее 50% от общей величины стоимости имущества фирмы;
    • 10 и более подразделений – до 6 месяцев;
  5. отсутствие поданных для проверки документов в установленные сроки, требуемых для ведения налоговой проверки;
  6. другие обстоятельства.

Приемы и методы проведения выездной налоговой проверки

В зависимости от характера проведения налоговой проверки в процессе её организации могут использоваться такие методы:

  1. Сплошной метод. При его применении проверке подвергается весь объем документации проверяемой компании за охватываемый проверкой период. Использование данного метода позволяет провести тщательный контроль, не оставив без внимания никаких важных нюансов, которые имеют значение для подтверждения присутствия признаков фискального правонарушения в деятельности проверяемой организации;
  2. Выборочный метод. Проверке в данном случае подвергается лишь часть бумаг по некоторым налоговым (отчётным) временным отрезкам, а также распространяющиеся и остальные налоговые периоды. Зачастую в таком случае обнаруживаются систематические нарушения. Проведение подобных проверок позволяют сэкономить рабочее время налоговиков. Однако недостатком служит наличие повышенного риска отсутствия обнаружения ошибок плательщиков налогов. При обнаружении нарушений в результате организации выездной фискальной ревизии с применением выборочного метода, рекомендуется проведение проверки с использованием сплошного метода, что считается более эффективным методом.

Выездная налоговая проверка: формы и методы ее проведения

Сопоставление судебных документов и анализ судебной практики является свидетельством того, что в процессе рассмотрения дел в судах нередко появляется вопрос по поводу того, каким методом была проведена налоговая проверка.

В то же время в содержании законов не предусматривается положений о методах, которые используются налоговиками при поведении проверок.

Так же наименование метода выездной проверки не содержится в решении о её проведении. Это должно быть отражено лишь в тексте специально утвержденной формы акта об организации проведения выездной налоговой проверки.

В продолжение проверок должностные лица инспекций самостоятельно выбирают метод проверки. А налогоплательщиков ставят в известность о примененном методе проверки исключительно при нарочном вручении акта выездной проверки, а такая бумага оформляется по окончанию проведения проверки.

Данный факт способен оказать негативное влияние на выводы проверки, так как основной смысл проведения проверки налоговиками – это проверка корректного начисления и своевременности выплаты одного или нескольких видов налогов по месту нахождения налогоплательщика на основании изучения как документации, так и фактического состояния объектов налогообложения.

Это обстоятельство указывает на то, что в обязанности суда входит установка действительности обязанности налогоплательщика по выплатам налогов.

Методика проведения выездной налоговой проверки

Если проводить аналитику спектра прав и обязанностей налоговиков, то это послужит определением метода фискальной проверки в качестве способа или совокупности приемов, при применении которых налоговики способны установить уровень соблюдения налогоплательщиками законов о налогах в период, который служит предметом проверки.

Выездная налоговая проверка может иметь своей основной целью контролирование начисления одного (тематическая) или нескольких налогов (комплексная).
Выездная ревизия проводится по двумя возможным применяемым методам: сплошной и выборочный. При этом, как комплексные, так и тематические проверки проводятся как сплошным, так и выборочным методами.

В процессе применения сплошного метода налоговиками:

  1. Проверяется:
    • Ведение учёта налогоплательщиком;
    • Наличие документации, предусмотренной содержанием законов;
    • Факты, свидетельствующие о предоставлении требуемой законом отчётности в адрес налоговиков;
  2. Устанавливается:
    • Правильность выбора налогоплательщиком режима налогообложения по виду хозяйственной активности;
    • Факты, с наличием которых НК РФ связывает появление обязанности по начислении налогов;
    • Соблюдение предусмотренных требований законодателя в части правильного начисления налогов и сборов со стороны налогоплательщика;
  3. Истребуются:
    • При необходимости дополнительные бумаги официального характера, а также пояснения;
    • Сведения о налогоплательщике у сторонних лиц, фирм, контрагентов;
  4. Исследуются:
    • Корректность в составлении документов и присутствие в их содержании требуемых реквизитов;
    • Корректность и полнота учета документов;
    • Корректность в установлении объекта налогообложения, налоговой базы и т.д.
    • Полнота и корректность начисления налогов, в том числе своевременность, полнота и правильность его выплат в состав конкретного бюджета;
    • Соответствие срокам и корректность предоставленной налоговикам отчетности.

Налоговиками производится анализ и сопоставление документации, полученной от независимых организаций и контрагентов налогоплательщика. Сравниваются записи с первичными документами и записями по бух.учёту, налоговому учету и отчетности.

Оформляется вывод по наличию или отсутствию фискального правонарушения. При определении фактов об установленных правонарушениях определяется событие и состав правонарушения, происходит формирование доказательной базы, доначисление налогов и пени.

Выборочный метод выездной налоговой проверки выявляет контроль только части документации по некоторым налоговым периодам. Происходит выявление нарушений систематического характера, распространяемых налоговиками в счёт остальных налоговых периодов.

Применение выборочного метода позволяет экономить время, однако не отличается достаточной точностью. Кроме прочего, судебная практика утверждает на неправомерность использования последствий выборочного метода или отсутствие доказательной базы данной возможности.

С другой стороны, суды могут устанавливать реальные факты существования налоговых правонарушений из содержания выборочных документов.

Важно знать! Применительно к выездным фискальным ревизиям, выборочный метод проверки служит дополнительным основанием для процесса оспаривания её результатов.

Ответственность налогоплательщика за правонарушения

Меры юридической ответственности можно вменять лишь при существовании обнаруженного и выявленного в ходе налоговой проверки правонарушения. Среди них меры уголовного, административного и налогового наказания в качестве результата наступления ответственности.
Конкретный вид определяется в зависимости от характера совершенного правонарушения в сфере налоговых правоотношений.

Согласно нормам, закреплённым в НК РФ (ст.10), налоговая ответственность обладает рядом отличий от стандартных, таких как административная и уголовная.
Налоговые правонарушения в зависимости от степени опасности делят на преступления и проступки.

Уголовная ответственность за налоговые преступления закреплена исключительно нормами УК РФ (ст.ст. 198, 199, 199.1, 199.2).

По результатам налоговой проверки руководитель налоговой службы может в своём решении вынести заключение о привлечении к ответственности (ст.101 НК РФ) за совершение налогового правонарушения.

Во втором случае может быть вынесено решение в форме акта (ст.101.4 НК РФ) в случае выявления фактов явного нарушения законов о налогах и сборах. В его содержании указываются документально доказанные факты, подтверждающие факт совершения налогового правонарушения.

Административная ответственность в части совершения налоговых правонарушений предусмотрена КоАП РФ (ст.ст.15.3-15.9), а величина штрафов колеблется в размере от 500 до 3000 рублей.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик

Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений.

Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: + 7 (495) 885-71-05 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru

Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top