Камеральная налоговая проверка – это основная форма налогового контроля. Ее избежать не может никто.
Отсюда вопрос: полномочия налоговиков, и что на самом деле они хотят от Вас, и о чем они мечтают при проведении камеральной налоговой проверки, и как закон ограничивает их полномочия? А критерий истины – судебная практика- на чьей стороне? Как не допустить нарушения своих прав?
Имеется определение Конституционного суда РФ от 08.04.2010 года № 441-О-О, в котором говорится, что камеральная же налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.
Т.е. камеральная проверка – это «просто забота» государства о «неразумном» налогоплательщике: предупредить его ошибки в будущем.
А что на практике? А на практике нет единства. И отсутствию этого единства способствуют теоретики налогового права. Так существует две крайние позиции. Думаю, что Вы сможете сделать правильный вывод о том, какую позицию займут инспекторы.
Итак, позиция первая.
Исходя из положений статьи 88 НК РФ, целью камеральной проверки является выявление ошибок налогоплательщика в представленных им налоговых декларациях (налоговых расчетах).
Вот как об этом говорит Пепеляев С.Г.: «Каждая форма налогового контроля должна иметь целевое назначение, что и предопределяет не произвольное, а строго определенное применение тех или иных видов контрольно-налоговых мероприятий».[1]
Такой «правильный», с точки зрения налогоплательщика, подход к пониманию сути «камералки» в ряде случаев поддерживает и судебно-арбитражная практика. Имеется (правда очень «древнее») Постановление ФАС СЗО от 30.11.1999 года № А56-16335/99, в котором четко говорится, что целью проведения камеральных проверок является оперативное выявление ошибок, допущенных налогоплательщиками при определении объектов налогообложения и исчислении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а также устранение этих ошибок путем установления достоверных сведений о суммах налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками, и направления налогоплательщикам соответствующих требований. При проведении налогового контроля, в том числе и в форме камеральных проверок, не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику…
Имеется и другая, крайняя позиция, по поводу сути камеральной проверки. Этой точки зрения придерживается, например, автор комментария к части первой НК РФ Шаталов С.Д. Он говорит, что камеральную налоговую проверку нельзя низводить до уровня проверки правильности заполнения граф и трактует полномочия налоговиков при проведении указанной проверки предельно широко.
Теперь становится понятным, какая позиция будет в данном случае более удобной для налоговиков, и какую позицию они займут при проведении камеральной проверки.
Исходя же из системного толкования налогового законодательства,камеральная проверка – это арифметический контроль представленных налоговых деклараций и иных документов, предотвращение налоговых правонарушений, привлечение к ответственности виновных лиц и категорический запрет на превращение «камералки» в выездную налоговую проверку.
Опираясь на сделанный в предыдущем абзаце вывод, можно определить и свою позицию при общении с представителями налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки, а так же выбрать наиболее адекватный способ защиты своих прав.
Налоговый юрист Тылик Павел.