Защита прав налогоплательщика

Организация проведения служебной проверки

28 марта 2024

Сегодня поговорим о таком явлении, как служебная проверка.

Что представляет собой служебная проверка?

Посмотрите мое видео на тему, связанную с коррупционными преступлениями. Думаю, что будет интересно. Подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы. Обращайтесь за консультацией.

По общему определению, это мероприятия в пределах дисциплинарного дела в отношении конкретных сотрудников. Назначаются в целях тщательного изучения обстоятельств по факту дисциплинарного правонарушения, совершенного работником подразделения МВД. Либо по факту неосуществления им возложенных задач.

Нормативные основы для проведения служебных проверок:

  • Федеральный закона № 342 от 30.11.2011 «О службе в ОВД РФ», а именно ст. 52;
  • Федеральный закон № 3 от 07.02.2011 «О полиции»;
  • Приказ МВД России № 161 от 26.03.2013, утвердивший регламент осуществления должностных расследований;
  • Дисциплинарный устав ОВД № 1377 от 14.10.2012;
  • Инструкция по обеспечению режима секретности в РФ, принятая постановлением Правительства РФ № 3-1 от 05.01.2004 — по делам, связанным с распространением государственных секретов и охраняемых законом тайн.

В каких случаях проводится проверка?

Причины, вызывающие назначение дисциплинарного расследования, могут быть разные.

Во-первых. Потребность в получении информации о причинах, толкнувших служащего на совершение служебного правонарушения, а также выяснения всех обстоятельств происшедшего.

Во-вторых. Выяснение, есть ли в деле условия, указанные в законодательстве (ст. 14 ФЗ № 342 от 30.11.2011), а именно:

  • вступление в силу решения суда о признании работника ограниченно либо полностью недееспособным;
  • вступление в силу приговора суда о признании преступником, наличии судимости, даже погашенной или снятой;
  • наличие фактов уголовного преследования, оконченного в связи с улаживанием дела, изданием акта государственного помилования, а также с деятельным сожалением;
  • работник не хочет оформлять допуск к секретной информации, в то время как его деятельность связана с постоянным использованием таких сведений;
  • состояние здоровья расходится с установленными нормативами;
  • наличие близких родственников в прямом подчинении или начальствовании;
  • выход из гражданства РФ, получение статуса иностранца;
  • наличие фальсифицированных документов или искаженной информации для поступления в органы ОВД.

В-третьих. Ходатайство самого работника.

Кем могут быть назначены расследования?

Дать приказ об изучении обстоятельств дела могут:

  • министр;
  • зам.министра;
  • руководитель органа либо подразделения МВД;
  • зам руководителя местного МВД уровня округа, региона, межрегиона;
  • начальник структурного отделения МВД уровня округа, региона, имеющего службу HR — на подчиненного ему работника.

Если проверке подвергаются сами сотрудники собственной безопасности, то решение подписывает:

  • министр;
  • руководитель главного управления собственной безопасности, его замы;
  • глава местного УВД по согласованию с управлением собственной безопасности МВД.

Что необходимо установить в ходе проверки?

В соответствии с п. 3 ст. 52 Федерального закона «О службе в ОВД РФ», проверяющие лица должны установить следующую информацию:

  • детали и нюансы произошедшего инцидента;
  • насколько служащий виновен в случившемся происшествии;
  • источники и признаки, толкнувшие работника на совершения дисциплинарного правонарушения;
  • объем и содержание ущерба, нанесенного виновным лицом своими противоправными действиями;
  • имеются ли какие-либо факторы, преграждающие дальнейшее продолжение работы в ОВД.

Порядок и сроки проведения служебной проверки

Вердикт о начале дисциплинарного расследования подписывается начальником ОВД. Выражается в виде надписи, которую пишет начальник на документе, сигнализирующем наличие причин для проверки. Подобную распорядительную надпись также можно написать на отдельном листочке, прикрепляемом к основному документу.

Если изучение обстоятельств дела будет осуществляться комиссией, то публикуется специальное решение о ее создании и назначении.

Указанную резолюцию начальник должен наложить в течение 14 дней со дня получения бумаг, информирующих о причинах назначения расследования.

Сама проверка проводится в течение 1 месяца с момента ее назначения. При этом в указанный период не включаются:

  • время болезни работника, подтвержденной справками медицинских организаций;
  • период пребывания на отдыхе и в поездке по служебным делам;
  • иные уважительные основания, засвидетельствованные кадровой службой ОВД.

Кроме того, если окончание разбирательства приходится на нерабочий день, то оно переносится на последнюю рабочую дату перед выходным днем.

Какими полномочиями обладает проверяющее должностное лицо?

Сотрудник, проводящий проверку, имеет право:

  • брать письменные разъяснения по существу дела с работников МВД;
  • появляться на месте служебного правонарушения для знакомства с обстоятельствами;
  • предлагать отстранить от службы проверяемого сотрудника на время исследования;
  • запрашивать необходимые бумаги из других государственных органов и юридических лиц;
  • использовать для целей расследования базы данных и программы МВД;
  • исследовать и копировать бумаги, имеющие отношение к инциденту;
  • запрашивать у компетентных руководителей разрешение на ревизию;
  • при необходимости запрашивать разрешение на использование специалистов в особо сложных вопросах, получение необходимых консультаций;
  • использовать различные технические устройства для собирания доказательств;
  • предлагать оказание психологической поддержки проверяемому лицу;
  • предлагать проведение допроса с помощью психофизиологических средств.

Кроме того, у сотрудника, проводящего проверку, имеется перечень определенных обязанностей:

  • оберегать права проверяемого работника и других лиц, участвующих в деле;
  • защищать от несанкционированного доступа к информации, полученной в ходе расследования;
  • рассказать о правах, имеющихся у лица, в отношении которого осуществляется служебное дознание;
  • информировать компетентное начальство о поданных обращениях, а затем сообщать о результатах рассмотрения обращений заявителям;
  • письменно зафиксировать факты произошедшего правонарушения, а также сопутствующие обстоятельства, усиливающие либо сглаживающие вину работника;
  • исследовать все сведения о личностных и профессиональных особенностях служащего;
  • поднять всю имеющуюся информацию о других служебных проверках, проводившихся по данному сотруднику, об иных правонарушениях, допущенных им до этого;
  • попросить предоставить проверяемое лицо объяснительную записку по произошедшему инциденту, при этом, если опрашиваемое лицо записку в течение 2 рабочих дней не принесло либо отказалось ее давать, то проверяющий подписывает об этом документ, заверенный подписями 3 других служащих;
  • если на проверяющего сотрудника осуществляется давление либо любое иное воздействие, то требуется сразу же сообщить об этом непосредственному руководству;
  • произвести опрос среди других работников МВД, имеющих отношение к инциденту;
  • если в процессе расследования обнаружились факты неподобающего поведения со стороны других служащих МВД, то проинформировать об этом компетентных руководителей с постановкой вопроса о назначении проверки;
  • если требуется, то рекомендовать осуществить профилактику обстоятельств, явившихся причиной для совершения служебного правонарушения;
  • разработать письменное заключение по итогам проведенного расследования и передать начальству на рассмотрение;
  • представить свое заключение проверяемому сотруднику для информации.

Заключение по итогам служебной проверки

После окончания дисциплинарного розыска выносится заключение. Его утверждает начальство проверяющего лица.

Документ основывается на сведениях, полученных в ходе расследования. Состоит из нескольких разделов:

1) во вступлении указывается следующая информация:

  • должность, Ф.И.О. и иные данные проверяющего лица либо членов комиссии;
  • должность, Ф.И.О. и иные данные проверяемого работника, включая информацию об образовании, стаже работы, полученных наградах и взысканиях.

2) в основной части указываются:

  • причины назначения расследования;
  • объяснительная записка сотрудника;
  • непосредственное описание служебного правонарушения и всех сопутствующих обстоятельств;
  • иные дополнительные сведения, имеющие отношение к делу;
  • доказательства, свидетельствующие о вине или отсутствии таковой;
  • факторы, усиливающие или ослабляющие вину лица.

3) в итоговом разделе описываются:

  • выводы по итогам расследования, в том числе о вине или отсутствии вины в действиях проверяемого работника;
  • рекомендации по мерам воздействия в отношении виновного лица;
  • заключения по обстоятельствам, послужившим созданию инцидента;
  • заключения о наличии либо отсутствии условий, указанных в ст. 14 ФЗ «О службе в органах МВД»;
  • выводы об имеющихся в деле деталях или их отсутствии, о которых сообщал работник;
  • при необходимости рекомендации к отправке дела в следственные структуры для принятия соответствующих мер;
  • предложения по юридической, социальной или психологической поддержке служащему;
  • рекомендации по мероприятиям о ликвидации допущенных нарушений;
  • при необходимости предложения об обращении в соответствующие организации для оспаривания ложных сведений, а также подачи заявления о защите чести и достоинства;
  • предложения о профилактических мерах.

Проект заключения с дополнительной собранной информацией направляется на согласование в юридическую и кадровую службу. Затем направляется уполномоченному начальству в течение 3 дней с момента официального окончания расследования. Руководство должно утвердить документ в течение 5 дней с момента получения.

Впоследствии копия бумаги представляется в кадровую службу соответствующего органа МВД для внесения в личное дело проверяемого лица.

В дело по итогам расследования подшиваются следующие бумаги:

  • основополагающий документ, явившийся причиной назначения дисциплинарного дознания;
  • копия решения о назначении расследования;
  • объяснительные записки опрошенных лиц, другие полученные в процессе исследования материалы;
  • заключение по итогам проверки;
  • информация по выполнению мероприятий, назначенных по итогам исследования;
  • копия письма к лицу, ходатайствовавшему об осуществлении дознания.

Какие наказания могут быть наложены?

Сотрудника органов МВД по итогам следствия могут подвергнуть следующим видам наказаний:

  • замечание;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • информирование о неполном должностном соответствии;
  • переход на нижестоящую должность;
  • увольнение по отрицательным мотивам.

Обжалование проверки

Если работник не согласен с итогами проверки, он имеет полное право написать письменное ходатайство о пересмотре своему прямому начальнику. Если итоговое заключение начальства также не подходит служащему, то он вправе обратиться в вышестоящую инстанцию либо подать иск в суд.

Для подобных мероприятий сотруднику предоставляется срок в 3 месяца. Датой начала указанного срока является время получения под роспись решения о наложении служебного наказания по итогам проверки.

При этом обжалование наказания не служит преградой для его исполнения.

Если сотрудник решил поначалу подать рапорт о пересмотре дела начальству, то он должен быть изучен в течение 1 месяца с момента получения. Если итоги разбирательства сотрудника не удовлетворили, и он все-таки решил написать заявление в суд, то сделать это должен в течение 10 дней с момента получения решения по рапорту.

Вместе с тем, рассмотрение дела в суде неоднократно спасало сотрудника МВД от наказаний, вынесенных по итогам незаконно проведенной проверки.

Например, 12 января 2015 г. Осинский районный суд Пермского края вынес решение о признании незаконной служебной проверки в отношении сотрудницы органов МВД. В суде было установлено, что проверяющими лицами не были в полной мере соблюдены требования законодательства о проведении дисциплинарных расследований. В частности, несмотря на то, что в период дознания сотрудница находилась на лечении, в нарушение п. 17 «Порядка проведения проверок», ход расследования не был приостановлен. Также сотруднице, в нарушение п. 30.9 указанного выше документа, не было предложено написать пояснения по обстоятельствам дела.

Таким образом, ее права на всестороннее и объективное рассмотрение дела были нарушены. Исходя из указанных нарушений, допущенных при проведении проверки, суд принял решение признать итоги расследования незаконными.

В другом случае, Верхотурским районным судом Свердловской области также были отменены и признаны незаконными результаты дисциплинарного следствия, выразившиеся в наложении строгого выговора на сотрудника МВД. В решении суда указано, что проверка была проведена с грубыми нарушениями установленного порядка. Так, сотрудник, в отношении которого проводилось расследование, не был уведомлен о своих правах. Также его не ознакомили с итогами проверки. Таким образом, о наложении дисциплинарного взыскания служащий узнал только через 2 месяца. По этой причине он не мог обжаловать результаты проверки, а также решение руководства о наложении наказания.

Таким образом, если в действиях проверяющих лиц имеются нарушения закона и правил проведения дисциплинарных расследований, то впоследствии в судебном порядке возможно отменить итоги проверки.

Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале — https://t.me/tylikpavel Подписывайтесь на мой канал.

Мелкая взятка.  А может это был подарок?

Есть Гражданский кодекс и есть ст. 575 этого кодекса, которой, типа, не разрешается дарить должностным лицам подарки свыше 3000 рублей.

Иными словами, если дашь взятку должностному лицу в размере 3000 рублей и называешь это подарком, то уголовки не будет ни у тебя, ни у одаряемого.

Такое утверждение я слышу всегда от юристов, которые никогда не участвовали в судебных процессах по делам о даче и получении взятки (ст. 290 и 291 УК РФ).

Так вот, огорчу. Смотрите мое короткое видео на эту тему.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик
Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений. Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 885-71-05 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru
Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top