Выездная налоговая проверка Защита прав налогоплательщика Камеральная налоговая проверка

Выездная проверка при ликвидации ООО: как пройти и как избежать

31 июля 2018

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью предусматривает прекращение его деятельности в качестве юридического лица и, в конечном итоге, приводит к исключению предприятия из государственного реестра.

Она может быть как добровольной, то есть такой, которая проводится по решению участников, так и принудительной (по решению государственных органов или суда). Как правило, процесс добровольного закрытия начинается в том случае, когда ООО полностью достигло поставленных перед ним в момент создания целей и задач, либо же, если собственники считают нецелесообразным продолжение дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности учрежденного ими субъекта хозяйствования.
Процедура практически всегда сопровождается проверкой налогового органа.

Рассмотрим подробно, что она собой представляет.

Общие сведения о выездной проверке при ликвидации ООО

Если участниками принято решение о ликвидации компании, они обязаны уведомить об этом орган регистрации, то есть ИФСН, направив в инспекцию форму Р15001. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней с момента принятия собранием участников соответствующего решения.

Как только регистрирующий орган получит указанное выше уведомление, он внесет в госреестр запись о том, что общество находится в процессе прекращения своей деятельности и назначит налоговую ревизию.

Сразу отметим, что она является обязательной, если решение о ликвидации принято собственниками в добровольном порядке.

Проверка осуществляется в выездной форме, то есть по месту нахождения общества, однако в ситуациях, если собственники не могут обеспечить инспекторов подходящими условиями для проведения ревизии, тогда возможен вариант проведения ее в помещении инспекции при условии предоставления ей всех необходимых документов.

Задачей такого мероприятия является контроль правильности исчисления налогов, своевременности и полноты их уплаты, а также выявление фактов нарушения требований законодательства в сфере налогообложения.

В ходе контроля ответственные лица наделяются широким кругом полномочий.

В частности, они могут:

  • запрашивать у собственников все интересующие документы;
  • проводить инвентаризацию активов и пассивов, материальных ценностей;
  • осматривать помещения и территорию;
  • изымать документы и материальные ценности;
  • опрашивать свидетелей и брать пояснения у любых физлиц, которые могут предоставить необходимые сведения о деятельности предприятия;
  • привлекать экспертов.

По завершении контролирующий орган в лице проверяющего составляет уведомление об окончании инспекции, после чего у ответственных лиц имеется два месяца для оформления соответствующего акта. В данном документе должны быть указаны выявленные в ходе ревизии нарушения или содержаться информация об их отсутствии.

Если нарушения установлены, они должны быть описаны с опорой на документальные подтверждения и содержать ссылки на законодательные нормы, обосновывающие факт нарушений. В этом же случае в акте должны присутствовать рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Акт, оформленный и подписанный отвественным лицом, передается для ознакомления и подписания руководителю ООО. При несогласии предприятия с изложенными в нем выводами, общество в пятнадцатидневный срок с момента получения акта может подать на него свои письменные возражения.

На основании выводов акта (если инспекторами были обнаружены нарушения действующего законодательства) контролирующий орган выносит решение о привлечении общества к ответственности в виде начисления штрафных санкций и неустойки (пени) и направляет налогоплательщику соответствующее требование об оплате. Данное требование подлежит исполнению в десятидневный срок с момента получения.

Однако, если предприятие обжалует такое требование, то отсчет срока на его оплату начинается с момента вступления его в силу (окончания процедуры обжалования).

Камеральная проверка: как она проходит

Инспекция может провести и камеральную проверку ликвидируемого предприятия на своей территории. Суть ее сводится к анализу поданной в ИФНС отчетности, промежуточного и ликвидационного балансов.

При осуществлении данного процесса по специальной методике будут сличаться контрольные показания отчетной документации с целью выявления расхождений или ошибок, результатом которых может стать занижение налоговых обязательств. Камеральная проверка также предусматривает контроль своевременности и полноты уплаты налогов и сборов.

В ходе сверки данных от общества могут потребовать предоставления различных пояснений или же подачи уточненных деклараций. Срок на выполнение требований контролирующего органа составляет 5 рабочих дней.

Сроки выездной налоговой проверки при ликвидации ООО

Как правило, проверка проводится в двухмесячный срок с момента принятия решения об инспекции, однако существуют ситуации, когда она может длиться меньше или больше. Так, если имеется сеть филиалов или обособленных подразделений, процесс может затянуться на период от четырех месяцев до полугода. Иногда по решению руководителя контролирующего органа общепринятый срок ревизии может быть сокращен.

Согласно статье 89 Налогового кодекса проверка охватывает трехлетний период (то есть изучается документация за последние 3 года, предшествующие ревизии). При этом, даже если в текущем году деятельность предприятия уже подвергалась мониторингу, данный факт не является ограничением для проведения проверки при ликвидации ООО.

Процедура ликвидации налогоплательщика не всегда сопровождается проведением выездной налоговой проверки

В ряде случаев проведения налоговой проверки при ликвидации ООО можно избежать.
Так, проверка может не проводиться, если (указанные ниже действия на грани законного и незаконного):

  1. Предприятие прекращает свою деятельность в результате реорганизации (преобразовывается, присоединяется или сливается с другими субъектами хозяйственной деятельности).
  2. Закрытие общества проходит через оффшор.
  3. ООО имеет нулевой баланс, оно не осуществляло деятельность, не имеет наемных работников, активов и обязательств, долгов перед кредиторами, в том числе, перед бюджетом. Отсутствуют приходные и расходные операции на банковских счетах, денежные средства на них или в кассе предприятия.
  4. Фирма своевременно, точно и правильно предоставляла отчетность, в полном объеме рассчитывалась по налогам, сборам и обязательным платежам, не была уличена в нарушении действующего законодательства.
  5. Ликвидация ООО проводится путем его продажи другим собственникам. Фактически это способ «похоронить» компанию без привлечения особого внимания контролирующих органов. При данном способе доли в УК общества оформляются на иных лиц (зачастую подставных), предыдущие владельцы исключаются из реестровых записей, а вся ответственность за дальнейшую судьбу предприятия лежит на новых участниках.
  6. Общество ликвидируется через банкротство, инициируемое собственником или уполномоченным органом ООО.
  7. Осуществляется перерегистрация фирмы по другому адресу в другом регионе. В данном случае изменение территориальности приведет к невозможности проведения проверки тем налоговым органом, где общество ранее стояло на учете, вследствие отсутствия необходимой юрисдикции.

Есть еще один способ решения данного вопроса– это привлечение посредника, который займется процессом закрытия ООО и решит проблему с инспекцией (!?). Но это уже за гранью дозволенного и кто на это идет, должен понимать, об уголовно-правовых последствиях таких действий.

План налоговой проверки. Какие документы будут под особым контролем инспекторов

Ревизия проводится по определенному и утвержденному контролирующим органом плану и включает в себя несколько этапов.

Первый этап состоит в изучении и анализе документов первичного бухгалтерского и налогового учета. Цель данного этапа заключается в сверке учетных показателей и установлении их соответствия законодательным требованиям.

На данном этапе возможно проведение инвентаризации, отбор пояснений у так называемых свидетелей хозяйственных операций, осмотр ценностей и помещений. Особое внимание при проверке первички ответственное лицо может уделить кассовым и банковским документам, ведомостям по заработной плате, налоговым декларациям. Важно знать, что сверка может проводиться как сплошным, так и выборочным порядком.

Второй этап – это составление документов по результатам ревизии и формирование выводов относительно соблюдения обществом требований законодательства о налогах и сборах.

Третий и последний этап – принятие инспекцией соответствующего решения на основании полученных в ходе проверки результатов.

Налоговая проверка – это ответственный и достаточно напряженный этап, однако у предприятия есть все возможности пройти его с минимальными потерями. Для этого перед принятием решения о ликвидации рекомендуется по максимуму рассчитаться с кредиторами, погасить задолженность перед государством, упорядочить налоговые и бухгалтерские документы.

Многие специалисты советуют также провести независимый аудит деятельности компании и, по его результатам, устранить выявленные недочеты.

Надеемся, что с помощью данных советов вы с легкостью пройдете ревизию и избежите нежелательных доначислений, а так же не совершите незаконных действий.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик

Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений.

Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 191-44-01 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru

Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top