Посмотрите мое видео на тему, связанную с проверками. Думаю, что будет интересно. Подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы. Обращайтесь за консультацией.
Налоговый контроль — это ряд методов и приемов, установленных нормативными актами, с помощью которых обеспечивается соблюдение Налогового кодекса РФ и производства. Налоговый контроль состоит из таких мероприятий:
- Наблюдения за объектами хозяйственных отношений.
- Анализа и учета, а также прогнозирования тенденций в сфере налогообложения.
- Мероприятий по пресечению и профилактике нарушений.
- Поиск нарушений и привлечение к ответственности нарушителей НК.
Осуществлять такой контроль могут как государственные органы, так и бухгалтерские и финансовые подразделениями компаний, а также аудиторы. Фомы налогового контроля определяются Налоговым кодексом РФ, статьей 82.
Базовым методом контроля ФНС России является учет налогоплательщиков, закрепленный в ст. 83–86 Налогового кодекса РФ. Такая постановка осуществляется по месту регистрации объекта налогообложения:
- компании и предприятий;
- индивидуальных предпринимателей;
- филиалов и подразделений компаний;
- недвижимости и транспортных средств, облагаемых налогом.
Постановка на налоговый учет, согласно закону, должна быть осуществлена в течение десяти дней с момента регистрации. Территориальный орган ФНС обязан поставить на учет налогоплательщика в течение пяти дней. После чего, налогоплательщику присваивается ИНН – единый на всей территории России и для всех номер. Именно этот номер в качестве идентификатора должен указываться во всех отчетах и декларациях, сдаваемых в ФНС.
Федеральные налоги
Налоговый кодекс РФ редакции 2024 года предусматривает десять видов федеральных налогов и сборов:
- НДС или на добавленную стоимость. В пользу федерального бюджета взимается часть добавленной стоимости, образуемой в процессе производства и торгового оборота товара. Рассчитывается он в качестве разницы между полученным и оплаченным НДС. Уплачивают данный вид налога хозяйствующие субъекты, чья налоговая база за три идущих кряду календарных месяца превышает 2 миллиона рублей. Под НДС попадают товары и услуги, реализуемые на территории России, а также ввозимые на территорию РФ. Существует ряд льготных категорий, не подлежащих этому виду налогообложению, например, услуги медицины, общественного транспорта, банковские операции и пр. Уплата НДС регулируется Налоговым и Таможенным законодательством.
- Акцизный сбор – косвенный налог, под который попадает ряд определенных товаров, таких как алкоголь, табачные изделия, автотранспорт, топливо для автотранспорта и пр. Акцизный сбор поступает со всех товаров, реализованных в пределах РФ. Экспортные акцизные товары не подлежат налогообложению, только в случае, если экспортируются непосредственно производителем.
- НДФЛ – на доходы физического лица. Является прямым налогом, и под него попадают все доходы физических лиц, полученные ими как в РФ, так и за рубежом. Средняя ставка составляет 13%, однако существуют как льготы, так и повышенные ставки до 30%. Например повышенной ставке подлежат выигрыши и призы, а также доходы нерезидентов РФ.
- ЕСН – единый социальный налог включает в себя внесение платежей в фонд страхования РФ, в пенсионный фонд и фонд страхования от несчастных случаев.
- На прибыль юридических лиц, которая определяется на основе налоговой отчетности. Уплачивается организациями, которые не попали под другие виды специальных налоговых режимов.
- Сборы за пользования водными и биологическими ресурсами. Определятся согласно ставкам на единицу измерения – штук, тонн и пр.
- Водный налог выплачивается как организациями так и физическими лицами за использование водных ресурсов.
- Государственная пошлина, взимаемая за юридически значимые услуги, оказываемые гражданам и юридическим лицам.
- Налог на добычу полезных ископаемых на территории РФ. Сюда включена добыча угля, нефти, газа руды и редкоземельных металлов, а также пр. полезных ископаемых.
- Налог на наследство, уплачивается с имущества, полученного в качестве наследования гражданами РФ и иностранными гражданами.
- Региональные налоги.
Помимо федеральных, законом определены и налоги, уплачиваемые региональные бюджеты
К ним относятся:
- На имущество юридических лиц. Исчисляется исходя из остаточной стоимости движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности предприятия. Ставка определена статьей 380 Налогового кодекса и составляет 2,2%. При этом регионы имеют право устанавливать свои налоговые ставки, если они не будут превышать установленные законом.
- Транспортный, уплачивается по месту регистрации автомобиля. Налоговая ставка и порядок уплаты данного налога определяются местными органами власти. При этом налоговая ставка не должна превышать установленную в НК РФ.
- На игорный бизнес. Исчисляется из количества игровых столов (автоматов), принадлежащих юридическому лицу или предпринимателю.
Налоги в местный бюджет
Законом предусмотрены и местные налоги, к ним относятся:
- На имущество физических лиц. Налогом облагаются принадлежащие гражданам квартиры и дома, строения, здания и гаражи, находящиеся в собственности.
- Земельный, уплачивается с земельных участков, находящихся в пределах муниципального образования.
Особые режимы налогообложения
НК РФ, в 8 разделе, предусматривает для ряда граждан и юридических лиц особый режим налогообложения:
- ЕСХН – единый налог для сельхоз производителей со ставкой в 6% на доходы от деятельности с вычетом расходов, перечень которых есть в НК;
- УСН – или упрощенная система налогообложения. Предусматривает уплату единого налога, если сумма годового оборота не превышает 15 млн руб.;
- ЕНВД – единый налог на отдельные виды деятельности со ставкой в 15% от дохода.
Правовое регулирование налогового контроля
Функции налогового контроля возложены на должностных лиц ФНС России и заключаются в проведении проверок, которые, как указано в ст. 87 Налоговом кодексе РФ, не должны охватывать период более чем в три года. Согласно ст. 113 НК РФ, по истечению срока в три года со дня совершения нарушения, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности.
Налоговые проверки можно разделить на два вида:
- Камеральную, которая согласно ст. 88 Налогового кодекса РФ должна осуществляться по месту расположения территориальной ИФНС без выезда на предприятие. Осуществляется она на основе сданных отчетов и деклараций и может занимать до трех месяцев со дня сдачи.
- Выездную, которая регулируется ст. 89 НК РФ. Данный вид проверки осуществляется непосредственно на предприятии налогоплательщика и охватывает период от последнего отчета до времени проведения проверки. При этом допускается проверка за период до трех лет, но не более. Частота таких мероприятий определяется законом и не должна превышать одного раза в год.
Налоговая ответственность за нарушение НК регулируется ст. 106 НК РФ и предусматривает привлечение за правонарушение в виде бездействий или действий, приведших к нарушениям. Выражается ответственность в применении к правонарушителю санкций со стороны ИФНС.
Субъекты налоговых отношений
В качестве субъектов налоговой ответственности могут выступать:
- юридические лица;
- физические лица;
- индивидуальные предприниматели;
- должностные лица, осуществляющие налоговый контроль и прочие должностные лица.
Виды нарушений налогового законодательства
Перечень видов нарушений и ответственности за их совершения перечислены в статье 18 НК РФ. Условия привлечения к ответственности указаны общие. Кроме того, в данную статью внесено положение о презумпции невиновности, которая подразумевает, что:
- Пока виновность налогоплательщика не будет доказана в порядке, предусмотренном законодательством, и не будет установлена решением суда, вступившим в силу, он считается невиновным.
- Свою невиновность налогоплательщик доказывать не обязан, так как это обязанность представителей налоговых органов.
- Любые сомнения в виновности при совершении налогового нарушения должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
Ст. 110 и 112 НК РФ указывают на обстоятельства, при которых могут быть совершены нарушения и которые учитываются при применении санкций и привлечении к ответственности: отягощающие, смягчающие, наличие или отсутствие умысла и пр.
Тогда как срок давности по нарушениям составляет три года со дня их совершения, сроки взыскания определены для фискальных органов в три месяца со дня выявления нарушений и подписания акта.
Категории налоговых нарушений разделяются, зависимо от направленности на:
- нарушения, связанные с системой налогов;
- нарушения при исполнении гарантийных обязательств налогоплательщика;
- нарушения, совершенные при ведении учета бухгалтерского и финансового;
- нарушения, совершенные при осуществлении контрольных функций налоговыми органами;
- нарушения при сдаче отчетности и деклараций;
- нарушения в части уплаты налогов;
- нарушения прав налогоплательщиков со стороны налоговых органов.
Субъекты нарушений и ответственности
Субъектами нарушений и ответственности могут стать:
- Налогоплательщики, нарушившие НК по уплате и исчислению налога.
- Сотрудники фискальных органов за нарушение порядка взимания и перечисления налогов в бюджет.
- Финансовые учреждения за неисполнение платежного поручения налогоплательщика.
НК четко определяет виды налоговых нарушений, за которые налогоплательщик может быть привлечен к ответственности:
- Сокрытие доходов, которое выражается в неотражении полученной выручки от продаж работ или услуг в учетных документах налогоплательщика и не отражение полученной прибыли от неучтенных операций в налоговых отчетах.
- Занижение прибыли подразумевает снижения налоговой базы и может иметь различные формы:
- занижение прибыли приводит к неверному расчету налоговой базы;
- незаконное внесение расходов к обоснованным затратам;
- неверное отражение курсовой разницы при совершении валютных операций;
- внесение в затраты ремонтных работ при наличии специального фонда на ремонты;
- некорректное списание убытков;
- ошибки в расчетах прибыли в меньшую сторону.
- Неотражение в отчетности или сокрытие объекта подлежащего налогообложению.
- Ведение бухгалтерского и финансового учета с нарушениями, которое может привести к отражению расходов не в должном учетном периоде, внесение расходов, не имеющих отношения к хозяйственной деятельности и пр..
- Несвоевременная сдача отчетности или непредоставление в налоговый орган положенных документов и отчетов.
- Просрочка в уплате налогов и сборов влечет за собой начисление пени. Взыскивается пеня согласно ст. 75 и 133 Налогового кодекса и начисляется за каждый просроченный день в процентном соотношении от просроченной суммы.
Для ИФНС и банковских структур ответственность наступает:
- Для сборщика налогов в случае нарушения порядка взыскания и перечисления налога с физического лица.
- Банковские структуры, согласно ст. 132–135 Налогового кодекса РФ несут ответственность в таких случаях:
- при нарушении правил открытия счетов;
- при несвоевременном перечислении сборов и налогов в бюджет;
- при неисполнении постановления о заморозке счетов налогоплательщика;
- при неисполнении постановления о принудительном взыскании налогов и сборов со счета клиента.
В свою очередь, ответственность за правонарушения НК регулируется:
- При обнаружении налоговых нарушений — Налоговым кодексом РФ.
- При наличии административных нарушений — законодательством о административных нарушениях.
- При наличии уголовно наказуемых нарушений — УК РФ.
Виды ответственности
Налоговым кодексом РФ предусматриваются различные виды ответственности за правонарушения:
- В виде штрафов за правонарушения, предусмотренные НК. Такой вид ответственности наступает, если налогоплательщик добровольно уплачивает штраф или он взыскивается по решению суда.
- В виде пени за просрочку при уплате положенных налогов и сборов. Данный вид ответственности наступает сразу и может быть взыскан принудительно.
Согласно ст. 108 НК РФ, ответственность за правонарушение может нести не только организация, но и ее руководство.
Административная
К административной ответственности за нарушение НК могут быть привлечены и должностные лица компании.
При этом ИФНС не имеют полномочий согласно КоАП самостоятельно привлекать к административной ответственности, без помощи других государственных структур. ИФНС имеет право только составлять акты о выявленных нарушениях на руководство компаний, а не привлекать их к ответственности.
Основания для привлечения руководства, предусмотренные в КоАП, как правило, те же, что и в НК РФ:
- нарушение установленных сроков регистрации компании;
- нарушения в сфере ведения бухгалтерской и иной отчетности;
- систематические нарушения правил сдачи отчетности в ИФНС;
- сокрытие доходов и искажение информации в декларации.
К лицам, которые могут быть привлечены за нарушение налогового законодательства к административной ответственности, относятся руководители компаний и главные бухгалтеры. На виновных в нарушении законодательства, согласно административному праву, накладывается штраф.
Согласно УК, ответственность за нарушение налогового законодательства и таможенных правил возможна и уголовная, если обнаруженные нарушения содержат признаки преступления.
Уголовная
Предусматривается законом, в том числе и за налоговые преступления. Особо можно выделить несколько из них, предусмотренных в Уголовном кодексе, в статьях 194, 198,199:
- неуплата таможенных сборов и платежей организацией или физическим лицом;
- уклонение от налоговых обязательств физическим лицом;
- уклонение от налоговых обязательств юридическим лицом;
- неисполнение налоговым агентом своих налоговых обязательств;
- сокрытие от исполнительного производства в пользу бюджета средств или имущества.
Уголовная ответственность, как правило, наступает при нарушении НК РФ и ТК РФ, если сумма нарушений определена как крупная или особо крупная.
Защита налогоплательщика
Форма и способы защиты прав налогоплательщиков предусмотрены в главах 19–20 НК и предусматривают административную и судебную:
- Административная форма регулируется статьями с 128 по 141 НК РФ в виде направления жалоб вышестоящему должностному лицу или органу. Срок направления жалобы определен в 3 месяца со дня выявления факта нарушения прав. Время на рассмотрение жалобы органами ФНС определен срок в один месяц.
- Защита прав налогоплательщика, предусмотренная в ст. 142 НК РФ, подразумевает рассмотрение жалоб на действия представителей ИФНС, которые рассматриваются согласно процедуре, установленной гражданским или арбитражным процессуальным законодательством и иными законами и актами.
Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале — https://t.me/tylikpavel
Подписывайтесь на мой канал.
На днях проводил консультацию. Налоговую.
Суть: директора пригласили на допрос в налоговую инспекцию. Он сходил.
Понял, что что-то не то.
— Немного поздновато понял, но лучше поздно, чем никогда, — это я про себя размышляю в начале встречи.
Даю консультацию:
— Вот у вас будет доначисление в таком-то размере, надо делать…, — объясняю, что надо сделать.
Слежу за оппонентом: он помрачнел.
И вдруг выдает:
— Как-то много надо сделать, лучше обанкрочусь…
И я понимаю всю глубину его непонимания возникшей «вдруг?» проблемы.
Объясняю, что банкротство компании приведет к списанию налоговой задолженности только с компании:
— Как только компания будет признана банкротом, налоговый долг станет вашим, — говорю я и вижу, что Он мои слова воспринимает с недоверием, как-то отодвигается от меня все дальше. Думает, наверное, что я его «развести» хочу.
А теперь и я понимаю, почему он без подготовки пошел на допрос в налоговую, а также почему допустил допросы сотрудников без подготовки: кто-то ему «раскидал» до меня что и как делать.
Также понимаю, что не получится у нас с ним совместная работа. По крайней мере не сегодня.
Ему еще очень большой круг надо пробежать, чтобы понять во что он вляпался.
Жаль, что, пробежав такой круг, он поймет, что многое к тому времени уже поздно будет делать.