Защита прав налогоплательщика

Мораторий на проверки малого бизнеса в России: содержание закона

29 марта 2024

Посмотрите мое видео на тему, связанную с проверками. Думаю, что будет интересно. Подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы. Обращайтесь за консультацией.

В последние годы в России на уровне властных структур начали поддерживать бизнес, особенно малый и средний. Одной из беспрецедентных мер такой поддержки стало введение моратория на проведение проверок в отношении этой категории предпринимательского сообщества.

Запрет на контрольные мероприятия введен с начала 2016 года и длится вплоть до 2024 года. Есть предпосылки к тому, чтобы продлить его еще на четыре года.

Также хорошей новостью для бизнеса стало применение рискоориентированного подхода при проведении аудита – когда глубина анализа, а значит и размер санкций, зависят от того, к какой категории опасности относится предприятие. Сами бизнесмены оценили это нововведение позитивно. Но все ли так просто? На кого конкретно распространяются эти «каникулы»? По какому принципу проводятся проверки малого бизнеса в 2018 году? Что делать, если налоговики, несмотря на запрет, нагрянули с проверкой?

Главное условие действия мониторинга – предприятие должно относиться к категории малых или средних. По каким критериям это можно определить:

  1. Для средних предприятий (заработок за год до 2 млрд рублей и число работающих сотрудников – порядка 250 человек).
  2. Для малых компаний (выручка за год – до 800 млн рублей, до сотни работников).
  3. Для микрофирм (выручка до 120 млн рублей и штат сотрудников – не больше 15 человек).

Предпринимателям с такими условиями (которые, кстати, являются основанием для включения в единый реестр юрлиц, что также дает определенные преимущества) можно еще на полтора года расслабиться – федеральным законодательством они освобождаются от проверок.

Существует также перечень предприятий, которым такой подарок не достался – они входят в список исключений:

  1. Фирмы, работающие в медицине, образовании и «социалке».
  2. Управляющие компании многоэтажек — УК.
  3. Организации в сфере энергоснабжения и электроэнергетики.
  4. Аудиторские конторы.
  5. Компании, за которыми в последние три года были замечены серьезные нарушения закона.

Какие проверки отменяет мораторий

Владельцам бизнеса стоит понимать, что введение моратория не означает, что налоговики в течение его действия вообще не заинтересуются фирмой. Отменяются только плановые проверки – и выездные, и документальные. В стандартном режиме проведут:

  • внеплановую проверку на основании поступившей жалобы или после возникновения в компании аварии или ЧС;
  • проверку на предмет соблюдения налогового законодательства;
  • прокурорские, страховые, таможенные, валютные контрольные мероприятия;
  • проверки в отношении объектов первых двух классов опасности (пожарной, экологической и т.д).

Как заявить о правах на действие моратория?

Нередки ситуации, когда предприниматель уверен, что его фирма имеет все критерии, чтобы в ее отношении не проводилась проверка, но мораторий на нее по какой-то причине не распространяется и компания включена в план проверок. Причин такого развития ситуации две: либо произошла досадная ошибка, либо налоговики просто хотят воспользоваться возможной неосведомленностью предпринимателя. В любом случае бизнесмен не должен бездействовать.

Что нужно предпринять?

Направить в структуру, которая занималась утверждением плана аудита, заявление с требованием исключить предприятие из него. Обоснованием такой просьбы должен стать пакет документов, в который войдут:

  • сведения о финансовой деятельности за год;
  • численность работающих сотрудников.

В случае если аудит уже стартовал, владелец бизнеса имеет полное право предъявить инспектору требования о его прекращении, обосновав это документами, подтверждающими принадлежность его фирмы к категории малого и среднего бизнеса (список документов – тот же, что и в первом пункте). При этом, даже если за время аудита налоговик выявил какие-либо нарушения, никаких санкций за это предпринимателю не грозит – вынесенное инспектором решение признается недействительным.

Мораторий действует уже полтора года, и промежуточные экспертные отзывы о нем исключительно позитивные. Такие «каникулы» позволяют во много раз снизить административное давление на бизнес-сообщество, исключить бюрократические препоны и дать возможность развиваться, не боясь необоснованных санкций со стороны заинтересованных структур. Именно эти факты стали основанием для разговоров о продлении срока действия моратория до 2024 года.

Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале — https://t.me/tylikpavel Подписывайтесь на мой канал.

О госзакупках.

Сегодня обсуждали с коллегой возбуждение уголовного дела в Бурятии против руководителя компании по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество – хищение денежных средств путем обмана), в том числе как выстраивать защиту.

Суть дела в следующем: компания вела строительство школы. На стадии проверки выполненных и оплаченных работ Заказчик обнаружил (!?), что компания использовала в строительстве не ту марку бетона.

Следствие сделало вывод, что использование бетона другого класса может привести к обрушению.

«Использование бетона другого класса позволило Исполнителю сэкономить и похитить около 30 млн. рублей«, — так заявил СК по республике Бурятия.

Руководитель компании задержан и помещен под стражу. И это по экономическому составу, когда есть прямой запрет по экономическим преступлениям заключать под стражу.

Вот такие риски при работе с государством. Да еще до суда руководителя заключили под стражу.
Будьте осторожны!

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик
Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений. Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 885-71-05 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru
  • 1

    говорит:

    Ваша информация не соответствует действительности

    • Павел Тылик

      говорит:

      Вы хотя бы напишите, в чем выражается это несоответствие. И обозначьте свое имя, чтобы можно было с вами хотя бы как-то общаться.
      Если бы вы знали, сколько раз на дню я слышу выражение, что я не прав, что моя информация устарела, не соответствует действительности. Эти «претензии» особенно часто я слышу от правоприменителей, которые таким образом хотят самоутвердиться за чужой счет, либо сбить тебя с толку, либо посеять таким образом неуверенность. Это я проходил и не раз.
      Но когда начинаешь разбираться детально, обозначать свою позицию, смотреть факты, то все становится на свои места: и информация вдруг становится соответствующей действительности, и оппонент, оказывается, не то имел в виду.

  • Антон

    говорит:

    Мораторий распространяется только на прверки по фз 294, а налоговые проверки в этом законе прописаны в списке исключений. Разве не так? см сам закон :
    ФЗ-294
    3.1. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля:
    (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 332-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    1) контроль за осуществлением иностранных инвестиций;
    2) государственный контроль за экономической концентрацией;
    3) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
    4) налоговый контроль;
    5) валютный контроль;
    6) таможенный контроль;
    7) государственный портовый контроль;
    8) контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
    9) контроль на финансовых рынках;
    10) банковский надзор;
    11) страховой надзор;
    12) надзор в национальной платежной системе;
    13) государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности;
    13.1) государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;
    (п. 13.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top