Защита прав налогоплательщика

Нормативно-правовое регулирование налогового контроля

30 марта 2024

Посмотрите мое видео на тему, связанную с проверками. Думаю, что будет интересно. Подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы. Обращайтесь за консультацией.

Налоговый контроль — это ряд методов и приемов, установленных нормативными актами, с помощью которых обеспечивается соблюдение Налогового кодекса РФ и производства. Налоговый контроль состоит из таких мероприятий:

  1. Наблюдения за объектами хозяйственных отношений.
  2. Анализа и учета, а также прогнозирования тенденций в сфере налогообложения.
  3. Мероприятий по пресечению и профилактике нарушений.
  4. Поиск нарушений и привлечение к ответственности нарушителей НК.

Осуществлять такой контроль могут как государственные органы, так и бухгалтерские и финансовые подразделениями компаний, а также аудиторы. Фомы налогового контроля определяются Налоговым кодексом РФ, статьей 82.

Базовым методом контроля ФНС России является учет налогоплательщиков, закрепленный в ст. 83–86 Налогового кодекса РФ. Такая постановка осуществляется по месту регистрации объекта налогообложения:

  • компании и предприятий;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • филиалов и подразделений компаний;
  • недвижимости и транспортных средств, облагаемых налогом.

Постановка на налоговый учет, согласно закону, должна быть осуществлена в течение десяти дней с момента регистрации. Территориальный орган ФНС обязан поставить на учет налогоплательщика в течение пяти дней. После чего, налогоплательщику присваивается ИНН – единый на всей территории России и для всех номер. Именно этот номер в качестве идентификатора должен указываться во всех отчетах и декларациях, сдаваемых в ФНС.

Федеральные налоги

Налоговый кодекс РФ редакции 2024 года предусматривает десять видов федеральных налогов и сборов:

  1. НДС или на добавленную стоимость. В пользу федерального бюджета взимается часть добавленной стоимости, образуемой в процессе производства и торгового оборота товара. Рассчитывается он в качестве разницы между полученным и оплаченным НДС. Уплачивают данный вид налога хозяйствующие субъекты, чья налоговая база за три идущих кряду календарных месяца превышает 2 миллиона рублей. Под НДС попадают товары и услуги, реализуемые на территории России, а также ввозимые на территорию РФ. Существует ряд льготных категорий, не подлежащих этому виду налогообложению, например, услуги медицины, общественного транспорта, банковские операции и пр. Уплата НДС регулируется Налоговым и Таможенным законодательством.
  2. Акцизный сбор – косвенный налог, под который попадает ряд определенных товаров, таких как алкоголь, табачные изделия, автотранспорт, топливо для автотранспорта и пр. Акцизный сбор поступает со всех товаров, реализованных в пределах РФ. Экспортные акцизные товары не подлежат налогообложению, только в случае, если экспортируются непосредственно производителем.
  3. НДФЛ – на доходы физического лица. Является прямым налогом, и под него попадают все доходы физических лиц, полученные ими как в РФ, так и за рубежом. Средняя ставка составляет 13%, однако существуют как льготы, так и повышенные ставки до 30%. Например повышенной ставке подлежат выигрыши и призы, а также доходы нерезидентов РФ.
  4. ЕСН – единый социальный налог включает в себя внесение платежей в фонд страхования РФ, в пенсионный фонд и фонд страхования от несчастных случаев.
  5. На прибыль юридических лиц, которая определяется на основе налоговой отчетности. Уплачивается организациями, которые не попали под другие виды специальных налоговых режимов.
  6. Сборы за пользования водными и биологическими ресурсами. Определятся согласно ставкам на единицу измерения – штук, тонн и пр.
  7. Водный налог выплачивается как организациями так и физическими лицами за использование водных ресурсов.
  8. Государственная пошлина, взимаемая за юридически значимые услуги, оказываемые гражданам и юридическим лицам.
  9. Налог на добычу полезных ископаемых на территории РФ. Сюда включена добыча угля, нефти, газа руды и редкоземельных металлов, а также пр. полезных ископаемых.
  10. Налог на наследство, уплачивается с имущества, полученного в качестве наследования гражданами РФ и иностранными гражданами.
  11. Региональные налоги.

Помимо федеральных, законом определены и налоги, уплачиваемые региональные бюджеты

К ним относятся:

  1. На имущество юридических лиц. Исчисляется исходя из остаточной стоимости движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности предприятия. Ставка определена статьей 380 Налогового кодекса и составляет 2,2%. При этом регионы имеют право устанавливать свои налоговые ставки, если они не будут превышать установленные законом.
  2. Транспортный, уплачивается по месту регистрации автомобиля. Налоговая ставка и порядок уплаты данного налога определяются местными органами власти. При этом налоговая ставка не должна превышать установленную в НК РФ.
  3. На игорный бизнес. Исчисляется из количества игровых столов (автоматов), принадлежащих юридическому лицу или предпринимателю.

Налоги в местный бюджет

Законом предусмотрены и местные налоги, к ним относятся:

  1. На имущество физических лиц. Налогом облагаются принадлежащие гражданам квартиры и дома, строения, здания и гаражи, находящиеся в собственности.
  2. Земельный, уплачивается с земельных участков, находящихся в пределах муниципального образования.

Особые режимы налогообложения

НК РФ, в 8 разделе, предусматривает для ряда граждан и юридических лиц особый режим налогообложения:

  • ЕСХН – единый налог для сельхоз производителей со ставкой в 6% на доходы от деятельности с вычетом расходов, перечень которых есть в НК;
  • УСН – или упрощенная система налогообложения. Предусматривает уплату единого налога, если сумма годового оборота не превышает 15 млн руб.;
  • ЕНВД – единый налог на отдельные виды деятельности со ставкой в 15% от дохода.

Правовое регулирование налогового контроля

Функции налогового контроля возложены на должностных лиц ФНС России и заключаются в проведении проверок, которые, как указано в ст. 87 Налоговом кодексе РФ, не должны охватывать период более чем в три года. Согласно ст. 113 НК РФ, по истечению срока в три года со дня совершения нарушения, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности.

Налоговые проверки можно разделить на два вида:

  1. Камеральную, которая согласно ст. 88 Налогового кодекса РФ должна осуществляться по месту расположения территориальной ИФНС без выезда на предприятие. Осуществляется она на основе сданных отчетов и деклараций и может занимать до трех месяцев со дня сдачи.
  2. Выездную, которая регулируется ст. 89 НК РФ. Данный вид проверки осуществляется непосредственно на предприятии налогоплательщика и охватывает период от последнего отчета до времени проведения проверки. При этом допускается проверка за период до трех лет, но не более. Частота таких мероприятий определяется законом и не должна превышать одного раза в год.

Налоговая ответственность за нарушение НК регулируется ст. 106 НК РФ и предусматривает привлечение за правонарушение в виде бездействий или действий, приведших к нарушениям. Выражается ответственность в применении к правонарушителю санкций со стороны ИФНС.

Субъекты налоговых отношений

В качестве субъектов налоговой ответственности могут выступать:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • должностные лица, осуществляющие налоговый контроль и прочие должностные лица.

Виды нарушений налогового законодательства

Перечень видов нарушений и ответственности за их совершения перечислены в статье 18 НК РФ. Условия привлечения к ответственности указаны общие. Кроме того, в данную статью внесено положение о презумпции невиновности, которая подразумевает, что:

  1. Пока виновность налогоплательщика не будет доказана в порядке, предусмотренном законодательством, и не будет установлена решением суда, вступившим в силу, он считается невиновным.
  2. Свою невиновность налогоплательщик доказывать не обязан, так как это обязанность представителей налоговых органов.
  3. Любые сомнения в виновности при совершении налогового нарушения должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.

Ст. 110 и 112 НК РФ указывают на обстоятельства, при которых могут быть совершены нарушения и которые учитываются при применении санкций и привлечении к ответственности: отягощающие, смягчающие, наличие или отсутствие умысла и пр.

Тогда как срок давности по нарушениям составляет три года со дня их совершения, сроки взыскания определены для фискальных органов в три месяца со дня выявления нарушений и подписания акта.

Категории налоговых нарушений разделяются, зависимо от направленности на:

  • нарушения, связанные с системой налогов;
  • нарушения при исполнении гарантийных обязательств налогоплательщика;
  • нарушения, совершенные при ведении учета бухгалтерского и финансового;
  • нарушения, совершенные при осуществлении контрольных функций налоговыми органами;
  • нарушения при сдаче отчетности и деклараций;
  • нарушения в части уплаты налогов;
  • нарушения прав налогоплательщиков со стороны налоговых органов.

Субъекты нарушений и ответственности

Субъектами нарушений и ответственности могут стать:

  1. Налогоплательщики, нарушившие НК по уплате и исчислению налога.
  2. Сотрудники фискальных органов за нарушение порядка взимания и перечисления налогов в бюджет.
  3. Финансовые учреждения за неисполнение платежного поручения налогоплательщика.

НК четко определяет виды налоговых нарушений, за которые налогоплательщик может быть привлечен к ответственности:

  1. Сокрытие доходов, которое выражается в неотражении полученной выручки от продаж работ или услуг в учетных документах налогоплательщика и не отражение полученной прибыли от неучтенных операций в налоговых отчетах.
  2. Занижение прибыли подразумевает снижения налоговой базы и может иметь различные формы:
    • занижение прибыли приводит к неверному расчету налоговой базы;
    • незаконное внесение расходов к обоснованным затратам;
    • неверное отражение курсовой разницы при совершении валютных операций;
    • внесение в затраты ремонтных работ при наличии специального фонда на ремонты;
    • некорректное списание убытков;
    • ошибки в расчетах прибыли в меньшую сторону.
  3. Неотражение в отчетности или сокрытие объекта подлежащего налогообложению.
  4. Ведение бухгалтерского и финансового учета с нарушениями, которое может привести к отражению расходов не в должном учетном периоде, внесение расходов, не имеющих отношения к хозяйственной деятельности и пр..
  5. Несвоевременная сдача отчетности или непредоставление в налоговый орган положенных документов и отчетов.
  6. Просрочка в уплате налогов и сборов влечет за собой начисление пени. Взыскивается пеня согласно ст. 75 и 133 Налогового кодекса и начисляется за каждый просроченный день в процентном соотношении от просроченной суммы.

Для ИФНС и банковских структур ответственность наступает:

  1. Для сборщика налогов в случае нарушения порядка взыскания и перечисления налога с физического лица.
  2. Банковские структуры, согласно ст. 132–135 Налогового кодекса РФ несут ответственность в таких случаях:
    • при нарушении правил открытия счетов;
    • при несвоевременном перечислении сборов и налогов в бюджет;
    • при неисполнении постановления о заморозке счетов налогоплательщика;
    • при неисполнении постановления о принудительном взыскании налогов и сборов со счета клиента.

В свою очередь, ответственность за правонарушения НК регулируется:

  1. При обнаружении налоговых нарушений — Налоговым кодексом РФ.
  2. При наличии административных нарушений — законодательством о административных нарушениях.
  3. При наличии уголовно наказуемых нарушений — УК РФ.

Виды ответственности

Налоговым кодексом РФ предусматриваются различные виды ответственности за правонарушения:

  1. В виде штрафов за правонарушения, предусмотренные НК. Такой вид ответственности наступает, если налогоплательщик добровольно уплачивает штраф или он взыскивается по решению суда.
  2. В виде пени за просрочку при уплате положенных налогов и сборов. Данный вид ответственности наступает сразу и может быть взыскан принудительно.
    Согласно ст. 108 НК РФ, ответственность за правонарушение может нести не только организация, но и ее руководство.

Административная

К административной ответственности за нарушение НК могут быть привлечены и должностные лица компании.

При этом ИФНС не имеют полномочий согласно КоАП самостоятельно привлекать к административной ответственности, без помощи других государственных структур. ИФНС имеет право только составлять акты о выявленных нарушениях на руководство компаний, а не привлекать их к ответственности.

Основания для привлечения руководства, предусмотренные в КоАП, как правило, те же, что и в НК РФ:

  • нарушение установленных сроков регистрации компании;
  • нарушения в сфере ведения бухгалтерской и иной отчетности;
  • систематические нарушения правил сдачи отчетности в ИФНС;
  • сокрытие доходов и искажение информации в декларации.

К лицам, которые могут быть привлечены за нарушение налогового законодательства к административной ответственности, относятся руководители компаний и главные бухгалтеры. На виновных в нарушении законодательства, согласно административному праву, накладывается штраф.

Согласно УК, ответственность за нарушение налогового законодательства и таможенных правил возможна и уголовная, если обнаруженные нарушения содержат признаки преступления.

Уголовная 

Предусматривается законом, в том числе и за налоговые преступления. Особо можно выделить несколько из них, предусмотренных в Уголовном кодексе, в статьях 194, 198,199:

  • неуплата таможенных сборов и платежей организацией или физическим лицом;
  • уклонение от налоговых обязательств физическим лицом;
  • уклонение от налоговых обязательств юридическим лицом;
  • неисполнение налоговым агентом своих налоговых обязательств;
  • сокрытие от исполнительного производства в пользу бюджета средств или имущества.

Уголовная ответственность, как правило, наступает при нарушении НК РФ и ТК РФ, если сумма нарушений определена как крупная или особо крупная.

Защита налогоплательщика

Форма и способы защиты прав налогоплательщиков предусмотрены в главах 19–20 НК и предусматривают административную и судебную:

  1. Административная форма регулируется статьями с 128 по 141 НК РФ в виде направления жалоб вышестоящему должностному лицу или органу. Срок направления жалобы определен в 3 месяца со дня выявления факта нарушения прав. Время на рассмотрение жалобы органами ФНС определен срок в один месяц.
  2. Защита прав налогоплательщика, предусмотренная в ст. 142 НК РФ, подразумевает рассмотрение жалоб на действия представителей ИФНС, которые рассматриваются согласно процедуре, установленной гражданским или арбитражным процессуальным законодательством и иными законами и актами.

Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале — https://t.me/tylikpavel

Подписывайтесь на мой канал.

На днях проводил консультацию. Налоговую.
Суть: директора пригласили на допрос в налоговую инспекцию. Он сходил.
Понял, что что-то не то.

Немного поздновато понял, но лучше поздно, чем никогда, — это я про себя размышляю в начале встречи.

Даю консультацию:
Вот у вас будет доначисление в таком-то размере, надо делать…, — объясняю, что надо сделать.

Слежу за оппонентом: он помрачнел.
И вдруг выдает:
Как-то много надо сделать, лучше обанкрочусь…

И я понимаю всю глубину его непонимания возникшей «вдруг?» проблемы.
Объясняю, что банкротство компании приведет к списанию налоговой задолженности только с компании:
Как только компания будет признана банкротом, налоговый долг станет вашим, — говорю я и вижу, что Он мои слова воспринимает с недоверием, как-то отодвигается от меня все дальше. Думает, наверное, что я его «развести» хочу.

А теперь и я понимаю, почему он без подготовки пошел на допрос в налоговую, а также почему допустил допросы сотрудников без подготовки: кто-то ему «раскидал» до меня что и как делать.

Также понимаю, что не получится у нас с ним совместная работа. По крайней мере не сегодня.
Ему еще очень большой круг надо пробежать, чтобы понять во что он вляпался.
Жаль, что, пробежав такой круг, он поймет, что многое к тому времени уже поздно будет делать.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик
Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений. Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 885-71-05 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru
Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top