Выездная налоговая проверка Защита прав налогоплательщика Камеральная налоговая проверка

Реорганизация предприятия: налоговые проверки

27 ноября 2023

Посмотрите мое видео на тему, связанную с налоговыми проверками. Думаю, что будет интересно. Подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы. Обращайтесь за консультацией.

В соответствии с общепринятыми представлениями реорганизация юридических лиц — это завершение либо другое изменение их юридического статуса.

Итогом этой финансово-правовой операции является:

  • передача прав и обязанностей от старой структуры к создаваемой;
  • окончание деятельности старой бизнес структуры.

Возможности, которые открываются после переустройства предприятия:

  • расширение сферы обслуживания и поставок товаров;
  • увеличение доходов или количества продаж;
  • оптимизация бизнес-процессов;
  • урегулирование отношений с государственными органами.

Формы реконструкции корпорации бывают следующими (ч. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ):

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

Производится реорганизация на основании:

  • акта, принятого уполномоченными органами компании: учредителями или специальным органом юридического лица – добровольная реформа;
  • решения государственного органа либо суда – принудительное изменение.

Окончательную точку в сложном процессе перестраивания предприятия ставит факт проведения государственной регистрации нового бизнеса (дела). Единственное исключение – это когда перестройка концерна осуществляется в виде инкорпорации старой организации в состав другой. В таком случае присоединения новое юрлицо не создается: регистрации подлежат учредительные документы компании-поглотителя.

Присоединенная коммерческая структура считается реконструированной со дня записи о завершении активности в государственном реестре юридических лиц.

Реорганизация юридических лиц: какие нужны документы?

Непременным атрибутом любого обустройства бизнес структуры являются:

  • передаточный акт – оформляется при слиянии, присоединении и преобразовании;
  • разделительный баланс – необходим при разделении и выделении.

Указанные акты утверждаются лицами, решившими реорганизовать коммерческую структуру. Впоследствии вместе с учредительными бумагами сдаются на государственную регистрацию. Если обязательные документы не сданы либо в них нет указаний о наследниках изменяемой компании, то в государственной регистрации, на условиях ч. 3 ст. 59 Гражданского кодекса РФ, справедливо откажут.

Форма передаточного акта – свободная, устанавливается предъявителем самостоятельно.

Форма разделительного баланса – утверждена приказом Министерства финансов РФ от 02.07.2010 №66н, в баланс вносятся сведения по изменяемому предприятию и его правопреемнику.

Оформление указанных документов лучше всего осуществлять на момент окончания отчетного времени либо на дату разработки периодической бухгалтерской отчетности, которая служит базой для передачи активов изменяемой фирмы. Кроме того, на момент оформления распоряжений по переустройству осуществляется инвентаризация имущества предприятия.
Когда концерн оповещает о своих переменах, то в Реестре юридических лиц делается соответствующая отметка.

Затем предприятие должно 2 раза с промежутком в месяц подать в аккредитованное СМИ объявление о своей реконструкции. Если изменениям подвергаются сразу несколько компаний, то объявление размещается от одной из них за всех.

Процесс реорганизации пошагово

Представляет собой следующую схему:

  1. Создание начального перечня документов.
  2. Представление собранных документов в компетентные государственные органы.
  3. Обращение к кредиторам бизнеса путем подачи объявления в СМИ.
  4. Проведение осмотра активов и собственности компании.
  5. Разработка передаточного акта или разделительного баланса.
  6. Создание окончательного перечня бумаг.
  7. Подача документов для государственной регистрации.

Какие документы обычно требуются для реорганизации?

Для проведения процедуры подготавливаются:

  • устав;
  • справка о государственной регистрации предприятия;
  • справка о постановке на учет в фискальном учреждении;
  • действующая выписка из Реестра компаний;
  • копии документов, удостоверяющих личность руководителя и учредителей предприятия.

Отдельно готовятся следующие бумаги:

  • решение учредителя в той или иной форме;
  • договор между бизнес-структурами (если это присоединение, разделение, слияние);
  • заявление о старте процесса реконструкции;
  • уведомление в СМИ;
  • извещение для кредиторов;
  • передаточный акт или разделительный баланс;
  • обращение об окончании процесса.

Итоговыми документами являются запись об окончании активности компании, а также извещение о снятии компании с государственного учета.

Налоговые тонкости при реорганизации

Условия соглашений, оформленных при переустройстве компании, должны содержать положения о том, что новая организация берет на себя обязанности по уплате долгов старой структуры, в том числе и уплате налогов. При этом такое обязательство возникает в любом случае, вне зависимости от того, было ли известно о долгах на период изменений.

В соответствии с п. 3 ст. 50 Налогового кодекса РФ, компания-наследник обязана также перечислить все недоимки, пени и штрафы, начисленные по обязательствам перед бюджетом государства. Если старая государственная или частная организация имела нарушения в налогообложении, то отвечать за них также придется новообразованному юридическому лицу.

Как уплачиваются налоги при различных формах реорганизации?

Кто платит:

  1. Во время слияния обязана перечислять фирма, появляющаяся после процедуры.
  2. Если произошло присоединение, то платит учреждение, присоединившее к себе другую структуру.
  3. При разделении уплачивают создавшиеся предприятия.
  4. Если произошло преобразование, то платежи перечисляет новая коммерческая структура.
  5. Лишь во время выделения платит старая реорганизуемая фирма. Единственным исключением может быть ситуация, когда материнское юридическое лицо не смогло уплатить налоги. В таком случае на вновь созданную организацию могут в судебном порядке солидарно возложить обязанность по уплате задолженностей.
  6. Если возникло несколько новых компаний, то обязательства по уплате распределяются между ними по договоренности учредителей.

Все достигнутые соглашения фиксируются в передаточном акте или разделительном балансе.

Кого необходимо уведомить:

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 60 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо со дня вынесения решения должно в трехдневный рабочий период письменно уведомить уполномоченный государственный орган о старте мероприятий по переустройству. В уведомлении нужно указать и форму реконструкции.
  2. Помимо этого, фирма на основании подп. 4) п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ, должна уведомить и акцизно-фискальное ведомство о начале процесса изменений. Со дня получения уведомления фискальные органы получают право на посещения компании для рассмотрения записей.

При этом для налоговой службы не имеет значения, когда и по какому поводу проводилась последняя проверка. Налоговики уполномочены в таких случаях исследовать деятельность компании не более 3 лет со дня назначения проверки. Этим налоговые проверки при ликвидации или изменении юрлица отличаются от обычных фискальных досмотров.

Можно ли проверять после реконструкции?

Согласно разъяснения уполномоченного органа Министерства финансов РФ от 29.07.2011 № 03-02-07/1-267, после того, как в общую базу налогоплательщиков внесена запись о ликвидации компании, ее проверять уже нельзя.

Что содержится в решении о проверке?

Если реорганизуемое предприятие решили осмотреть фискальные органы, то сделать это должны на основании специального документа. Глава налоговой службы издает решение о проведении проверки. Форма решения указана в Приказе Федеральной налоговой службы от 25.12.2006.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • данные о наименовании или Ф.И.О. проверяемого лица;
  • цель досмотра – то есть верность и своевременность перечисления необходимых платежей в казну государства;
  • время проведения исследования;
  • сведения о работниках фискальной службы, которым поручено осуществление финансового следствия: чин и Ф.И.О.

Запрос документов

На основании п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ проверяющие лица уполномочены на получение нужных бумаг. Все записи по финансово-хозяйственной деятельности предприятия, согласно подп. 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, должны храниться 4 года. К таким бумагам относятся:

  • сведения бухгалтерского и налогового учета;
  • иные бумаги по уплате сумм в бюджет государства;
  • документы, свидетельствующие о тратах и прибылях компании;
  • иные финансово-хозяйственные бумаги.

Процедура запроса бумаг кратко регламентирована Приказом ФНС России от 31.05.2007. Должностное лицо представляет проверяемой компании официальное «Требование о предоставлении документов (информации)» за подписью уполномоченного лица и с проставлением номера и даты.

Необходимые бумаги направляются проверяющему лицу в форме засвидетельствованных копий. То есть, бумаги подписываются руководством государственного или частного учреждения, на них ставится печать. Если нужно, предоставляются и нотариально заверенные копии.

Допускается отправка бумаг в электронном виде.

Какая предусмотрена ответственность?

Необходимые документы бизнес-учреждение должно преподнести не позднее 10 суток с момента получения требования.

Если срок представления актов упущен, то на предприятие может быть наложена кара согласно п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Если бизнес структура отказывается или избегает предоставления записей, то возможно привлечение к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ.
Кроме того, подобные действия могут повлечь и административную ответственность согласно ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Если у налоговой службы имеются обоснованные подозрения, что оригиналы документов могут быть испорчены или фальсифицированы, то проверяющие органы могут потребовать предоставить подлинники. При истребовании оригиналов оформляется акт приемки-передачи, с одновременным оформлением копий, заверяемых проверяющим лицом.

Помимо истребования актов, проверяющие лица вправе:

  • осуществлять осмотр офисных, коммерческих, складских и других помещений предприятия,
  • исследовать непосредственно материальные активы,
  • получать доступ к изучению различных территорий, принадлежащих проверяемой фирме.

Как завершается фискальная проверка при реорганизации?

Окончание фискальной проверки оформляется справкой. Данная фискальная бумага:

  • составляется в самый последний день выездного осмотра;
  • фиксирует цели, сроки проверки;
  • вручается под роспись уполномоченному представителю проверяемого предприятия.

Если руководство юридического лица не хочет получать справку, то она отправляется в адрес компании заказным письмом.

Порядок реорганизации (присоединение и слияние)

На первый взгляд операции слияния и присоединения являются одинаковыми мероприятиями. И в том и в другом случае активность фирмы прекращается, и запись о ней исключается из Реестра компаний. Однако юридически данные операции сильно отличаются между собой. Какие существуют отличия?

  1. Если компании сливаются в одну, то их деятельность заканчивается, возникает совершенно новая коммерческая структура. Если происходит присоединение, то одна из организаций остается без изменений, ИНН также остается прежним.
  2. Во время присоединения происходит регистрация двух юридических фактов: прекращение деятельности присоединяемой фирмы и изменение статуса основной компании в реестре юридических лиц.

В чем заключаются плюсы присоединения?

Существуют следующие плюсы:

  • возможность добавления акционерного общества к другому АО или ООО либо общества с ограниченной ответственностью к другому ООО;
  • нет необходимости предъявления документов о погашении долгов по социальным и пенсионным платежам. Иногда получение данных бумаг может занять продолжительный период.
  • не надо снова регистрировать новую компанию, поскольку во время присоединения не возникает новой фирмы.

Заключение

В соответствии с подп. 2) п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, осуществление налоговых осмотров остается на усмотрение фискальной службы в каждом конкретном случае. Возможно, что налоговая не будет устраивать выездную проверку фирмы при реорганизации. Однако в любом случае лучше подготовить все необходимые бумаги и тщательно провести процесс реконструкции компании в соответствии с требованиями законодательства.

И в заключении небольшая зарисовка из моей практики:

Ничего такого… (или о том, как клиент ходил в полицию)

В субботу вернулся из командировки. Был в одном из регионов России. Там в отношении компании моего нового клиента идет камеральная налоговая проверка, и идет полным ходом подготовка к выездной налоговой проверке.

По приезду узнал: проведен осмотр помещений, который проводили оперативники с налоговиками. А после осмотра оперативники провели опрос (взяли объяснение) директора. На мой вопрос: «Зачем вы согласились на опрос без подготовки своей защитительной позиции?» получил ответ: «Так посоветовали! Я не мог отказаться? И, вообще, я там ничего ведь не сказал!».

— Молчали? – переспрашиваю я.

— Нет. Я говорил, а оперативник записывал.

— Так значит говорили что-то, не молчали?

— Да, но ничего важного.

— А где текст этого «ничего важного»?

— Мне не разрешили снять копию. У меня нет этого текста!

— А можете сейчас вкратце пересказать содержание разговора с оперативником?

— Ну… ничего такого: где учился, семейное положение, родственники, с кем и где проживаю и т.п.

И это ничего важного? А ведь ему хотят вменить дробление! И после этого сразу становится понятным, что вопросы самые что ни на есть в точку были заданы!

Будьте внимательны!

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик
Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений. Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 885-71-05 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru
Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top