Защита прав налогоплательщика

Материальная ответственность бухгалтера в 2024 году 

20 марта 2024

Посмотрите мое видео в тему об ответственности главного бухгалтера. Думаю, что будет интересно.

Подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы. Обращайтесь за консультацией.

Стабильная работа любой организации во многом зависит от профессионализма ее бухгалтера. Если эту должность занимает грамотный и юридически подкованный человек, у бизнесмена не возникнет проблем ни с налоговой, ни с правоохранительными органами.

Соответственно, низко квалифицированный специалист рано или поздно приведет компанию к убыткам.

Как быть, если руководитель фирмы не учел этот важный момент, и принял на работу неграмотного или, что еще хуже, недобросовестного главбуха?

При каких условиях наступает полная материальная ответственность главного бухгалтера?

И как составить договор о материальной ответственности бухгалтера?

Анализируем ситуацию.

Первое, в чем стоит разобраться, – какие обязанности несет главбух. До недавнего времени перечень был весьма обширным. В него входила и разработка учетной политики организации, и составление бухгалтерской отчетности, и контролирование имущественных дел предприятия.

По состоянию на 2024 г. длинный список сократился, по сути, до одного единственного пункта – ведение бухгалтерского учета. Все остальные функции в организации отданы руководителю. По закону он имеет право переложить эти задачи на плечи своего главбуха, но за процесс их выполнения и результат все равно будет отвечать он сам.

Вопрос, который волнует любого бизнесмена, – будет ли отвечать его главбух за свои ошибки, которые потенциально могут принести компании ущерб? Однозначного ответа на него дать нельзя, и исход дела будет зависеть от множества сопутствующих нюансов.

О чем стоит знать в первую очередь?

Несмотря на то, что главный бухгалтер выполняет на предприятии одну из самых значимых функций, регламент его работы регулируется Трудовым кодексом РФ – так же, как и в случае с любым другим сотрудником. Это значит, что в отношении главбуха материальная ответственность в большинстве случае может быть применена только на общих основаниях.

Она бывает:

  1. Ограниченная. Подразумевает взыскание ущерба в размере не выше, чем средняя зарплата за месяц. Это правило применимо к работнику абсолютно любой должности.
  2. Полная персональная. Применяется к сотрудникам, включенным в установленный список или же в том случае, если заключен трудовой контракт, где предусмотрен соответствующий пункт о полном возмещения убытков.

Однако само по себе наличие контракта не гарантирует, что урон будет возмещен в полном объеме. Для этого работодателю нужно доказать несколько фактов.

В каких случаях это применимо?

Это случаи, когда:

  • имеет место быть факт умышленного причинения ущерба;
  • сотрудник совершил преступление (это может быть кража, специальный поджог);
  • в момент совершения нарушения сотрудник был пьян или употреблял наркотические и любые другие запрещенные вещества;
  • обнаруживается недостача финансовых средств;
  • работник разгласил коммерческую тайну предприятия.

Нюансы материальной ответственности главного бухгалтера

Все описанные выше условия могут быть применимы абсолютно к любому сотруднику компании. Если говорить конкретно о должности главного бухгалтера, то руководителю компании стоит обратить внимание на некоторые важные моменты:

  1.  Должен ли руководитель бухгалтерии отвечать за пробелы в работе своих подчиненных? Однозначно – да. Даже если в совершении ошибки виновен кто-либо из сотрудников бухгалтерии, а не сам главбух, отвечать за нее все равно будет последний. Поскольку именно он отвечает за все процессы, происходящие на этом участке. Однако это не означает, что платить за урон в 100% случаев должен главбух: если его подчиненный признал ошибку и написал соответствующую объяснительную, взыщут с рядового сотрудника. Сумма взыскания при этом по закону не может превышать средней зарплаты за месяц.
  2. Может ли главбух материально отвечать за ошибки экс-руководителя бухгалтерии? Нет. Если предприниматель взял на работу нового сотрудника, он должен понимать, что новый главбух не должен отвечать за ошибки своего предшественника. Привлечь можно только за период его официальной работы на фирме. Поэтому прежде чем окончательно распрощаться с бывшим бухгалтером, стоит внимательно проанализировать его деятельность на предмет возможных нарушений, которые могут нанести урон.
  3. Как заблаговременно обезопасить компанию от возможных преступных действий главбуха? Только путем тщательного отбора кадров. Преступных сфер, которые может провернуть недобросовестный главбух, масса. И далеко не всегда руководитель компании может их вовремя распознать. Профилактировать это по сути невозможно.

Какими правилами должен руководствоваться бизнесмен:

  1. Взять на работу сотрудника с хорошей репутацией (желательно по рекомендации).
  2. Самому периодически контролировать хозяйственные и финансовые процессы.
  3. Грамотно составить трудовой договор, четко обозначив условия наступления материальной ответственности для главбуха.

Договор о материальной ответственности главного бухгалтера (образец)

Существует перечень должностей, с которыми должен быть в обязательном порядке заключен контракт о материальной ответственности. Профессия бухгалтера в него не включена. Тем не менее применить положение о материальной ответственность к главбуху можно – эта должность, так же как и должность заместителя руководителя, входит в список исключений.

Правда, отдельный документ по этому поводу заключен быть не может – это явится нарушением закона. Все, на что может рассчитывать работодатель, – отдельный пункт в трудовом договоре, в котором оговариваются условия 100% возмещения убытков. Естественно, бухгалтер должен принять эти условия.

Как правильно составить договор и что в нем указать?

Первое и главное: в нем должна быть четко прописана фраза о том, что сотрудник принимает на себя полную матответсвенность за имущество компании.

Максимально детально должны быть оговорены и связанные с этим обязанности:

  • работник должен подтверждать, что он не только готов бережно относиться к вверенному ему имуществу фирмы, но и в случае необходимости делать все возможное, чтобы предотвратить причинение ущерба;
  • обязанностью сотрудника должно стать и оперативное информирование своего руководства о возникающих угрозах;
  • главбух обязуется также заниматься учетом и составлением отчетов о вверенном ему имуществе;
  • принимать участие в инвентаризациях и ревизиях.

Руководитель компании, в свою очередь, также несет обязанности перед сотрудником, которые должны быть указаны в документе. Среди них – создание комфортных условий для работы, ознакомление работника с документацией, с которой ему предстоит работать в дальнейшем, правилах обращения с вверенным ему имуществом.

В этом же договоре прописываются условия наступления материальной ответственности и ситуации, в которых сотрудник не обязан возмещать убытки (как правило, этим обстоятельством является отсутствие доказательств о его виновности).

Естественно, документ должен быть подписан обеими сторонами и подготовлен в двух экземплярах. Кроме того, должны быть соблюдены такие условия, как совершеннолетний возраст тех, кто подписывает документ, и типовая форма договора (найти ее можно, например, на официальном сайте Минтруда РФ).

Если договор составлен правильно, то бизнесмен может спать спокойно, не переживая о том, что новый бухгалтер своими неверными действиями нанесет убытки его предприятию.

Однако здесь есть много подводных камней, которые могут привести к неожиданным проблемам.

Разберем типичные ошибки при составлении такого договора.

  1. Первая и главная – недостаточно четкое прописывание всех условий наступления материальной ответственности и обязанностей главбуха.
  2. Заключение такого договора с рядовым или даже старшим бухгалтером, когда в штате есть главбух. Это является прямым нарушением закона.

Какой ущерб можно взыскать с главного бухгалтера

Что может послужить поводом для взысканий с главбуха? В значительном большинстве случаев — это допущенные им нарушения, связанные с налоговыми органами. Это может быть просрочка сдачи декларации или уплаты налогов, ошибки в начислении платежей. Любые применяемые к компании санкции (пеня, штраф) в этом случае должны лечь на плечи бухгалтера.

При этом директор фирмы должен понимать, что учесть ряд юридических тонкостей стоит заранее:

  1. Ответственность бухгалтера может наступить только в том случае, если данный вид его проступка четко указан в трудовом договоре. Иными словами, если компания несет убытки из-за недоработки сотрудника в налоговой сфере, но ни в одном документе не указано, что он по своим должностным обязанностям как-либо связан с этим направлением, речи о возмещении им ущерба идти не может. Это будет незаконным действием.
  2. Одного факта причинения ущерба компании главбухом недостаточно. Руководитель должен провести внутреннее расследование с последующим дисциплинарным взысканием. Причем его нужно правильно документально оформить. Без этого шансы взыскать ущерб практически равны нулю – суд скорее всего будет на стороне бухгалтера.

В каком порядке может взыскиваться ущерб?

Здесь также есть свои тонкости:

  • после того, как размер ущерба установлен, у работодателя есть 30 дней на то, чтобы составить соответствующее распоряжение о его взыскании;
  • если срок истек, а главбух отказывается признаваться свою вину и добровольно возмещать компании убытки, взыскать урон представляется возможным только по суду;
  • сотрудник может договориться с предпринимателем о рассрочке. В таком случае руководителю стоит затребовать расписку, в которой будут оговорены суммы и сроки;
  • работодатель может позволить возместить урон не в денежном эквиваленте, а, например, равноценным по стоимости имуществом;
  • в случае если сотрудник увольняется, это не освобождает от возмещения ущерба. Если он отказывается от этой обязанности, с него взыщут в судебном порядке.

Еще один значимый вопрос – определение размера ущерба.

Существует определенный порядок действий:

  • руководителем компании после выявления нарушения создается спецкомиссия, которая должна заняться детальным выяснением обстоятельств и подсчетом урона;
  • если фирма потерпела убытки имущественного характера (повреждено оборудование, например), ущерб рассчитывается исходя из среднерыночной стоимости поврежденных предметов;
  • потери иностранной валюты рассчитываются по нынешнему официальному курсу, драгметаллов и камней – с привлечением экспертов и опорой на соответствующий федеральный закон.

Как видим, компания имеет возможность привлечь главного бухгалтера к материальной ответственности. Причем способов есть несколько. Это и общие основания, применимые ко всем сотрудникам. И индивидуальные – те, что регламентированы соответствующим пунктом контракта.

Чтобы руководителю доказать факт причинения ущерба, скорее всего ему придется провести серьезную предварительную работу: организовать внутренне расследование, собрать доказательства и, если это необходимо, обратиться с набором собранных доводов в суд.

И в качестве вывода

Важно отметить, что материальная ответственность бухгалтера в 2023–2024 годах охватывает не только прямые финансовые убытки. Она также может включать ответственность за упущенную выгоду организации из-за неправильного учета или ошибок в отчетности.

Следовательно, бухгалтер должен обладать не только глубокими знаниями в области учета и налогообложения, но и пониманием потенциальных рисков для бизнеса.

Дополнительную сложность вносит постоянное изменение законодательства, требующее от бухгалтера непрерывного обучения и профессионального развития. В этом контексте, важна роль профессиональных сообществ и ассоциаций, предоставляющих информационную поддержку и обучающие материалы для специалистов.

Также необходимо учитывать этическую сторону профессии. Бухгалтер, действующий исключительно в рамках закона и этических норм, способен предотвратить множество потенциальных проблем для бизнеса. Ведь доверие между бухгалтером и руководством компании – это основа стабильной работы любой организации.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик
Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений. Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 885-71-05 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru
Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top