Посмотрите видео на данную тему.
У налогоплательщика непременно должно быть четкое представление как об основных, так и о дополнительных мероприятиях налогового контроля. Если он будет точно знать особенности процедур, то сможет лучше к ним готовиться. Мероприятия налогового контроля проводят в рамках стандартных проверок, однако некоторые выполняют вне основных — по решению ИФНС.
Помимо нюансов процесса аудита, любой налогоплательщик должен знать о своих правах и обязанностях. В этой статье мы поговорим о порядке и правилах контрольных процедур, а также о том, какие цели и задачи инспекторы ставят при их проведении.
Процедуры в рамках налогового аудита бывают основными и сопутствующими
К первой категории относят камеральную и выездную налоговую проверки, то есть мероприятия, после проведения которых положение проверяемого субъекта может измениться (ему сообщат о доначислениях, выявленных нарушениях и т. д.).
Сопутствующие (дополнительные) — это процедуры, позволяющие инспекторам выявлять дополнительные факты и доказательства в споре с налогоплательщиком.
К дополнительным мероприятиям мы вернемся позже, а пока рассмотрим основные. Итак, в соответствии с действующим НК РФ, инспекторы вправе:
- проводить инвентаризацию, сверяя в ее рамках информацию в документах с реальным положением дел (активами);
- осматривать офисные или производственные помещения. Закон дает право налоговикам производить осмотр в любых помещениях, которые проверяемый хозяйствующий субъект использует для получения дохода (в мастерских, цехах, магазинах, на складах);
- изучать документы или сведения, делая официальный запрос на проверяемое предприятие;
- привлекать переводчика, чтобы лучше понимать информацию и решать актуальные задачи по налоговому контролю.
Дополнительные мероприятия налогового контроля
Бывает, что материалов, полученных в ходе проверок, недостаточно для вынесения окончательного решения. Но инспекторы вправе проводить дополнительные процедуры, по результатам которых они могут или подтверждать, или опровергать выявленные факты.
Обратите внимание! Цель дополнительных мероприятий — не поиск новых фактов, а уточнение уже занесенных в протокол.
Налоговики вправе:
- общаться со свидетелями;
- проводить экспертизы;
- анализировать истребованные документы.
Свидетелем может стать любое физлицо, которое может предоставить полезные для налогового аудита сведения.
Экспертизы проводят в исключительных ситуациях, когда это явно необходимо. Для экспертных мероприятий привлекают профессионала и заключают с ним соглашение. Если эксперт выявляет значимую для налогового аудита информацию, то оформляется заключение. Следует отметить, что в данном документе специалист вправе делиться и собственными выводами.
Выемку документов инспекторы выполняют, когда нужно доказать, что налогоплательщик действительно где-то нарушил закон.
Помимо обозначенных действий, представители ИФНС больше не вправе выполнять никакие другие процедуры. Но в рамках одного аудита они могут проводить сколько угодно допмероприятий — в НК РФ ограничений на этот счет нет.
О проведении допмероприятий проверяемому субъекту инспекторы сообщают или в ходе изучения материалов аудита, или по окончании процедуры. Выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В нем непременно должна содержаться следующая информация:
- причина назначения допмероприятий;
- виды дополнительных процедур, которые будут проведены;
- период аудита с указанием финальной даты.
Максимум дополнительные мероприятия налогового контроля могут длиться 30 дней. Но бывают и исключения, когда, по решению ИФНС, процедуры проводят на протяжении 2 месяцев.
Информацией, полученной в рамках дополнительных процедур, дополняют общие данные по налоговому аудиту. Для них действуют те же нормы НК РФ, что и для основных материалов. В частности, проверяемое лицо вправе участвовать в изучении этих сведений. Для этого ему достаточно проявить такую инициативу, подав в ИФНС заявление. По истечении двух дней инспекторы сообщат, на какое число назначено рассмотрение.
Если проверяемое лицо не согласно с итогами анализа материалов, оно вправе подать письменные возражения по вопросу и изложить все свои доводы, предоставив в качестве доказательства соответствующую документацию.
Цель проведения мероприятий налогового контроля
Представители ИФНС проводят мероприятия налогового контроля, преследуя главную цель — выявлять нарушения НК РФ налогоплательщиками и налоговыми агентами. То есть, инспекторы стремятся:
- Обеспечивать налоговую дисциплину.
- Вносить значимый вклад в госбюджет.
- Проверять, как ИП и предприятия выполняют свои налоговые обязательства.
- Следить, правильно ли применяются льготы на налоговые платежи.
- Вести деятельность, направленную на пресечение и предупреждение налоговых правонарушений.
- Принимать в отношении нарушителей меры наказания, предусмотренные НК РФ.
По результатам аудита инспекция может выявить, что проверяемый субъект нарушил НК РФ: не полностью уплачивал налоги или не уплачивал в принципе, несвоевременно делал отчисления, неверно оформлял налоговые декларации.
Дополнительные мероприятия. Истребование документов
Именно вокруг этого вида дополнительных мероприятий ведется больше всего споров и обсуждений. В данном вопросе между инспекторами и налогоплательщиками нередко возникают споры, и, как правило, суды принимают позицию ИФНС.
Приведем пример спорной ситуации. Компания предоставила инспекторам налоговую декларацию. На основании нее ИФНС назначила камеральную проверку. В рамках аудита инспекторы не вынесли окончательного решения, а потому назначили допмероприятия и потребовали у налогоплательщика первичную документацию. Руководитель проверяемого субъекта отказался их предоставить.
Суд вынес решение о пересмотре дела. В чем загвоздка?
Есть безоговорочное правило: если в рамках аудита налоговики не выявили нарушений, то для истребования документации у них нет повода.
Мероприятия налогового контроля не всегда проводятся в соответствии со всеми правилами. Поэтому налогоплательщику стоит знать о своих правах, чтобы при необходимости он смог себя защитить.
Камеральное налоговое расследование
Процедуры налогового аудита выполняют в рамках ВНП и камеральной проверок. Хотелось бы поговорить о камеральном расследовании, в ходе которого проверяется деятельность налоговых агентов и налогоплательщиков, обязанных сдавать декларации в ИФНС.
Чем камеральная проверка отличается от выездной? Тем, что для нее не требуется разрешение руководства ИФНС. Проводится она на основании налоговой декларации.
Проверку ведут на территории ИФНС. Срок — 3 месяца с даты предоставления налоговой декларации. В случае выявления неточностей или несоответствий в декларации инспекторы оповещают об этом налогоплательщика и требуют или пояснить ситуацию, или откорректировать документы.
Проверяемый субъект вносит изменения и подает в ИФНС уточненную декларацию.
Как оформляются итоги камерального расследования:
- Если нарушений инспекторы не выявляют, то завершают проверку. При этом они вправе не сообщать проверяемому субъекту, что нарушения не выявлены и аудит окончен. Завершается аудит в автоматическом режиме.
- Если инспекторы выявляют ошибки и несоответствия, то в течение 10 дней с даты окончания расследования формируют акт. В течение 5 дней его вручают налогоплательщику, и, если последний не согласен с итогами проверки, то подает заявление с возражениями. На рассмотрение заявления руководству ИФНС дается 10 рабочих дней. Начальник изучает все сведения по проверке и решает, привлекать налогоплательщика за налоговое правонарушение к ответственности или нет.
В соответствии с законодательством, решение ИФНС по проверке может быть отменено лишь в том случае, если нарушены существенные условия процедуры анализа ее результатов.
Например:
- Проверяемой организации или ИП не предоставили возможность участия в процедуре изучения итогов аудита. Правила НК РФ гласят, что налогоплательщик вправе участвовать в ней или самостоятельно, или доверить это своему представителю. Нарушение инспекторами данного права — существенное нарушение законодательства.
- Также проверяемая компания может давать пояснения — это тоже ее безусловное право.
Если ИФНС в рамках аудита затрагивает ваши интересы, непременно обращайтесь в вышестоящую инспекцию или суд.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: дополнительные мероприятия налогового контроля
По поводу порядка допмероприятий все достаточно понятно и просто: перечень допустимых процедур, которые вправе проводить налоговики, закрыт. Новые нарушения инспекторы выявлять не вправе, так как цель дополнительных мероприятий — проверять уже имеющиеся у ИФНС данные.
Сегодня на законодательном уровне предлагается уточнить лишь процесс анализа информации, полученной в ходе ВНП и камерального расследования. Для налогоплательщиков такое нововведение станет полезным, поскольку поспособствует большей объективности аудита. В 2017 году по этому поводу в Госдуму был внесен законопроект. В чем его суть?
По результатам дополнительных мероприятий предложено формировать акт, где налоговики будут отражать краткое содержание контрольных процедур вместе с выводами по ним. Проверяемый субъект сможет знакомиться с данным документом и, при наличии возражений, подавать соответствующее заявление.
Благодаря такому шагу планируется достичь большей объективности решения по контрольным мероприятиям.
Такой акт будет вручаться лично проверяемому лицу или его доверенному человеку под роспись или иным путем. На предоставление акта инспекторам планируется давать 5 дней со дня завершения допмероприятий. Если проверяемый субъект не захочет получить акт, данный факт будет документально фиксироваться.
Смысл введения законопроекта в том, чтобы пересмотреть подходы к процедурам налогового аудита. Депутаты считают, что ввести его нужно, в первую очередь, потому, что действующая сегодня система уже в некотором смысле изжила себя, так как была введена 15 лет назад. За это время в деятельности ИФНС и в государстве в целом произошли серьезные перемены, были введены новые формы аудита и более современные инструменты.
Помимо установления новых правил о допмероприятиях, в законопроекте планируется прописать новые сроки камерального расследования, более сжатые, поскольку сейчас на самих предприятиях есть инновационные системы контроля.
Как налоговая выбирает тех, кого она будет проверять
Налогоплательщиков налоговики условно делят на три группы по каждому критерию:
- Фактические выгодоприобретатели — имеют хорошие активы и штат сотрудников более 30 человек с зарплатами от 35 тыс. руб.
- Потенциальные выгодоприобретатели — компании со средними показателями.
- «Технические звенья». Для ФНС — это микробизнес, с которого «нечего взять». С другой стороны, это могут быть и однодневки, являющиеся лишь инструментом для занижения налоговой базы предприятий из групп 1 и 2.
ФНС оценивает бизнес с точки зрения масштабов деятельности и платежеспособности. Чем крупнее и прибыльнее бизнес, тем выше вероятность, что ими заинтересуется органы.
Однако и тут не все так просто. В поле зрения налоговиков попадают как раз середнячки и те, кто «выше среднего». На проверки в реально крупные компании идут редко. Причина проста — большой штат корпоративных юристов не дает шансов налоговой сомневаться в добросовестности бизнеса и его контрагентов.
Середнячки же, с одной стороны, не всегда обеспечены броней юридической защиты и не хотят начинать тяжбы с налоговой, а с другой — вполне могут погасить найденную недоимку за себя и своего контрагента.
Вот, как-то так.
Обращайтесь за консультацией. Я помогу.