Защита прав налогоплательщика

Правовое регулирование порядка проведения налоговых проверок

08 августа 2018

Налоговые проверки — самая распространенная форма контроля, который осуществляет ФНС РФ. Их наличие зафиксировано в ст. 82 НК РФ. А в 87 статье определена вероятность их выездного характера.

Выездной налоговая проверка — это особый формат контроля, в регламенте которого инспекторы получают возможность непосредственно на месте изучить деятельность такого лица по факту и сопоставить с отчетностью, а также с предоставленными ФНС РФ данными. В первую очередь инспекцию интересует правильность начисления налогов и сборов. Но в целом она также обращает внимание на соблюдение проверяемым лицом действующего законодательства.

В чём заключаются особенности выездной налоговой проверки?

Выездные налоговые проверки представляют собой ряд действий, которые осуществляются инспекторами, как правило, последовательно. Хотя некоторые могут производиться и одновременно.

Итак, речь идёт о следующем:

  1. Сначала инспекторы изучают первичную документацию. Причём речь идёт как о налоговой, так и о бухгалтерской отчетностях. Это всевозможные регистры, договоры, накладные, акты поставок, документы, указывающие на выполнение работ, предоставление услуг и т. п.
  2. Дальше проверяющие исследуют объекты, в которых налогоплательщик находится, использует для осуществления своей деятельности, для получения прибыли. Речь идет непосредственно об офисе, цехах, складах, прочем.
  3. На третьей стадии проводится инвентаризация собственности, которая есть у предприятия. Причем сюда же относится сличение полученных результатов с теми, что есть на балансе.
  4. К последнему этапу относятся другие действия, связанные с проверкой налогоплательщика. Это могут быть допросы сотрудников, уточнение информации у контрагентов, сбор данных по другим каналам связи.

Следует отметить, что цели как у камеральной, так и у выездной налоговой проверок одни и те же. То есть, установить правильность начисления налогов и сборов, проконтролировать то, как именно соблюдается законодательство в данной сфере, грамотно ли оформляется отчетность, своевременно ли подаются сведения в ФНС РФ.

И если в ходе проведения подобного мероприятия будут выявлены какие-то нарушения, то привлечь виновных лиц к ответственности, взыскать недоимку в пользу государства, устранить обнаруженную проблему.

Однако выездная проверка отличается от камеральной определенной спецификой. В частности, она предполагает непосредственный контакт с налогоплательщиком, посещение офиса, складов и других объектов. Также особенности проведения выездной налоговой проверки подразумевают, что компания, или же ИП, тоже будет напрямую участвовать в происходящем. Например, давать пояснения, комментарии, проявлять инициативу. Кроме того, в рамках данного мероприятия инспекторы могут привлечь переводчиков, назначить экспертизу.

Достижение целей в обсуждаемом случае происходит своеобразными методами. Например, исключительно при проведении выездной проверки возможна выемка документов. Аналогичное касается объектов или же инструментов, с помощью которых налогоплательщик получает прибыль.

Обратите внимание на то, что в статье 89 НК РФ ограничен срок, за который инспекторы могут проверять организацию: проверке подлежат три года предшествующие году проверки. Время рассчитывается по календарю. Вместе с тем ФНС РФ вправе запросить данные по текущему периоду, в том числе и то, что налогоплательщик ещё не обязан был предоставлять в обычном порядке.

При вынесении решения о проведении выездной проверки ФНС РФ должна указать не только конкретный период, но и предмет. То есть определенные налоги и сборы. Если конкретики не будет, налогоплательщик вправе опротестовать такое решение. Кроме того, он не должен предоставлять документы, которые не относятся к предмету проверки.

Знание правовых основ в описанном случае помогает компаниям и ИП отстоять свои интересы. Но для этого нужно учитывать не только статьи НК РФ, хотя на них в первую очередь все опирается, а и другие законы плюс подзаконные нормативно-правовые акты. Разобраться с ситуацией вам помогут грамотные налоговые консультанты и подкованные в соответствующих вопросах юристы.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик

Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений.

Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 191-44-01 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru

Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top