Выездная налоговая проверка Защита прав налогоплательщика

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки

24 июля 2018

Всякая налоговая проверка проходит по единому алгоритму, выработанному нормами НК и практикой. Выход за должностные, временные и процессуальные границы без уважительных причин наказуем — это серьезный повод для отмены налоговых решений.

Правила рассмотрения материалов налоговой проверки

Инспекторы ушли, выдав на руки свой акт, значит теперь пришло время для определения дальнейшей судьбы налогоплательщика – «казнить» или «миловать».

Условно рассмотрение материалов контрольных мероприятий включает в себя:

  1. Извещение предпринимателя о месте и дате рассмотрения итогов контроля.
  2. Ознакомление налогоплательщика с документацией, собранной в рамках проверочных мероприятий.
  3. Непосредственно само рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем (или заместителем) инспекции.
  4. Вынесение решения по итогам разбирательств.Каждый из этих этапов досконально регламентирован правовыми нормами и отшлифован многолетней практикой.

Надлежащее извещение налогоплательщика

Все документы, исходящие в адрес предпринимателя, подписываются руководящим лицом (или заместителем). Также происходит в этом случае:

Руководитель заранее ставит вас в известность о том дне, когда состоится процедура рассмотрения материалов по акту контроля. К этому обязывает п. 2 ст. 101 НК. Такая мера дает вам фактическую возможность собрать доказательства своей правоты, и, вооружившись ими, заранее подготовиться к делу.

Указанную обязанность фискалы выполняют путем:

  • Подготовки извещения по соответствующим формальным требованиям. Обязательные компоненты документа прописаны в приказе ФНС за № ММВ-7-2/189@. В нем указываются время, дата и место, где состоится заседание по рассмотрению материалов налоговой проверки, ФИО (наименование) предпринимателя, другие обстоятельства проверочных мероприятий, ФИО и должность лица, направившего документ.
  • Доставки служебной корреспонденции и вручения проверяемому лицу (или его представителю) лично под роспись. Если организовать вручение прямо в руки не получается, то налоговики вправе прибегнуть к техническим методам (выслать заказным письмом, телеграммой, по факсу или электронной почте и т. д.). Главное здесь убедиться в том, что человек действительно получил именную почту.

Заказная корреспонденция фискальной службы с датой, когда планируется рассмотрение материалов налоговой проверки, регистрируются в почтовом отделении с выдачей соответствующего квитка. Далее курьер вручает налогоплательщику именную почту, взамен получая от него расписку о получении, которая в дальнейшем подтверждает факт вручения.

Надо отметить, что перечисленные способы уведомления, кроме личного извещения, вполне могут стать предметом споров. Если предприниматель при рассмотрении материалов по акту контроля сможет посеять зерно сомнения в том, что получал уведомление, то заседание будет отложено.

  • Уведомление надлежащего лица. Здесь говорится о том, что получить извещение может только тот человек, в отношении которого проводились контрольные мероприятия. Если это по тем или иным причинам невозможно (налогоплательщик уехал или физически ограничен в действиях), то на замену ему понадобится другой человек со специальной доверенностью (представитель).

Представителем лицо может стать по закону или в силу оформления полномочий. К законным представителям предприятия относятся директор, профильный заместитель. Иные сотрудники могут быть представителями в том случае, если на них была выписана директором специальная доверенность. К примеру, руководитель филиала или главбух лишены права выступать имени проверяемого предприятия до тех пор, пока на них письменно не возложат такие обязанности

Представителем индивидуального предпринимателя может стать любое лицо, которому он всецело доверяет и выдал в подтверждение этого нотариально заверенную доверенность.

Таким образом, фискалы на этом шаге обязаны проверить паспорт налогоплательщика и сверить ФИО и личность. Когда сомнений не останется, только потом они вручают ему именную бумагу. Если этого сделано не было, значит у налоговиков есть все шансы промахнуться и нарушить существенное условие рассмотрения материалов налоговой проверки.

Игнорирование инспекторами перечисленных существенных положений грубо попирает права лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, а именно, не дает ему защититься от фискальных притязаний. Зная это, завтра легко будет отклонить их претензии в любом органе.

Ознакомление с материалами проверки

До того, как вся собранная документальная информация по проверке будет оценена, вы вправе прийти в налоговый орган и подать заявление в письменном виде о том, что желаете изучить необходимые документы. На своей заявке обязательно проставьте входящий штампик в канцелярии. Завтра это сыграет в вашу пользу и докажет, что со своей стороны вы принимали меры защиты.

В течение двух дней налоговики обязаны предоставить вам условия для изучения документов: проводить в кабинет, обеспечить доступ к нужным сведениям. В ходе ознакомления можно делать выписки, снимать копии и иным способом фиксировать и сохранять нужную информацию.

Не поддавайтесь на уговоры инспекторов изучить документальные сведения за день или два до заседания — так вы не успеете полноценно подготовиться к нему. Чтобы составить мотивированные возражения нужно потратить на это много времени, перелопатить море литературы и законов, посмотреть в сети обзоры и существующую практику. Только в этом случае можно надеяться на благоприятный исход дела.

Если в вашем случае проводились дополнительные мероприятия налогового контроля (сокращенно ДМНК), то по их окончании есть еще 10 дней на анализ документации и направление возражений по проведенным ДМНК. В силу того, что по их итогам не составляется полноценный акт, фискалы зачастую не считают нужным предоставлять его на обозрение налогоплательщику, хотя именно они порой вносят заметный вклад в дело и меняют ход событий не в пользу предпринимателя.

Подача налогоплательщиком возражений

Пунктом 6 ст. 100 НК предпринимателю дан один месяц на то, чтобы он внес свои письменные возражения на акт контроля. Эта хорошая возможность для налогоплательщика опровергнуть на бумаге доводы фискалов и привести против них весомые аргументы. Подкрепите их серьезными доказательствами, чтобы не быть голословным. Подвергнуть сомнениям допускается как весь документ контроля, так и его отдельные пункты.

Указанный срок начинает течь со дня, когда предпринимателем было получен на руки акт контроля, вплоть до даты заседания по рассмотрению материалов налоговой проверки. Свои письменные возражения следует зарегистрировать во входящем журнале в налоговом органе. Если организовать личное вручение не получается, то воспользуйтесь почтовой связью.

При этом учтите неторопливость российской почты, просчитайте сроки доставки и удостоверьтесь в том, что ваша корреспонденция доставлена адресату. В противном случае, не получив от вас весточки, налоговики займутся рассмотрением материалов налоговой проверки без их учета.

Таким образом, из логики законодателя следует, что фискалы обязаны не только ознакомить предпринимателя со всей касающейся его информацией, которая может нанести ему материальный ущерб, но и опровергнуть их притязания. Важно то, что впоследствии доказать то, что они приняли все меры к этому, надлежит самим инспекторам.

Как будет проходить рассмотрение материалов

Непосредственно само рассмотрение материалов по акту контрольных мероприятий осуществляется фискальным руководителем (или замещающим лицом). Он открывает заседание и начинает процесс с ряда формальных вещей:

  •  доводит до сведения присутствующих информацию о том, какой чиновник рассматривает дело, его должность и ФИО;
  • раскрывает документальные подробности проведенного контроля (дату, срок, ФИО и должности инспекторов);
  • констатирует явку участников дела путем сверки паспортов и личностей;
  • проверяет доверенности представителей, если таковые прибыли на заседание;
  • объясняет участникам процедуры круг законных прав и обязанностей.

Вы не обязаны приходить на рассмотрение материалов налоговой проверки. Однако в отдельных случаях надо будет явиться на процесс, если налоговики посчитают ваше участие обязательным. Такое возможно, когда те или иные ситуации невозможно прояснить без налогоплательщика. Также учтите, что неявка лишает вас возможности отстоять свою точку зрения и защищаться от фискальных претензий.

Если со стороны налогоплательщика никто не представлен, то председательствующий рассматривает дело него или откладывает заседание и назначает новую дату.

Далее налоговик оглашает содержание акта, сведения по проверке, ваши опровержения. Если ранее не удалось направить возражения в письменном виде, то сейчас их можно озвучить устно, подкрепив серьезными аргументами.

Следом идет тщательное исследование и анализ собранных доказательств. При этом знайте, что, если сведения были добыты фискалами незаконным путем (в обход правил, из неизвестного или ненадежного источника), то ссылаться на них как доказательства нельзя. Это же правило неизменно действует в отношении информации, которая получена из спецдекларации, заполняемой гражданами в добровольном порядке.

В случаях, когда для полноценного глубокого анализа требуются профильные знания из той или иной области, налоговики вправе привлечь экспертов и специалистов. Кроме этого, для уточнения отдельных обстоятельств дела могут приглашаться свидетели.

Все происходящее на заседании подлежит письменной фиксации в протоколе, на котором после ставят подписи все присутствующие лица, подтверждая тем самым правильность его заполнения. Дополнительно ход мероприятия может фиксироваться путем аудиозаписи, которая затем прикладывается к протоколу.

В ходе анализа проверочных материалов председательствующий выясняет:

  • нарушило ли предприятие налоговое законодательство (какие именно конкретные правила и нормы, в чем оно выразилось);
  • установлена ли законом ответственность за такие действия;
  • имеются ли обстоятельства, в силу которых на предприятие невозможно наложить взыскание (истек срок давности, не установлена вина);
  • есть ли обстоятельства, исключающие, отягчающие или смягчающие вину предприятия, в силу которых налогоплательщика можно не наказывать.

Фискалы вправе не выносить решение по материалам проверки в день их рассмотрения. Допускается сделать это в последующие дни, но в пределах 10-дневного срока. При этом личное присутствие предпринимателя (или его представителя) не требуется.

Рассмотрение материалов налоговой проверки необходимо уложить в 10 рабочих дней. Если ситуация не дает фискалам принять решение здесь и сейчас (не хватает доказательной базы, специальных знаний, налогоплательщик требует дополнительных мер), то эта процедура продлевается максимум на один месяц.

Как оформляется налоговое решение и его содержание

После того, как фискалы провели всесторонний анализ и оценку материалов по акту контроля, председательствующий решает наказать нарушителя или оправдать его.
Форма решения налоговиков определена приказом ФНС за № ММВ-7-2/189@ и состоит из трех частей:

  1. Вводной. Здесь излагаются общие положения (сведения об участниках, фискальном органе, предмете, сроках проверки).
  2.  Описательной. В ней указываются выявленные нарушения, излагаются все факты и аргументы, ваши доводы, итоги проверки этих доводов, смягчающие и отягчающие обстоятельства.
  3. Резолютивной. Именно здесь содержится волевое решение фискалов: привлечь вас к ответственности или отказать в этом. В первом случае, они прописывают размеры недоимки, пени и штрафов, дополняя их своими предложениями по исправлению недостатков в работе, корректировке тех или иных сведений.

Один из двух экземпляров решения по результатам налоговой проверки вручается налогоплательщику лично. Если такое невозможно, то высылка документа организуется электронным способом. В этом случае оно считается доставленным, когда на руки налоговиков поступит электронная квитанция о приеме корреспонденции.

Если нарушитель не согласен с выводами фискалов, он может обжаловать документ в месячный срок.

Основания для отмены решения налогового органа

Пункт 14 ст. 101 НК дает общее понимание существенных условий рассмотрения материалов по акту контроля. Признавая те или иные положения в законе существенными, государство тем самым дает гарантии налогоплательщикам в том, что их интересы защищены. Следует запомнить, что они:

  • дают реальную возможность предпринимателю ознакомиться и досконально изучить все интересующие его проверочные материалы;
  • обеспечивают проверяемому лицу дачу им пояснений и опровержений по возникающим вопросам в рамках проверки;
  • требуют соблюдения иных процедур для недопущения вынесения незаконного решения.

Если вы уверены в том, что хотя бы одно из указанных условий инспекторы на деле не удосужились соблюсти и это причинило вам вред, то решение признается незаконным. Отменить состоявшееся решение по налоговой проверке вправе вышестоящий фискальный орган или суд.

Распространенные примеры отмены решений по итогам налоговых проверок

Весь массив недостатков фискальной работы при рассмотрении итогов налогового контроля можно разделить на несколько групп, касающихся:

  • несоблюдения уведомительного порядка;
  • неправильного составления процессуальной документации;
  • несоответствия выводов фактам при вынесении решения;
  • неверного толкования и применения законов.

Самая частая причина того, что фискальные решения признаются незаконными, выражается в игнорировании инспекторами порядка вручения извещений о явке. Тем самым предприниматель лишается возможности защититься от претензий налоговиков. Понимая это, вышестоящие органы в таких ситуациях всегда идут навстречу людям и отменяют незаконные требования.

Вместе с тем, если инспекторы постараются и документально докажут, что предприниматель получил уведомление в срок, но сам не воспользовался правом на защиту, то решение не отменяется и нарушитель получает по заслугам.

Далее нужно указать примеры того, когда проверяемое лицо не ознакомилось с проверочными материалами. В этом случае вышестоящий орган исследует, по какой причине это не состоялось. Одно дело, когда налогоплательщик сам не изъявил такого желания и не подал соответствующего заявления. Другое дело, если фискалы препятствовали изучению всей документации налогоплательщиком или игнорировали его заявления. Логично, что выводы там и здесь будут различными.

Кроме того, вышестоящая инстанция анализирует, какие именно материалы не были изучены предпринимателем и как они повлияли на содержание первоначального решения. Если сведения носили формальный характер и особой ценности не представляли, то это нарушение не влечет отмену правового акта первой инстанции.

Другими примерами служат случаи, когда фискалы решали участь налогоплательщика:

  • с учетом доказательств, добытых вне рамок контрольных мероприятий;
  • в лице чиновника, который не имел права этим заниматься;
  • нарушив всевозможные сроки;
  • внося изменения в уже состоявшееся решение, причем не в пользу предпринимателя.

Но надо учесть, что признание недействительными решений первой инстанции по формальным признакам не во всех случаях гарантирует окончательную победу над злом. Зачастую это может привлечь нежелательное внимание вышестоящих фискалов и инициирование ими повторной проверки с доначислением тех же денежных сумм. И в таком случае надо будет уже искать аргументы для отмены второго решения по существу спора.

Правоприменители соглашаются с тем, что фискалы часто нарушают процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решений. Такие ошибки затем используются предпринимателями для отмены незаконных актов. Но следует иметь в виду, что как вышестоящие налоговые органы, так и суды тщательно и скрупулезно анализируют каждый спор, исследуют все доказательства и поэтому предсказать исход дела невозможно.

Надо учитывать, что заявлять о несоблюдении существенных условий следует сразу, как вам только стало о них известно. Чем раньше их выявить и указать на них, тем выше шанс отмены благоприятного решения проблем.

Вступление в законную силу решения по результатам налоговой проверки

Налогоплательщику дается один месяц на то, чтобы попытаться отменить незаконное решение. Об этом говорит п. 9 ст. 101 НК. Этот срок начинает течь с того дня, как он получил на руки правовой акт.

Если документ направлялся вам заказной почтой, то шестой день со дня отправки корреспонденции считается отправной точкой отсчета вышеуказанного срока.

Если вы не согласны с выводами первого налогового органа, то подаете так называемую апелляционную жалобу. Суть этого документа — обжалование решения, не вступившего в законную силу.
Апелляционное обжалование — обязательная часть досудебной процедуры. При реализации этого сценария возможны три варианта развития событий:

  1. Вышестоящий орган оставляет вашу жалобу без рассмотрения. Такой нежелательный исход дела приведет к тому, что первоначальное решение обретет законную силу и вам придется платить все те суммы, что там указаны.
  2. Вышестоящий орган отменяет первоначальное решение и взамен принимает новое. В этом случае день его вынесения также будет считаться и днем вступления в силу.
  3. Первоначальное решение вступает в силу не полностью, то есть в той части, что не отменена вышестоящей инстанцией и не обжалована налогоплательщиком.

Вы сдаете свою жалобу в тот орган, который первый раз рассматривал ваше дело. Затем последний в 3-х дневный срок обязан перенаправить ее со всей документацией в вышестоящую инстанцию.

Может ли запись на курсы: «особенности бухгалтерского и налогового учета в строительстве»помочь в обеспечении защиты?

Трудности ведения бухучета в строительстве, огромный массив документации, непрерывный поток информации и высокая ответственность — все эти факторы в совокупности вынуждают главбуха постоянно повышать профессиональный уровень, неизменно находиться в состоянии максимальной концентрации внимания и быть в курсе всех последних изменений в профильном законодательстве.

Цена бухгалтерской ошибки в строительном деле очень высока и может обернуться огромными штрафами и неустойками. Зачастую такое случается в силу незнания или неправильного толкования норм того или иного документа, что по итогам налоговой проверки выливается в миллионные убытки.

На самостоятельное изучение нужного объема информации уходит масса времени, которое не всегда есть у занятого бухгалтера. Поэтому на помощь приходят узкопрофильные специалисты, с подачи которых исключаются или минимизируются материальные потери в результате налоговых притязаний.

И если специалисты именно узкопрофильные и обкатанные в судах, то такие курсы вам помогут. Ищите настоящих специалистов.

По итогам рассмотрения материалов итогов контроля комплексную профессиональную поддержку можно получить путем:

  • получения консультации на профильном сайте;
  • записи на соответствующие бухгалтерские курсы.

Бесплатная онлайн юридическая консультация по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Этот тип онлайн поддержки пользуется огромной популярностью в силу следующих очевидных факторов:

  • доступности в режиме 24/7;
  • высокой скорости обратной связи;
  • полноты и детальности ответов;
  • бесплатности услуги;
  • профессионализма специалистов.

Как правило, однажды воспользовавшись этой услугой, люди вновь и вновь прибегают к помощи юридических консультантов.

Правда, наша компания сомневается в пользе таких консультаций и их не проводит, так как любая налоговая проверка тянет за собой целый шлейф проблем, в том числе уголовно-правовых, поэтому обсуждение проблем «в прямом эфире» пользы не принесет.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик

Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений.

Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 191-44-01 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru

Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top