Посмотрите мое видео на тему, связанную с налоговыми проверками. Думаю, что будет интересно.
Подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы. Обращайтесь за консультацией.
Практические работники знают, что сегодня уже можно констатировать тот факт, что камеральные проверки по своей сути стали похожи на выездные.
Из чего можно сделать этот вывод? Объясним через события, которые происходят в налоговой сфере в настоящее время:
- Количество выездных налоговых проверок в настоящее время сократилось не только в разы, а в десятки раз. Ими в настоящее время охвачено не более 1 процента (против 12–15 в прошлые времена) от числа налогоплательщиков, и количество проверяемых продолжает уменьшаться.
- Сумма доначисленных налоговых платежей в 2022 году составила около 240 млрд рублей. А в 2023 году сумма доначисленного возросла до 460 млрд рублей. Ответьте на вопрос, каким таким чудесным образом с учетом уменьшения количества охваченных ВНП произошло такое резкое увеличение доначислений? Конечно, через камералки.
- Что помогло налоговикам произвести такие доначисления? Их системы контроля, например, АСК НДС-2. Т.е. они в недрах своей системы, не выходя на проверку, через автоматическую систему контроля проверяют налогоплательщика и составляют самые обычные Акты камеральных проверок, а затем присылают их налогоплательщику:
- сначала в виде просьбы предоставить документы;
- затем в виде просьбы прийти на комиссию;
- затем в виде просьбы доплатить по сомнительным контрагентам НДС;
- а затем и налог на прибыль.
- Если налогоплательщик не соглашается это сделать, то налоговики методами, которые ранее использовались ими исключительно в рамках ВНП, производят расследования и доначисляют.
- Естественно, в этом случае они допускают много нарушений, как по способу доказывания, так и по срокам, чего ранее, примерно до 2014 года не могло быть по определению: суды вставали на защиту налогоплательщика и признавали такие действия, например, как выход налоговиков за сроки проведения камералки, незаконными. Сегодня суды говорят о том, что сроки камеральных проверок носят организационный характер и выход за сроки таких проверок не приводят к нарушению прав налогоплательщика.
Можно ли в таких условиях отстаивать свои права? Можно. Главное не упустить нужный момент и начать обеспечить свою защиту вовремя.
Камеральная проверка (КП) представляет собой упрощенный (сравнительно с выездной проверкой) тип контроля. В абсолютном большинстве случаев она проходит без физического участия проверяемого лица. Проверочные мероприятия выполняются инспектором непосредственно В его рабочем помещении по имеющимся в распоряжении ИФНС документам (посещение проверяемого лица разрешено при проверке его декларации НДС).
Оформление результатов камеральной налоговой проверки производится в форме акта налоговой проверки.
«Камералка» не является истиной в последней инстанции. Если по результатам КП в функционировании компании не выявлено никаких проблем с уплатой налогов, таковые впоследствии могут быть обнаружены налоговиками в процессе любой выездной проверки, которая производится в более углубленном варианте.
Налогоплательщик в таком случае не сможет ссылаться на установленное при «камералке» отсутствие нарушений, даже если она уже была предметом судебного рассмотрения. Такова позиция Конституционного суда РФ, выраженная им в Определении № 571-О от 10.03.2016.
Структура и содержание акта проверки
Акт налоговой проверки обновлен налоговиками в 2015 г. (приказ ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189@). Были слиты в едином документе формы двух ранее использовавшихся налоговиками актов (в том числе по «камералке»). Также были детализированы требования к основному содержанию и структуре единого акта.
Именно нарушения структуры и содержания текста акта КП часто становятся предметом судебных споров с налоговиками.
Следует понимать, что далеко не все допущенные нарушения судебные органы могут признать существенными, влияющими на выводы суда.
По новым правилам:
- Оформление акта может производиться как в бумажной, так и в новой электронной форме. При использовании бумажного носителя, его можно заполнить как рукописным способом, так и с использованием принтера. Использование иной печатной техники не предусмотрено. Распечатанные листы следует пронумеровать вместе с приложениями, заверить подписью начальника ИФНС и прошнуровать.
- Не разрешается составление документа на каких-либо языках, кроме русского. Если в тексте используются аббревиатуры и сокращения, то первоначально их следует указать в полной расшифрованной форме.
- Любые суммы в иностранной валюте, должны одновременно иметь указание на рублевый эквивалент по курсу ЦБ РФ.
- Исправления в документе недопустимы, однако их можно заверить подписями инспектора и налогоплательщика. Особо отмечен запрет использования любых корректоров текста.
- Структура акта разделена на три основные части:
- вводную;
- описательную;
- резолютивную (итоговую).
- Вводная часть предусматривает отражение даты подписания акта инспектором ИФНС, наименования проверяемого лица (как в полной, так и в сокращенной формах), даты представления проверяемой декларации или иных документов, а также перечень этих документов, если они представлялись налогоплательщиком в рамках КП. Также к вводной части относятся графы для указания проверяемого периода времени и сведений о проверяемых налогов. Заканчивается вводная часть отметкой о датах старта и завершения КП, а также проведенных в ее рамках контрольных мероприятиях.
- В описательной (установочной) части акта предусматриваются подробное указание на документально доказанные нарушения, смягчающие и отягчающие вину факты.
- Заканчивается акт итоговой (резолютивной) частью, в которой отражаются:
- выводы и предложения инспектора о возможных способах ликвидации допущенных нарушений;
- ссылки на нормы, по которым квалифицируются такие нарушения.
Обязательным признается перечисление в акте всех должностных лиц, принявших участие в проведении КП.
Оформленный документ подписывается в 2-х экземплярах всеми участниками процесса. При отказе от оставления автографа, в акте камеральной проверки производится соответствующая отметка, а копия отправляется проверяемому лицу почтой.
Пропуск срока составления акта камеральной налоговой проверки
Как известно, налоговикам отведено 10 дней на подготовку акта КП при выявлении нарушений. Такой срок исчисляется с момента завершения проверки.
Никаких последствий для налоговиков пропуск такого срока не повлечет. Судебные органы не признают такое нарушение грубым и отказывают в признании решений по актам, оформленным с нарушением п. 1 ст. 100 НК РФ, недействительными.
Так, Третьим ААС по одному из налоговых споров был обнаружен факт просрочки составления акта по результатам КП на 19 месяцев. Однако судьи пришли к заключению, что этот срок просто организационный, по этой причине его игнорирование не становится серьезным поводом к отмене решения налоговиков по такому акту камеральной проверки (Постановление № А33-7641/2010 от 31 августа 2011 г.).
Пропуск срока вручения акта камеральной налоговой проверки
Есть ли нарушения, которые могут повысить вероятность удачного для налогоплательщика исхода дела? Можно обратить внимание на п. 5 ст. 100 НК РФ. Напомним, что данная норма устанавливает ограниченный период для вручения акта КП проверяемому лицу. На это отведено 5 дней после составления документа.
Такое нарушение может являться существенным в зависимости от обстоятельств дела. В первую очередь, судебные органы обычно проверяют, надлежащему ли лицу передан акт камеральной проверки.
В качестве примера можно изучить документ ФАС Уральского округа, который при рассмотрении спора с ИФНС пришел к заключению, что акт камеральной налоговой проверки налоговики передали не самому проверяемому лицу, а его структурному подразделению (филиалу) — это грубое неисполнение требования закона, что повлекло отмену решения по КП. (Постановление № Ф09-11206/06-С1 от 19 декабря 2006 г.).
Как следует из этого и других судебных споров, существенность такого игнорирования сроков зависит в основном от того, были ли приняты налоговиками меры к извещению проверяемого о дате и месте рассмотрения дела, а также имел ли он возможность представить свои возражения в срок.
Так, можно обратить внимание на решение по делу о налоговом споре ФАС Северо-Кавказского округа. В этом процессе было установлено, что ИФНС направила акт КП почтой, пропустив при этом пятидневный срок (Постановление № Ф08-1546/2016 от 07 апреля 2016 г.).
Ранее ВАС РФ уже разъяснял, что инспектор ФНС при направлении акта проверки почтой тоже обязан соблюдать пятидневное ограничение (п. 29 Постановления Пленума № 57 от 30 июля 2013 года).
Однако по данному спору налоговики оформили акт камеральной налоговой проверки 29 октября 2014 года, а направили почтой только 5 ноября того же года. Налогоплательщик получил отправление 7 ноября, при этом рассмотрение дела было назначено только на 15 декабря.
В результате суд пришел к выводу, что такое нарушение фактически не является достаточным поводом для отмены вынесенного ИФНС решения. Оно, по мнению суда, не лишило проверяемого права на заявление возражений на акт камеральной проверки, так как тот имел для этого время с 7 ноября до 15 декабря 2014 г.
Пропуск срока принятия решения по итогам камеральной проверки
А поможет ли налогоплательщику игнорирование руководителем ИФНС срока на принятие итогового решения? Напомним, что на это действие ему отведено по умолчанию 10 дней с того момента, как налогоплательщик утрачивает право на представление возражений.
К сожалению, даже грубое нарушение этого срока обычно не принимается во внимание судьями и не считается важным, способным повлиять на исход дела.
Совсем недавно ВС РФ вынес свой вердикт, в котором рассмотрел аналогичную ситуацию и указал, что нарушение указанного срока никак не влияет на права налогоплательщика, следовательно — не влечет отмену решения по КП (Определение № 301-КГ16-14880 от 14 ноября 2016 г.).
Выводы
Важно отметить, что результаты камеральной налоговой проверки должны быть оформлены в соответствии с действующим налоговым законодательством.
После завершения проверки, налоговый инспектор готовит акт, который включает в себя информацию о проведенной проверке, выявленных нарушениях, а также предложения по их устранению. Этот акт должен быть направлен проверяемому лицу не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки. Получив акт, налогоплательщик имеет право в течение месяца представить свои объяснения и замечания к выявленным нарушениям, а также предоставить дополнительные документы, подтверждающие его позицию.
Важно также понимать, что итоги камеральной проверки могут быть обжалованы в вышестоящий орган Федеральной налоговой службы или в судебном порядке. Это право налогоплательщика позволяет защитить свои интересы и оспорить решения налоговых органов, которые могут быть приняты на основании неверной трактовки документов или законодательства. Поэтому налогоплательщикам следует тщательно подготовиться к процессу обжалования, включая сбор всех необходимых доказательств и документации, а также, при необходимости, привлечение квалифицированных юристов или аудиторов.