Выездная налоговая проверка Защита прав налогоплательщика

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

26 июля 2018

Ежегодно Федеральная налоговая служба Российской Федерации проводит плановые выездные проверки субъектов финансово-хозяйственной деятельности. Для рядовых граждан принципы формирования списков кандидатов на подобные мероприятия не представляют интереса.

Однако владельцам бизнеса в любых сферах предпринимательства стоит знать о том, по каким критериям отбираются физические и юридические лица в эту группу.

Рекомендуем по настоящей теме так же почитать статью нашего эксперта по вопросам, связанным с налоговыми проверками, налогового адвоката Павла Тылика «Мораторий на плановые проверки в 2018 году…», а так же посмотреть видео на эту тему. 

Ещё несколько лет назад в налоговых органах практиковалась методика тотального контроля, предполагающая отслеживание деятельности всех действующих предприятий на территории страны. По итогам прошедшего отчётного периода представители данной структуры формировали списки практически вслепую, что существенно снижало эффективность самих проверок.

Однако с недавних пор концепция была полностью переработана, и сегодня действует принцип отбора по категориям риска. Данные аспекты регламентируются приказом ФНС РФ от 22.09.2010 №ММВ-7-2*461@, где чётко описаны приоритетные признаки нарушений действующего законодательства.

Дюжина критериев, как гарант стабильности: для чего предпринимателю необходимо знать о 12 ключевых пунктах?

Казалось бы, анализ действий сотрудников ФНС не должен касаться тех, кого они собираются проверять. Но даже в самом приказе сказано, что установленные критерии общедоступны и могут применяться субъектами финансово-хозяйственной деятельности для решения имеющихся проблем и недочётов.

Таким образом, знание и глубокий анализ с последующими действиями, направленными на искоренение нарушений, являются главным способом выхода из образовавшейся группы риска.

Налоговая проверка: как налоговые органы принимают решение о её проведении?

Пункты, которые мы перечислим ниже, касаются не только конкретных сфер или направлений, но и общей организации бизнеса, взаимодействия между подразделениями, партнёрами, контрагентами и посредниками, а также, непосредственно, самой налоговой отчётности, являющейся ключевой базой для получения необходимой информации. Но это не единственный источник. Налоговый орган может использовать и другие:

  • внебюджетные фонды;
  • выписки и справки по расчётным счетам из банков;
  • сведения от правоохранительных органов и многое другое.

Собрав воедино все данные, налоговая определяет, включать или не включать субъект в список на проверку.

Н2: Отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки

В этом разделе перейдём к рассмотрению самих пунктов, заявленных в приказе ФНС, разберём каждый в отдельности и попробуем предоставить доступную трактовку слов автора данного положения.

Налоговая проверка: 12 рисков, и как их избежать:

  1. Уровень налоговых отчислений ниже, чем у других предприятий, занятых в данной сфере деятельности. Если налоговый орган регулярно обнаруживает в обязательных платежах отклонение от среднестатистических показателей, это может стать причиной для внесения организации в список проверяемых. Данные рассчитываются на основании общей статистики по конкретному региону, отрасли и в целом.
  2. Согласно отчётности, убыточное предприятие продолжает существовать и функционировать более 2 лет. В случае если компания показывает отрицательный баланс и документально подтверждает лишь расходы, при этом, продолжая свою деятельность, налоговый орган может расценить это, как незаконную схему ведения бизнеса.
  3. Расходы превышают доходы на протяжении нескольких отчётных периодов. Компания функционирует в своей сфере деятельности, но уровень затрат на существование превышает фактический заработок.
  4. В налоговых декларациях налогоплательщик отражает значительные суммы вычетов. Если организация на протяжении отчётного периода превышает отметку в 89% от общей налоговой базы, списанной на НДС, такая модель поведения может вызвать подозрение у проверяющей инстанции.
  5. Сумма ежемесячной зарплаты среднестатистического работника субъекта финансово-хозяйственной деятельности отличается в меньшую сторону от общепринятых показателей. Допускается, что данная цифра может существенно разниться, в зависимости от региона, где функционирует компания. Поэтому статистика из Росстата берётся по конкретному населённому пункту.
  6. Доходы и расходы физических лиц-предпринимателей приблизительно равны. Если быть более точными, сумма расходов за отчётный период превышает 83% от общего показателя доходов. Естественно, подобные случаи могут не означать попытку обмана, но озаботиться доказательством данного факта стоит заранее. О том, как это сделать, поговорим ниже.
  7. Частое употребление специальных режимов налогообложения. Некоторые группы субъектов имеют право на применение особых форм расчёта с территориальным налоговым органом. Однако чрезмерное использование данного права является веским поводом для инициирования проверки со стороны соответствующей инстанции.
  8. Партнёрская деятельность без очевидной экономической выгоды. В данном случае имеется в виду взаимодействие с контрагентами, посредниками, заказчиками и прочими представителями смежных сфер деятельности без материального вознаграждения.
  9. Частая смена юридической локации предприятия. Если за отчётный период адрес предприятия несколько раз менялся с последующей перерегистрацией в других налоговых подразделениях, подобные манипуляции могут вызвать вопросы у проверяющих.
  10. Ошибки, допущенные в налоговой документации, по требованию ФНС не исправляются и никак не объясняются. Допустить неточность или неправильно произвести расчёты в бланках отчёта может каждый. При этом орган, проверяющий данные документы, находит некорректно указанные данные и уведомляет об этом налогоплательщика, чтобы тот исправил или пояснил причину указанных данных. При отсутствии какой-либо реакции на подобные уведомления интерес к вам возрастёт.
  11. Отсутствие целесообразности дальнейшего ведения бизнеса. Показатель рентабельности, высчитываемый из официальных документов, предоставляемых бухгалтерией, является одним из ключевых. Если он существенно отличается от среднестатистического по отрасли в масштабах страны, дополнительных объяснений перед налоговой избежать будет сложно.
  12. В деятельности компании просматриваются активные действия по налоговой оптимизации, сопряжённые с определёнными рисками. В частности, манипуляции, направленные на минимизацию налоговых вычетов, могут привести к финансовым потерям в дальнейшем. Подобные поступки могут быть мотивированными, если руководство использует незаконные методы ведения бизнеса.

Как видим, проверяющие оценивают практически все аспекты деятельности, не упуская из-вида даже мелких деталей. Однако если ваше предприятие не имеет недочётов, описанных выше, это не гарантирует отсутствия его в следующем списке проверяемых. Любые сомнительные контакты, пробелы в информации о партнёрах, с которыми вы имеете дело, тоже могут стать причиной попадания в поле зрения налоговиков.

Налоговая проверка: уверенность в завтрашнем дне только с бухгалтерским центром!

Уследить за всеми процессами в документообороте довольно сложно. Особенно, если вы не являетесь профильным специалистом. Грамотно организованная бухгалтерия во главе с экспертом позволит минимизировать ущерб от сотрудничества с проблемными партнёрами и посредниками. Таковых определяют следующие факторы:

  • отсутствие чётко прописанных лиц, ответственных за совместные мероприятия (купля-продажа товаров, подписание сделок и договоров, переговоры и т.д.);
  • партнёр не ведёт публичной деятельности и не рекламирует свои услуги, в результате чего информация о нём в открытых источниках отсутствует;
  • нет данных об обязательной государственной регистрации, юридическом адресе и фактическом местонахождении мощностей контрагента.

Если подобные факты были замечены бухгалтерским отделом, необходимо удалить любые сведения о сотрудничестве с подобными лицами, так как, в противном случае, налоговый орган может счесть взаимодействие с ненадёжными контрагентами за попытку обмана государства.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок: что делать, если вы попали в список?

Ранее мы указывали, что далеко не каждый субъект, имеющий в своём «послужном списке» один или несколько недочётов из вышеприведённого перечня, является нарушителем или действует вразрез законодательству. Обстоятельства могут складываться самым разным образом, и перестраховаться от негативных моментов на 100% не удастся даже самым осторожным владельцам бизнеса.

Но и бездействовать в данной ситуации не стоит. Обнаружив огрехи в налоговой отчётности, необходимо устранить их в кратчайшие сроки, после чего направить в налоговый территориальный орган уточнённую декларацию с подробными выкладками по образовавшимся вопросам.

Кроме того, стоит сформулировать разъяснительное письмо, в котором будут описаны все мероприятия, направленные на искоренение факторов риска. Если предприятие уже внесено

в список на проверку, ФНС вынуждено будет провести камеральные мероприятия в рамках своей структуры. На данном этапе анализируются лишь данные, находящиеся в свободном доступе. Орган не имеет права требовать никаких дополнительных документов от проверяемого.

Если же ваших усилий для налоговой будет недостаточно, и она сохранит намерения провести выездные мероприятия, для них уже потребуется соответствующее разрешение от центрального органа. Чтобы его получить, придётся разъяснить свои действия и мотивировать их, подтвердив основания документально.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик

Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений.

Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 191-44-01 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru

Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top