До прочтения статьи посмотрите мое видео.
Подписывайтесь на мой канал. Обращайтесь за консультацией.
Налоговая безопасность на практике
В этой части мы будем говорить о тех действиях, которые налогоплательщики предприняли, чтобы благополучно пройти налоговую проверку, и о случаях, когда, если можно так выразиться, налогоплательщик «сам себе вырыл яму», неправильно себя повел.
В качестве вывода к вступлению: зачастую, негативных последствий при проверке можно было бы избежать, если бы налогоплательщик просто повел себя правильно, иными словами, подготовил документы. Короче, к обоснованию своей позиции не надо относиться спустя рукава.
Итак, что такое паспорт налоговой безопасности? Это комплект документов по контрагенту, который показывает добросовестность проверяемого налогоплательщика, заключившего с недобросовестным (по мнению налоговиков) контрагентом договор.
Примеры 1, 2 — положительные
№1. В качестве положительного примера необходимости составления такого паспорта налоговой безопасности, можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.12.2008 № А05-1787/2008. В этом деле налогоплательщик с целью привлечения субподрядчиков привлекал других лиц к выполнению работ. Некоторые из привлеченных контрагентов впоследствии снялись с налогового учета и т.п. Инспекция при проверке налогоплательщика заявила, что один из контрагентов налогоплательщика — однодневка, сам налогоплательщик, заключив такой договор с однодневкой, преследовал исключительно одну цель – уменьшение налоговых платежей. Далее, налоговый орган доначислил: налог на прибыль, НДС и все причитающиеся пени и штрафы.
Суд, рассмотрев дело, указал, что налогоплательщик, заключая договора, вел себя добросовестно и осмотрительно, он собрал все необходимые документы:
- копию свидетельства о государственной регистрации;
- копию свидетельства ИНН;
- выписку из ЕГРЮЛ на дату заключения договора;
- сведения об отсутствии дисквалификации руководителя;
- другие необходимые документы, в том числе: доказательства, что контрагент действительно находился по месту своей регистрации, паспортные данные и доверенность на представителя.
Далее суд сделал вывод: предприятие предприняло все необходимые меры, чтобы показать свою добросовестность и осмотрительность. Кроме того, суд указал, что именно налоговый орган отвечает за достоверность опубликованных сведений и налогоплательщик в данном случае является добросовестным.
№ 2. Еще одно дело, в котором налогоплательщик также показал и доказал свою добросовестность и осмотрительность при выборе контрагента. Это постановление ФАС Московского округа от 13.09.2011 № А40-30627/10-142-181. В нем налогоплательщика представил в суд карточку учета контрагентов (тот же паспорт налоговой безопасности с указанием перечисленных выше данных). Естественно, в данной ситуации суд принял сторону налогоплательщика.
Примеры 1, 2 — отрицательные
Это были положительные примеры и я, думаю, что вы понимаете, как и когда налогоплательщик готовил эти документы. А теперь давайте поговорим об отрицательных примерах — случаях, когда суды не поддержали налогоплательщика, и сделаем практический вывод: почему налогоплательщик проиграл процесс?
При этом проанализированная ниже судебная практика говорит нам о том, что в этих случаях налогоплательщик просто допустил халатность при подготовке к судебному процессу. Понадеялся на авось, допустил ошибки в ходе самого судебного разбирательства. Как говорится, сам себя «сдал».
№ 1. Постановление ФАС Московского округа от 08.10.2012 № А40-7436/12-116-15: в этом случае контрагент не находился по своему юридическому адресу, не платил налоги. Между прочим, ситуация сходная с ситуацией в указанных выше Постановлениях. (Помните рекламу про яблочки? «А если нет разницы, зачем платить больше»). В чем же тогда заключается принципиальное различие двух практически сходных ситуаций? Какие обстоятельства повлияли на исход дела (проигрыш для налогоплательщика)?
В ходе проверки было установлено, что документы от контрагента проверяемому налогоплательщику доставлялись курьерской службой, руководители не общались, а сам руководитель налогоплательщика на допросе заявил (это важно!!) следующее: на вопрос о том, общались ли вы или Ваши сотрудники с представителями контрагента, он чистосердечно ответил: «Нет, не общался!». И не оказалось рядом никого, кто бы мог подсказать руководителю, что так отвечать нельзя, тем более и обстоятельства дела были в пользу налогоплательщика. Ведь с момента заключения договора с сомнительным контрагентом прошел не один год. Т.е. вполне допустим был ответ: «Вы знаете, это было очень давно, и я не помню, кто именно общался с ними. Может, это были мои помощники». При этом можно было указать на уехавших менеджеров, пусть ищут и допрашивают их, но ведь и они могли забыть за давностью лет.
Вывод: чистосердечное признание – кратчайший путь на скамью подсудимых, и, конечно, неквалифицированный подход.
№ 2. Постановление ФАС Уральского округа от 28.12.2011 № Ф09-8606/11. Фабула такова. Заключались договора. Дата заключения части договоров совпадала: была указана в шапке договора. При этом место составления договоров – города России, удаленные на достаточное расстояние друг от друга (Уфа, Свердловск, Москва и т.п.). У суда возник вопрос: мог ли руководитель в одно и тоже время заключить договора, одновременно находясь во всех указанных городах. Руководителю был задан вопрос о том, какие им проверялись документы, которые бы доказали его осмотрительность при заключении договоров. Таких документов не оказалось.
А теперь о шапке договоров. Так как договора заключены в одно и тоже время (такой вывод сделал суд), но в разных городах, что фактически нереально с точки зрения здравого смысла, и, следовательно, договора фиктивны, а значит, налоговая инспекция правомерно произвела доначисления.
Что мог сделать налогоплательщик в данной ситуации? Что противопоставить налоговикам и суду на их аргументы?
Необходимо было указать, что договора доставлялись курьером, по электронной почте, по обычной почте. Формулировка в шапке договора не определяет место подписания договора, а означает место составления договора. А далее по схеме: контрагент направил почтой договор, проставив печать на своем экземпляре. Налогоплательщик, получив такой договор проставляет на своем экземпляре печать, подписывает договор и рядом пишет «Москва» (и вот оно, место подписания договора) — вот оно решение вопроса.
НАТАЛЬЯ
говорит:Приветствую, Павел, могу ли я обратиться к Вам с просьбой проконсультировать, в отношении оспаривания вынесенного Акта налоговой проверки, в результате которой было установлено, что данные по контр агенту, с которым были заключены договора (транспортной экспедиции) признаны налоговым органом фиктивными т.к. данного контр агента не существует. Мною было составлено заявление в ОВД с просьбой установить личность, в результате деятельности которого мне причинен материальный ущерб в виде взыскания, ответа пока нет, а налоговая продолжает оказывать давление и угрозы уг. преследованием.
Заранее спасибо. НАТАЛЬЯ.
Павел Тылик
говорит:Да. Обращайтесь. Телефон для связи 8 4212 777-351. Уголовная ответственность наступает только в случае уклонения от уплаты налогов в сумме для ИП более, чем на 600 000 рублей, для руководителей юридического лица более 2 000 000 рублей, при этом должен быть установлен умысел «уклониста» (см. ст. 198 и 199 УК РФ). Это первое. Второе. Налоговый орган, и, думаю, вы это понимаете, не имеет никакого отношения к привлечению вас к уголовной ответственности. Не давайте таким образом себя «выбивать» из нормального состояния и позволять на себя «давить».