Защита прав налогоплательщика

Понятие и сущность налогового контроля

03 августа 2018

В соответствии со ст.6 Закона № 943-1 от 21.03.1991г. «О налоговых органах РФ», основная задача фискальных органов – это контроль следующих ситуаций:

  • правильное и точное выполнение законов;
  • чтобы граждане и организации вовремя, без ошибок и точно уплачивали в государственную казну налоги, пошлины, штрафы, недоимки;
  • при необходимости и в отдельных случаях – обеспечение специальных выплат.

Данной теме посвящена глава 14 Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 82 кодекса, фискальный надзор – это действия уполномоченной службы по обеспечению выполнения предписаний законов по уплате сборов и иных необходимых платежей следующими лицами:

  • плательщик – граждане и иностранцы, индивидуальные предприниматели, фирмы, иностранные предприятия и т.д.
  • агенты – это компании, удерживает сумму платежа за других плательщиков и уплачивает его в казну. Такая процедура касается, например, плательщиков НДС, НДФЛ и платежа на прибыль.
  • плательщик сбора – это компании и физические лица, торгующие на территориях особых зон, например, в Москве, Петербурге и т.д.
  • плательщик страховых взносов – работодатели, представители малого самостоятельного бизнеса: адвокаты, нотариусы, оценщики и т.д.

Виды фискального надзора

Различают следующие виды:
1) По срокам осуществления:

  • предшествующий;
  • в настоящее время;
  • дальнейший.

2) По проводящим структурам:

  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • финансовые органы;
  • ведомство МВД.

3) По месту осуществления:

  • камеральный
  • выездной.

4) По цели:

  • работа с документацией;
  • фактический.

Налоговый контроль осуществляется в следующих основных формах (ст. 82 Налогового кодекса РФ):

  • проверки – при этом проведение проверки должно строго соответствовать всем законным регламентам. К примеру, судом Первомайского района г.Ижевска были признаны незаконными результаты проверки ООО «Орион» в связи с тем, что итоговые материалы были подписаны лицом, не проводившим проверку. Суд признал, что тем самым были нарушены права плательщика на объективное рассмотрение дела.
  • запрос разъяснений от физических и юридических лиц – игнорирование подобного требования может плачевно отразиться на плательщике. Так, Заволжский районный суд города Ульяновска в июле 2018 года вынес административное взыскание в виде предупреждения жителю города. По причине непредставления пояснений по декларации полномочным структурам Заволжского района Ульяновска.
  • проверка присланной информации – в целях уточнения предоставленных данных в структуры ФНС имеют право обращаться в банки. Так, компания «Техномир» обратилась в суд о признании незаконными действий ФНС об использовании данных из банка о расчетных операциях компании. Тем не менее, суд отклонил жалобу, признав действия фискальной службы законной.
  • осмотр территорий – проверяющие лица имеют право осматривать при этом помещения также и контрагентов проверяемой компании. В 2010 году ООО «ПромСнабМонтаж», расположенное в Саратове, обратилось в суд, обжалуя действия проверяющих лиц, проведших осмотр территорий контрагента по договору поставки АО «Завод Центр Крепежа». Суд отказал в удовлетворении жалобы, сославшись на закрепленные в законе полномочия государственных ведомств.
  • другие формы, указанные в законе.

Права уполномоченных органов

Полномочия фискальных служб закреплены в ст.31 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • получать от граждан и компаний документы по перечислению обязательных платежей;
  • осуществлять проверки;
  • наблюдать за исполнением банками законов;
  • если есть подозрения, что необходимые документы будут уничтожены или скрыты, то производить их изъятие;
  • истребовать к себе плательщиков для предоставления нужных сведений по делу путем отправки письменного вызова;
  • осуществлять задержку операций на счетах граждан и фирм, а также накладывать арест на их активы;
  • проводить осмотр помещений и имущества проверяемых лиц;
  • в случае отказа допустить к осмотру территорий, не предоставления документов свыше 2 месяцев, нарушения правил учета прибыли и трат, не предоставления зарубежной компанией декларации по имуществу – самостоятельно произвести расчет подлежащих перечислению обязательных платежей;
  •  вменять в обязанность устранить допущенные нарушения и следить за выполнением предписаний;
  • налагать штрафы, пени и т.д.;
  • получать от банковских структур сведения, подтверждающие факт перечисления обслуживаемыми физическими и юридическими лицами;
  • получать в ходе надзора экспертные заключения и заключения квалифицированных специалистов;
  • истребовать для опроса свидетелей;
  • подавать обращения на приостановление или отзыв выданных лицензий по определенным сферам деятельности;
  • подавать в суды исковые заявления по начислению штрафов, возмещению убытков, расторжению договоров и т.д.;
  • при необходимости восстанавливать стоимость недоимок и штрафов;
  • иные полномочия, указанные в законодательстве.

К числу основных задач налогового контроля относятся:

  • внимательно следить за тем, чтобы юридические и физические лица правильно рассчитывали, вовремя перечисляли платежи в бюджет;
  • осуществлять профилактику правонарушений законов;
  • преследовать правонарушителей, допустивших противоправные деяния.

Субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган)

К основным действующим лицам, которые и осуществляет надзор, относятся:

  • единое фискальное ведомство, состоящее из Федеральной налоговой службы и ее территориальных структур;
  • таможенное ведомство, осуществляющее фискальное наблюдение в пределах своей компетенции, указанной в законодательстве.

Порядок осуществления налогового контроля

Указанная важная процедура производится в следующем порядке:

1) подготовка проведения фискального надзора, а именно:

  • указание целей и времени осуществления мероприятий;
  • выбор должностных лиц, исполняющих предписания, разъяснение плана действий;
  • заблаговременное изучение объекта надзора – рассмотрение имеющихся материалов по делу, проверка задолженностей, расчет сумм платежей и т.д.

2) выбор форм требуемого контроля – к примеру, назначение проверки;
3) непосредственное исполнение надзорных мероприятий;
4) после проведения контроля составление итоговых документов, в которых указываются выводы и итоги проведенных действий – к примеру, подготовка справки по итогам внеплановой проверки компании;
5) если по итогам операции требуется проведение дополнительных мероприятий, то осуществляется взаимодействие с другими компетентными государственными органами – например, с правоохранительными структурами для возбуждения уголовного или административного дела по фактам недоимок.

Заключение

Таким образом, налоговый надзор осуществляется в отношении всех юридических и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и иные обязательные платежи на всей территории Российской Федерации.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик

Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений.

Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 191-44-01 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru

Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top