Видео о проверках Выездная налоговая проверка Защита прав налогоплательщика

Права налогоплательщика во время выездной налоговой проверки

04 апреля 2024

Налоговый контроль в России ужесточается.

Экономическая ситуация в стране усугубляется в связи с санкциями и определенной изоляцией государства. В то же время средняя зарплата позволяет отнести большинство населения к категории «бедных».

Усугубление финансовых проблем приводит к стремлению уклониться от налогообложения. А дефицит бюджета влечет за собой ужесточение контроля со стороны ФНС России, что иногда приводит к перегибам.

Именно поэтому так важно знать, какие у нас есть права.

Когда можно присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, какие документы нужно предоставлять, как защититься от произвола со стороны контролирующих органов? Ответы на все эти вопросы содержатся в НК РФ.

Предлагаю к просмотру мое видео на тему статьи. Будет интересно.

Начало проверки

В первую очередь обращаться нужно к НК РФ. Там про все написано. Правда, не по-порядку, а вразброс, чтобы «На то и щука, чтобы карась не дремал»!

В частности, в ст. 89 НК РФ сказано, что проведение выездной налоговой проверки возможно исключительно по решению руководителя (его зама) соответствующей службы. Причем данное решение должно быть надлежащим образом оформлено и подписано одним из вышеназванных лиц.

Этот документ имеет принципиальное значение. Дело в том, что с момента его составления и предъявления начинается отсчет срока проведения соответствующего мероприятия. По законодательству срок проведения ВНП должен составлять 2 месяца.

Как всегда, есть исключения – проверку могут продлить до 4, если будут серьезные основания, а в исключительных случаях – до 6.

А серьезные основания всегда найдутся. тем более, что этот вопрос оставлен на усмотрении налогового инспектора.

Налогоплательщика в обязательном порядке должны уведомить о том, что в отношении него проводится ВНП.

К тому же, из Решения о производстве ВНП он вправе получить информацию по поводу следующего:

  1. Кому именно поручено проведение проверки – должностные лица, которые обычно указываются списком, а также фиксируется Ф.И.О. проверяющих.
  2. Цели и предмет проверки. Важно, чтобы их обозначили достаточно конкретно.
  3. Период осуществления проверки. Здесь тоже важна точность.
  4. Список определенных налогов и других отчислений, которые интересуют ИФНС.

Вы вправе получить перечисленную информацию, что, в свою очередь, позволит не выдавать документы, которые не имеют непосредственного отношения к поднятым в решении о проверке вопросам. Это принципиально, поскольку иногда такие дополнительные сведения становятся основанием для более тщательного и глубокого разбирательства.

К чему нужно быть готовым?

Для начала стоит понять, на что имеют право сами инспекторы. В частности, они могут:

  1. Привлекать свидетелей. Причем речь идет как о сотрудниках самой фирмы, так и о контрагентах.
  2. Истребовать любые документы, которые имеют отношение к предмету проверки.
  3. Осмотреть как территорию, так и любые помещения налогоплательщика. Правда, если речь идет о жилье, то здесь возникают свои нюансы.
  4. Провести выемку предметов и документов. Разумеется, этот момент регулируется отдельными нормативами. Но вообще инспекторы обычно идут на такие меры, если им добровольно не предоставляют информацию.
  5. Организовать инвентаризацию всего имущества субъекта.
  6. Собрать сведения или же документы о проверяемом по поводу отдельно взятых сделок и т. п. Иногда выплаты в бюджет шли или должны были идти через третье лицо (налоговый агент). В таком случае ФНС вправе затребовать информацию и по нему.

Все это установлено НК РФ и регулируется им же. Однако процедура реализации прав инспекторов может быть связана с разными подзаконными нормативно-правовыми актами. В частности, большое внимание стоит уделять письмам самого ФНС России, в которых содержатся пояснения по поводу всего механизма.

Помимо перечисленного, инспекторы вправе также привлекать специалистов ради реализации налогового контроля (экспертов, переводчиков и т. п.). И им тоже надо предоставить доступ ко всем данным. Но привлечение профессионалов возможно, если объективно существует соответствующая необходимость. И задача инспекторов – ее обосновать. Кроме того, введение эксперта в ситуацию всегда надлежащим образом оформляется.

Итак, что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор?

Существуют ли способы минимизировать для налогоплательщика негативные последствия от столкновения с ФНС РФ?

Да, если следовать определенным рекомендациям.

Еще до того, как инспекторы появились, при условии, что время позволяет, желательно связаться с контрагентами и разобраться, нет ли по документам у вас каких-то противоречий, закрыты ли все сделки, которые должны быть завершены на конкретное число. Особое внимание стоит уделить взаиморасчетам, регистрации официальных бумаг и т. п.

Также стоит предупредить контрагентов о том, что у них возможна встречная проверка.

Если у вас есть сделки с «проблемными» компаниями, нужно собрать доказательства того, что вы действовали с надлежащей осмотрительностью, а сделка была экономически выгодной.

О каких контрагентах идет речь?

Это реорганизованные, ликвидированные или же несостоятельные.

Особое внимание всегда уделяется «фирмам-однодневкам».

Вообще инспекторы в первую очередь обращают внимание на установление взаимосвязей недобросовестных контрагентов, не пытались ли они злоупотребить своими правами, выплачивали ли все налоги в полном объеме, не занижали ли объем полученной прибыли по факту.

Также особый акцент делается на НДС и на использование льгот.

Большое внимание стоит уделить офису. В нем не должны находиться посторонние документы, штампы, реквизиты других фирм и т. п. Чем меньше данных, тем, в большинстве случаев, лучше. Разумеется, кроме тех, которые объективно необходимо предоставить. В частности, если в помещении инспекторы найдут печати или, например, бланки контрагента, может встать вопрос о том, не были ли сделки между вами фиктивными с целью ухода от налогов.

Также нужно выделить компетентных сотрудников, которые будут заниматься инспекторами: предоставлять им необходимые данные, документы, отвечать на вопросы и прочее. Желательно, чтобы это была группа опытных специалистов, хорошо знакомых как с действующим налоговым законодательством, так и со спецификой работы фирмы. Имеет смысл назначить конкретного ответственного за прохождение проверки сотрудника.

Кроме того, благоприятный результат дает грамотная подготовка сотрудников компании к предстоящему мероприятию. Всех нужно собрать, пояснить, что именно будет происходить, какие у кого есть права и обязанности. Некоторые руководители на период проверки переводили проблемных подчиненных в другие места, договаривались с ними об отпуске или же использовали иные схемы, чтобы не допустить их встречи с налоговыми инспекторами.

Какие права есть у налогоплательщика во время налоговой проверки

По закону налогоплательщик вправе:

  1. Попросить предоставить служебные удостоверения и сличить их с документом (решением) о проведении соответствующей проверки. Дело в том, что у инспекторов есть не только права, но и обязанности. Например, они не могут распространять узнанную ими случайно информацию, представляющую коммерческую тайну. А вот третьи лица никак не связаны обязательствами. Так что допускать их к документам не стоит.
  2. Предоставить инспекторам рабочую территорию. Желательно соответствующее помещение подготовить заранее и так, чтобы туда не попала «лишняя» информация. Грамотное размещение часто позволяет избежать утечки данных от сотрудников.
  3. Предоставить документы на основании письменного акта приема-передачи. Обратите внимание на то, как именно тот будет оформлен, подпишет ли его инспектор и т. п.
  4. Контролировать законность действий сотрудников ФНС РФ. Любые мероприятия, например, сбор дополнительных данных, допрос свидетелей и т. п. должны проводиться строго с соблюдением норм материального и процессуального законодательства. Между тем именно в данной отрасли чаще всего совершаются грубые нарушения. Если налогоплательщик наблюдает подобное, он должен собирать доказательства, чтобы впоследствии, во-первых, приобщить их к результатам проверки, во-вторых, иметь основание опротестовать сделанные инспекторами выводы.

Учтите, что не только сотрудники ИФНС вправе привлекать для проведения проверки третьих лиц. Налогоплательщик тоже может это сделать. Например, ему никто не мешает обратиться к юристам для отстаивания своей позиции. Но подробнее о правах данного лица будет ниже.

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) – из НК РФ

Естественно, права есть далеко не только у представителей ИФНС. Они имеются и у налогоплательщиков согласно ст. 21 НК РФ, причем в значительном объеме. А если конкретнее, то такие лица вправе:

  1. Делать запросы в Минфин РФ в письменном виде по поводу применения российского налогового законодательства. Аналогичное касается финансовых органов РФ разных уровней по поводу поступлений в местный бюджет и того, как именно они должны оформляться, в какие конкретно сроки производиться и т. д.
  2. Делать запросы в ИФНС и получать ответы (включая письменные рекомендации) бесплатно по поводу актуальных налогов и прочих отчислений, определенных нюансов в законодательстве (причем это касается как законов, так и отдельных подзаконных нормативно-правовых актов), механизмов начислений, составления документов и прочее. У любого лица есть возможность запросить сведения о своих правах и обязанностях, и еще о полномочиях ИФНС. Ему должны бесплатно выдавать формы определенных документов (декларации и расчеты), пояснять, как именно те заполнять. Если лицо нарушило действующее законодательство в соответствующей сфере, потому что получило неправомерные разъяснения от ИФНС, то оно освобождается от ответственности.
  3. Получать в оговоренном в НК РФ порядке налоговые кредиты, рассрочки или же отсрочки выплат.
  4. Пользоваться льготами в соответствии с НК РФ, если для подобного есть обозначенные в законе основания. Причем конкретный механизм тоже зафиксирован.
  5. Производить вместе с фискальными органами сверку расчетов по всевозможным отчислениям (речь идет о сборах, налогах, штрафах и другом). Кроме того, такое лицо вправе претендовать на свою копию акта сверки.
  6. Получить вовремя зачет или же возвращение обратно сумм всех налогов (сборов и т. п.), если те были излишне выплачены или же взысканы.
  7. Присутствовать лично при проверке. Для этого налогоплательщику не нужно предоставлять какие-то отдельные документы или же обоснования, делать запросы и т. п.
  8. Представлять собственные интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством как непосредственно, так и через другое лицо (при наличии доверенности).
  9. Предъявлять инспекторам пояснения по поводу произведения расчетов и выплат налогов. Аналогичное – по всем актам тех проверок, которые уже состоялись в прошлом.
  10. Настоять на сохранении налоговой и коммерческой тайн. В противном случае негативные последствия наступят уже у сотрудников соответствующей службы.
  11. Получить копию акта, составленного по факту проведенной проверки. То же самое в отношении всех решений налоговых органов, если они непосредственно затрагивают субъекта. Это же касается и права на своевременное уведомление.
  12. Требовать от сотрудников ИФНС и прочих контролирующих органов соблюдения налогового законодательства. Кроме того, налогоплательщик может предпринять установленные законом меры для защиты своих прав.
  13. Проигнорировать незаконные требования и документы от сотрудников ИФНС. Это же касается и иных контролирующих органов. Причем неважно, чему конкретно те противоречат: подразумевается все правовое поле РФ в комплексе.
  14. Подать жалобу в расписанном в законе виде на составленные инспекторами акты, а также на сотрудников контролирующих органов (действия и бездействие). При этом налогоплательщик должен получить отклик. Обратите внимание: подобное еще не означает, что его претензии в любом случае будут удовлетворены.
  15. Быть вовлеченным в механизм изучения материалов проведенной проверки или же других документов, касающихся самого лица, в установленном в НК РФ порядке.
  16. Получить компенсацию убытков, если ущерб обусловлен незаконными действиями или бездействием сотрудников ИФНС и других контролирующих структур. Но для этого пострадавшему в большинстве случаев нужно обосновать не только вред, но и наличие причинно-следственной связи.

Перечисленные права закреплены в актуальном законодательстве. Налогоплательщика нельзя их лишить или же ограничить никаким образом, кроме как по закону. Однако вместе с тем пристальное внимание уделяется злоупотреблением правами.

Подведение итогов и рассмотрение акта выездной налоговой проверки

После окончания проверки всегда составляют соответствующий акт. В нем должны быть закреплены результаты этого мероприятия, подведены итоги. При этом сам по себе акт не меняет правомочия налогоплательщика. Он состоит из 3 частей (вводная, описательная, итоговая).

В документе указано следующее:

  1. В вводной части фиксируется точная дата составления самого документа, полное название налогоплательщика, адрес, по которому находится он лично или его организация. Также нужно проставить дату оформления и принятия решения по поводу проверки, список документов, которые предоставил налогоплательщик в процессе этого мероприятия. Не забудьте о том, что в акте следует вписать период, за который изучались отчисления налогов и сборов. Также в акте необходимо проставить даты (с какого и по какое число проходила проверка). И, наконец, тут же стоит обозначить предпринятые меры.
  2. Описательная часть касается установленных фактов нарушения налогового законодательства с указанием доказательств. Здесь же фиксируются смягчающие или же отягчающие обстоятельства. Если нарушений нет, то именно это и надо будет написать.
  3. В конце вносятся выводы, а также конструктивные предложения инспекторов по поводу того, как устранить обнаруженные нарушения. Тут же нужно вставить отсылки на конкретные статьи и пункты НК РФ, а также прочих нормативных документов. После обычно прописываются должности тех, кто проводил проверку. В акте в этом месте обязательно должно идти внятное разъяснение права на предоставление возражений. Если к акту прилагается приложение, то нужно зафиксировать конкретное количество страниц.

Указанный документ всегда оформляется в 2 экземплярах. Один должен вручаться налогоплательщику на протяжении 5 суток после его составления. Как правило, документ предоставляют руководителю фирмы. А второй экземпляр будет храниться в ИФНС.

Когда налогоплательщик получил и изучил акт, он может в случае несогласия со сделанными выводами предоставить в налоговую службу свои возражения в письменном виде. Причем претензии подаются как на весь акт, так и на конкретные части. Если возражения вполне реально подтвердить определенными документами, то лучше всего так и поступить.

Из анализа практики можно увидеть, что лучше всего воспринимаются судом возражения, когда у налогоплательщика есть доказательства того, что проверка проводилась поверхностно и формально, инспекторы неверно трактовали НК РФ и прочие законы в данной области. То есть, что они исходили из ошибочных предпосылок, следовательно, сделанные ими выводы тоже неверны. Однако можно указывать и на различные ошибки.

Следующим этапом рассматривают сам акт. Причем об этом налогоплательщика должны заблаговременно уведомить. С соответствующей целью ему предварительно направляют по официальному адресу сообщение. Впрочем, зачастую его вручают вместе с актом.

Итак, все документы обычно изучает руководитель налоговой службы. По факту впоследствии подготавливается протокол. Руководитель должен подтвердить, что налогоплательщик явился или же получил извещение. Если проверяемому лицу не сообщили о дате рассмотрения акта, ее переносят до тех пор, пока налогоплательщик не получит уведомление.

По итогам изучения материалов проверки руководитель налоговой службы или же его зам может вынести решение о том, что соответствующее лицо нужно привлечь к ответственности за нарушение. Есть и другой вариант: для налогоплательщика не наступают негативные последствия, потому что для этого нет оснований (тогда никаких санкций не будет). И, наконец, есть и третий вывод. В частности, он заключается в том, что необходимо провести дополнительное мероприятие в рамках фискального контроля.

Решение должно быть оформлено надлежащим образом согласно законодательству. Его вручают налогоплательщику, после чего начинается отсчитываться срок (один месяц) для вступления указанного документа в силу. Это время дается на защиту своих прав. В частности, налогоплательщик может обратиться в суд или же в другие органы, в том числе и в вышестоящее отделение ФНС РФ.

Проведение выездной налоговой проверки очень часто в нашей стране происходит с достаточно грубыми нарушениями. Знание своих прав и понимание механизма их реализации гарантирует надежную защиту. И при отсутствии подобной базы стоит обратиться к опытному юристу, который обязательно вникнет в детали.

Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале. Подписывайтесь на мой канал.

Выездная налоговая проверка после ликвидации

Возможна ли выездная налоговая проверка после ликвидации?

С таким вопросом ко мне обращались не один раз.

Опишу ситуацию. Учредитель и он же руководитель решил «слить» компанию, так как уже наоптимизировался от души. Обратился в юридическую компанию, которая и предложила ему замениться на номинала и переехать в другой регион.

А затем в другом регионе ликвидироваться.

«Пацан сказал – пацан сделал».

Юридическая фирма не подвела. Все, как и обещали, сделали. Компания в стадии ликвидации. Но налоговая не пропустила такой лакомый кусочек (слишком уж много у директора компании было имущества).

И вышла с налоговой проверкой новой (старой) компании и задала ему вопросы, на которые у того не нашлось ответов (за ними он и пришел ко мне): «Назовите цель продажи компании, а также реальную цену продажи компании, в том числе опишите то каким образом вы продавали компанию – где публиковали объявление о продаже, как передавались деньги, как определили цену реализации компании, опишите покупателя и т.п.»

После беседы руководителя компании с налоговиками стало понятно – впереди налоговая проверка (что в будущем и случилось: налоговики запросили у «первоначального» директора документы).

А так как первоначальный директор все документы уничтожил (ну, так ему посоветовали) и ему нечего было предъявить налоговикам – последние доначислили ему налоги расчетным методом.

Вот и все.

На эту тему смотрите также мое видео:

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик
Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений. Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 885-71-05 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru
Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top