Посмотрите мое видео на тему, связанную с налоговыми проверками. Думаю, что будет интересно. Подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы. Обращайтесь за консультацией.
Существуют ли способы законной налоговой оптимизации, законного снижения налогового бремени?
Первое. Законные способы налоговой оптимизации существуют. Мы успешно занимаемся вопросами, связанными с оптимизаций, еще с 2013 года.
Второе, по содержанию статьи. Я ознакомился с содержанием вашей статьи об оптимизации налоговой нагрузки. Как я и ожидал, в предлагаемой к прочтению статье нет ответа на вопрос: «а что вообще в принципе необходимо делать, чтобы снизить налоговую нагрузку». В этой статье просто названы возможные режимы налогообложения. Но конкретные механизмы, технологии, как и при каких условиях эти режимы применять и вводить, — не указано ничего.
Вообще-то это правильно. Публично об этом не принято говорить. Да и читатели не смогут внедрить тот или иной механизм налоговой оптимизации самостоятельно по нескольким причинам:
- По причине отсутствия опыта, образования и специальных знаний в сфере налоговой оптимизации.
- Далее. Многие считают, что если в Гражданском кодексе РФ прописано правило совершения конкретной сделки, а в Налоговом кодексе РФ мы находим возможность оптимизации этой же сделки — то это разрешено и так можно сэкономить на налогах. Например, создаем предприятие «на упрощенке», доводим оборот до предельной суммы, приостанавливаем деятельность этой компании, регистрируем новое предприятие на друга, свата, брата и начинаем сначала и так до бесконечности. Запрета нет. Но эта схема работать с точки зрения налоговиков не будет, так как здесь отсутствует деловая цель (единственной целью будет налоговая экономия, а это запрещено) такой деятельности, налицо признаки взаимозависимости и очевиден «схематоз». Налоговая это так просто без внимания не оставит и доначислит, объединив доходы всех созданных таким образом компаний, переведя их на ОСН.
- Или другая ситуация. Предприятие решило по своим каким-то внутренним причинам внедрить у себя вахтовый метод работы и пригласить, скажем, в Москву пекарей из Ростова. Экономия в данном случае будет происходить за счет НДФЛ и страх.взносов с выплачиваемых компенсаций. Можно так делать? С точки зрения ТК РФ — да, конечно, можно. Я даже больше скажу — предприятие просто обязано так сделать. Но у налоговой службы возникнут другие вопросы: «А что в Москве нет пекарей? Почему именно из Ростова? Ребята, да у вас схематоз! Вы решили просто на налогах сэкономить! Доначисляем!» И ведь доначислят на весь размер выплаченных компенсаций! Например, за три года. Да еще и уголовку в догонку за уклонение от уплаты налогов. Какой вывод: перед внедрением названной схемы важно ее обосновать исходя не из своего понимания, что это должно быть так и не иначе (типа, в Москве пекарей нет!), а какого-то объективного критерия. И такой критерий есть. И его важно найти и обосновать до того, как вы данный метод оптимизации будете внедрять. А если вы его обоснуете исходя из своего субъективного мнения, а налоговый орган все объяснит исходя из своего, «государственного» мышления, то кому, как вы думаете, поверит суд? Очевидно, не вам.
- Зачастую, налогоплательщики пытаются в НК РФ открыть некий скрытый смысл, внимательно прочитать и внедрить ту или иную схему оптимизации. На самом деле, НК РФ содержит много противоречий (если мы будем говорить о налоговой оптимизации), условностей, а часть правил вынесено за его пределы и содержится в других законах. Поэтому для внедрения той или иной схемы необходимо учитывать содержание многих других законов и правил в совокупности и в рамках единой правовой системы и понимания. Например, учитываем добросовестность, осмотрительность, экономическую целесообразность, деловую цель, наличие/отсутствие взаимозависимости (учились в одном классе, родственники, свояки, знакомые, просто хорошие люди, супруг, бывший супруг, брачный договор), дробление (например, ведение одной и той же деятельности разными юр.лицами на одной территории).
- Налогоплательщики зачастую пытаются перенести чужой успешный опыт налоговой оптимизации на свой вид деятельности, что может привести и во многих случаях приводит к негативным последствиям и доначислениям.
Поэтому я бы просто порекомендовал свои читателям и подписчикам не пользоваться сомнительными схемами, не искать в сети Интернет схемы — не найдете, а если и найдете, то явно такие схемы в 100% случаев не сработают, и не тешьте себя такими иллюзиями. Обращайтесь за советами, связанными с оптимизацией, к специалистам, имеющим соответствующий опыт.
А вообще. От увеличения поступления налогов, взимаемых, в первую очередь, с бизнеса, напрямую зависит благосостояние государства, дальнейшее развитие всех его сфер и отраслей, в том числе нашей с вами повседневной жизни. Именно поэтому налоговая нагрузка на бизнес-среду — неизбежный факт.
Но с одной стороны, вводя налоги и увеличивая процентные ставки по ним, государство, с другой стороны, ведет сбалансированную денежную политику, предусматривая оптимизацию налоговой нагрузки.
Что такое оптимизация налогов
Оптимизация налоговой нагрузки предприятия — это снижение легальными способами и методами налоговых обязательств бизнес-предприятия. Будучи одним из важнейших приемов экономии его средств, она дает вам альтернативные и более приемлемые для вашего бизнеса формы налогообложения, которые дают наибольший эффект в виде уменьшения расходов на уплату налогов. Иными словами, это снижение налоговой нагрузки наиболее подходящими для этого инструментами финансового планирования в рамках существующего отечественного налогового законодательства, то есть законным путем.
Это очень важный момент, поскольку очень много фирм пытаются обойти закон, вызывая тем самым, применение к своему бизнесу разнообразных штрафных санкций.
Налоговая оптимизация на бизнес-предприятии бывает стратегическая (или перспективная), и тактическая (или текущая). Первый вид оптимизации характеризует приемы и методы долгосрочного финансового планирования на все время деятельности вашего предприятия, а текущая — используется в одном отдельно взятом случае, процессе или коротком периоде деятельности.
Правильно составленная из множества доступных инструментов и эффективно внедренная на вашем предприятии оптимизация налоговой нагрузки дает достичь следующих показателей:
- уменьшения фактического размера уплаченных вами налогов;
- повышения финансовой безопасности на предприятии;
- увеличения доходности бизнеса и стимулирования его к дальнейшему развитию.
Поэтому этот процесс так важен и актуален для каждой конкретной компании, особенно мелкого и среднего бизнеса, для которых свойственна на этапе становления нестабильность дохода.
Оптимизация налогообложения как способ снижения налоговой нагрузки предприятия: методика и методы оптимизации
Чтобы провести эффективную оптимизацию налоговых отчислений в бюджет, вы должны обязательно и регулярно проводить детальный анализ своей хозяйственной деятельности. Для этого используются специальные формулы.
К примеру, одной из основных схем расчета налогового бремени для конкретного предприятия, независимо от его направленности, является формула, разработанная Министерством финансов РФ.
Согласно ей, коэффициент налоговой нагрузки исчисляется в процентном соотношении общей суммы уплаченных предприятием налогов к его выручке и имеет вид:
К.нг.=С.уп./В*100%, где К.нг. — коэффициент налоговой нагрузки, С.уп. — сумма уплаченных налогов, В — общая выручка предприятия
Стоит отметить, что показатель общей выручки исчисляется суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг компании) и всех внереализационных доходов. Исходя из полученных результатов, полученный коэффициент сравнивается с общепринятыми параметрами.
Так, согласно общепринятым стандартам, если выведенный по данной формуле результат находится в пределах до 35%, то существующая система налогообложения и стратегического налогового планирования в вашем бизнесе достаточно эффективная и действенная. Когда результат находится между 35% и 50%, то стоит систему налогообложения корректировать и разработать методы оптимизации налогообложения предприятия. Если коэффициент налоговой нагрузки составляет от 50% до 70%, налицо серьезные проблемы в компании касательно налогообложения.
А если полученный результат выйдет больше 70% — такой бизнес будет приносить не прибыль, а убыток и банкротство в конечном итоге, поэтому его лучше всего закрыть.
При всей своей ясности и точности данная формула расчета является, по мнению многих специалистов, недостаточно действенной и эффективной, так как не рассчитывает параметры влияния изменения структуры налоговых платежей на конкретный показатель налоговой нагрузки. Учеными-финансистами созданы и апробированы иные формулы и методики расчетов налоговой нагрузки и бремени. Однако на практике они используются довольно редко, так как требуют серьезных расчетов и сложны в использовании для рядового бухгалтера.
Оптимизация налоговой нагрузки предприятия в практических советах: методика и методы оптимизации
После проведения детального анализа налогового бремени вам нужно рассмотреть эффективные на сегодняшний день методы оптимизации фискальных обязательств бизнес-структур.
К ним относятся:
- Применение специальных налоговых режимов. Выбор оптимального спецрежима налогообложения позволит значительно снизить налоговые выплаты, сократить расходы компании и увеличить ее конкурентоспособность на рынке профильных товаров и услуг. Они регулируются ст. 18 Налогового кодекса РФ и предусматривают перечень особых порядков, схем и льгот, а также предусматривают возможности для полного освобождения от уплаты налоговых платежей. На сегодняшний день существуют такие спецрежимы налогообложения — УСНО, ЕСХН, патентное налогообложение и ЕНВД. В их основе лежит принцип замены нескольких наиболее распространенных видов налогов (НДС, налога на имущество, налога на прибыль и проч.) на единый налог.
- Применение налоговых кредитов. Налоговое кредитование является системой предоставления бизнес-компании определенной суммы средств, которая согласно законодательным нормам вычитается из общей суммы налогового платежа и предоставляется государством. Фактически налоговый кредит — это субсидия, которой государство частично возмещает налогоплательщику его затраты. Существуют различные способы и формы налогового кредитования, обычно в форме возмещения части налога — НДС, налога на доходы или на имущество. Главная цель таких кредитов — стимулирование дальнейшего развития бизнеса, поскольку они предоставляются прежде всего мелким и средним компаниям.
- Совершенствование учетной политики компании. Учетная политика компании, или совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета (стоимостные измерения, первичные наблюдения, текущее группирование и обобщение финансовой информации), является важнейшим фактором формирования налоговых платежей и регуляции налогообложения внутри компании. Она проявляется в едином целостном документе и фигурирует также в отдельном разделе годового отчета, может изменяться и регулироваться. Фактически сегодня существуют две дополняющие друг друга системы учетной политики — ориентированная на собственников компании и на налоговые службы. Именно оптимальное совмещение этих систем даст эффект уменьшения налогового бремени компании.
- Замена формы существования самого субъекта налогового обложения. Это означает, что компания изменяет свою организационно-правовую форму деятельности (к примеру, с формы «Открытое акционерное общество» на «Общество с ограниченной ответственностью»). Эту процедуру рассматривают с целью перехода бизнеса на более благоприятные для него способы налогообложения. Например, если вы включите в штат компании сотрудников-инвалидов, то она автоматически подпадает под действие налоговых льгот как «инвалидная» компания.
- Изменение места налоговой юрисдикции, или территории регистрации бизнеса. Согласно существующему федеральному законодательству, каждый отдельный регион страны может на свое усмотрение формировать индивидуальную законодательную базу в системе налогообложения. Поэтому наличествует большая разница в региональных системах налоговых отчислений. Например, очень низкие процентные ставки транспортного налога на сегодня существуют в Ингушетии и республике Алтай. Также возможен вариант с созданием аффилированных компаний в оффшорных зонах за рубежом.
- Трансформация видов деятельности компании на такие, которые облагаются налогами в гораздо меньшем объеме. Это замена деятельности с реконструкции зданий на их ремонт, работа по договору комиссии вместо договора купли-продажи, превращение торговой деятельности фирмы в деятельность торгового агента и проч.
Как видите, законодательство предоставляет множество вариаций налоговой оптимизации, что дает любому бизнесу применять их в деятельности.
Внешнее и внутреннее налоговое планирование
Рассмотренные выше методы оптимизации налогообложения предприятий условно можно разделить на две категории — методы внутреннего и внешнего планирования. К внутренним относятся первые три вида методов — специальные налоговые режимы, льготные кредиты и совершенствование учетной политики фирмы, поскольку они затрагивают лишь особенности ее внутренней структуры и не ведут к их серьезным изменениям. Они более простые и легко применяются в рыночных условиях, поскольку не требуют много усилий и временных затрат на внедрение.
Методы внешнего планирования — это изменение организационно-правовой структуры предприятия, места налогообложения и смена основного вида деятельности. Эти методы сложные и трудноприменимые, поскольку требуют серьезных структурных изменений и средств. Однако на практике часто именно методы внешнего планирования наиболее действенные и эффективные, но решение об их применении зависит уже от самой компании, ее места на рынке, имиджа и т.д.
Резервы в целях налоговой оптимизации
Согласно ст. 25 Налогового кодекса РФ все физические и юридические лица, использующие для выплаты налогов методику начисления, по своему желанию и усмотрению могут создавать финансовые резервы. На сегодня существуют такие виды финансовых резервов, которые могут существенно помочь оптимизации налоговой нагрузки:
- резерв на выплаты сомнительных долгов (он включается в отчеты в составе внереализационных доходов);
- резерв для обеспечения гарантийного ремонта и обслуживания (включен в пункт «Иные расходы»);
- резерв на случай ремонта основных средств предприятия (его включают в статью о прочих расходах, связанных с реализацией товаров, работ и услуг);
- резерв, созданный для оплаты отпусков и вознаграждения за выслугу лет сотрудникам компании (включен в смету расходов по оплате труда);
- резерв на социальные цели, прежде всего защиту инвалидов (только для компаний, имеющих в штате больше половины инвалидов-налогоплательщиков);
- резерв в целях замены обесценивания ценных бумаг (только для реальных участников рынка ценных бумаг, имеющих необходимые лицензии и разрешения).
Итак, оптимизация налогообложения предприятия — это хороший способ уменьшить его расходы, придать финансовую устойчивость бизнесу, открыть большие возможности для его дальнейшего расширения и процветания. Поэтому планирование налогообложения необходимо начинать сразу же в процессе создания компании и проводить его регулярно и качественно.
Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале. Подписывайтесь на мой канал.
О том, как я ходил на допрос в налоговую и почему
На каждой встрече с доверителем не устаю повторять, что, если вас приглашают в налоговую на просто пообщаться, – идите (лучше бы не ходить, но не каждый выдержит напористого инспектора), но не лично, раз уж решили идти, а посылайте туда своего представителя, с которого и взятки гладки.
Не верят:
— Мы не хотим ссориться с налоговой. Вот, мы не придём и потом получим кучу неприятностей.
Я в ответ:
— Наоборот, если вы пойдете лично, как вас просят (а они то знают с кем хотят поговорить, и кто слабое звено в компании), то вы обязательно поссоритесь, получите кучу дополнительных неприятностей, если, конечно, не захотите заплатить в бюджет.
Как вы думаете, — интересуюсь, — зачем вас вызывают в ИФНС?
Ну не просто же вас увидеть и похвалить, что вы такой хороший, платите много налогов и, вообще, выглядите хорошо! Нет, вас вызывают, чтобы предложить еще доплатить в бюджет хотя бы сколько-то.
Нет, не верят. Вот и мой доверитель, на мой довод о том, что не следует ходить по такому приглашению руководителю, не согласился со мной, мало того, пошел на встречу.
И что вы думаете?
Все так и получилось, на встрече им предложили доплатить в бюджет 100 млн рублей. А еще, со слов доверителя, на них кричали, угрожали полицией и т.п., оскорбляли.
И что в сухом остатке?
Так как налоговики прочитали сомнение в глазах руководителя: типа, вы не согласны, ну тогда вот вам пред проверочный анализ.
И на днях уже мне пришлось идти с сотрудниками компании доверителя на допросы. Да, пошли допросы. Т.е. вы вступили в диалог и вот результат, диалог продолжился.
Еще раз всем говорю:
— Не вступайте в диалог с представителями ИФНС, вы его все равно «не вывезете»! Работайте в рамках закона, и вы сможете уберечь не только нервы, но и деньги.
А сейчас мы работаем над выравниванием ситуации.
Посмотрите мое видео на эту тему. Надеюсь, что это вас убережет от ошибок.