Напомню, что субсидиарная ответственность возникает в ситуации, когда компания вела деятельность, но что-то нее не получилось, к компании предъявляются гражданские иски либо компания привлекается к налоговой ответственности, но рассчитаться по долгам не может, и кредиторы начинают эту организацию банкротить в установленном законом порядке.
Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц
Также вы можете посмотреть видео моего выступления в прямом эфире, которое называется «Можно ли избежать привлечения к субсидиарной ответственности?» (ноябрь 2018 года).
И если в процедуре банкротства не удается рассчитаться со всеми кредиторами (особенно таким кредитором как налоговый орган), то кредиторы могут потребовать привлечь КДЛ к субсидиарной ответственности. Таким лицом (КДЛом) может оказаться директор, учредитель, номинальный директор и главный бухгалтер.
Где про то, что я сейчас говорю, можно почитать?
Это глава Третья ФЗ «О банкротстве…» ст. 61.10, а также Постановление Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 года № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве». Про бухгалтеров – п. 26 Постановления.
Давайте попробуем разобрать, а что сегодня появилось нового?
В законе появился фактический перечень людей, которые могут быть признаны КДЛ
Это:
- руководитель;
- член исполнительного органа;
- ликвидатор, если не предпримет мер и инициирует процедуру банкротства;
- физические лица, имеющие долю более 50% в уставном капитале;
- физические лица, которые имеют возможность влиять на назначение руководителя юридического лица, например, через корпоративный договор;
- физические лица, которые извлекают выгоду из действий руководителя;
- главный бухгалтер или финансовый директор (об этом я буду более подробно говорить на вебинаре).
Срок (период), за который могут привлечь, увеличили до 3-х лет. Кстати, в этом случае не имеет смысла переписывать организацию на номинала или ликвидировать компанию посредством слияния, присоединения и т.п. Награда все равно найдет своего героя.
То есть, к субсидиарной ответственности могут быть привлечены лица, которые были руководителями, участниками, либо иными третьими лицами, которые как раз компанию контролировали, за период в течение трёх лет, до момента возникновения признаков банкротства. Кстати, раньше срок в три года исчислялся до возбуждения процедуры банкротства, сейчас получается, что срок увеличен.
Еще раз, теперь срок привлечения в три года исчисляется до момента возникновения признаков банкротства. Например, по налоговым долгам такой срок может приближаться к моменту, когда предприятие перечислило деньги однодневке. В этом случае срок гипотетически может растянуться и до 6 лет.
Другими словами, сегодня срок в 3 года исчисляется до возникновения объективных признаков, когда компания не способна удовлетворить требования кредиторов.
Кто не может быть признан КДЛом:
- Участники, доля которых менее 10%, получали обычный доход, дивиденды;
- Номинал, благодаря которому удалось установить настоящего КДЛ и имущество, на которое можно будет обратить взыскание. Т.е. номинал законом стимулируется к «чисто сердечному» (чистосердечному) признанию.
Предлагаем к просмотру еще одно видео.
Как доказывается вина контролирующего должника лица?
А ее доказывать нет необходимости. Вина КДЛ презюмируется (предполагается). Таким образом, КДЛ должен доказать обратное, например, что он не КДЛ.
Презумпция, что они (КДЛ) виновны, работает при наличии следующих обстоятельств:
- кредиторам причинен существенный вред. Существенный!!! Примерно превышает 25% от чистых активов. Но это надо доказывать. Кстати, есть письмо налогового органа по понятию «существенности»;
- отсутствие или искажение содержания документов бух.учета и (или) отчетности должника (абз. 4 и абз. 6 п. 4 ст. 10 закона «О банкротстве»);
- более половины требований кредиторов третьей очереди (налоговые долги) обусловлены привлечением должника или его должностных лиц к уголовной, административной или налоговой ответственности;
- отсутствуют или искажены обязательные к хранению документы компании;
- на дату возбуждения дела в ЕГРЮЛ или ЕФР не внесены обязательные сведения либо внесены недостоверные сведения.
Кроме этого, сегодня, чтобы привлечь к субсидиарной ответственности, необязательно признавать сделки недействительными.
КДЛом считается лицо, если оно в течение трех лет принимало решения до момента признаков банкротства.
Вполне вероятно, что руководитель не виноват, но он будет виноват, если не подал заявление о признании должника банкротом.
Другими словами, это можно выразить так:
- признавать сделки недействительными нет необходимости;
- КДЛ отвечает в течение трех лет до возникновения признаков банкротства;
- если не виноват, но сделал хуже для предприятия в этот период.
ИФНС следит за субсидиарной и солидарной ответственностью КДЛ (если несколько руководителей, участников).
Арбитражный управляющий законом «О банкротстве» простимулирован, чтобы взыскивать – он может потребовать 30% от того имущество, которое он взыскал с субсидиарщика.
Поводы и основания для привлечения к субсидиарной ответственности КДЛ
Самые распространенные:
- совершение сделок с «однодневками», которые привели к образованию у компании долгов переде бюджетом;
- вывод активов КДЛом без соответствующего встречного представления;
- неисполнение руководителем должника и других КДЛ (иными обязанными лицами) обязанности по подаче заявления о банкротстве;
Сегодня, в соответствии с законом «О банкротстве» к ответственности можно привлекать и после завершения процедуры банкротства.
Для этого необходимо соблюсти два условия:
- Кредитор узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения КДЛа только после завершения конкурсного производства.
- Аналогичное требование по тем же основаниям и к тем же лицам не предъявлялись и не рассматривались в рамках дела о банкротстве.
Нюанс
При личном банкротстве долги по субсидиарной ответственности КДЛ по итогам не прощаются.
Если предпринимательская деятельность велась через ИП – через процедуру банкротства можно полностью освободиться от долгов.
Т.е. для ИП – ситуация немного легче, ему все прощаются. А вот для руководителя организации – ее участники (КДЛ) несут неограниченную ответственность.
Таким образом, если, например, руководитель не подал заявление о признании должника банкротом – он будет отвечать по тем обязательствам, которые возникли по истечении одного месяца после трехмесячного срока на подачу заявления о признании должника банкротом.
Например, после подачи заявления о признании должника банкротом приостанавливается начисление пени по кредиту. Если КДЛ такое заявление не подал, то в этом случае он будет отвечать за начисленные пени компании, которой он руководил после истечения указанного выше срока.
Последствием привлечения к субсидиарной ответственности может наступить дисквалификация.
Это интересно
Кстати, у разных предприятий (организационно-правовых форм) разный размер субсидиарной ответственности:
- Например, полное товарищество, – товарищи отвечают по обязательствам компании всегда солидарно.
- Производственный кооператив – субсидиарная ответственность наступает только в размере, как это написано в уставе, – пайщики отвечают субсидиарно в сумме вклада, либо иной сумме, как указано в Уставе.
Кстати, не забываем, что субсидиарная ответственность может наступить и без банкротства:
- Налоговый орган обращается к компании с требованием о взыскании долгов, должник оплатить не может, неизбежно должно наступить банкротство, но банкротства нет, так как никто не оплачивает и не собирается нести расходы, связанные с банкротством.
- Тогда в случае отказа от банкротства, при прекращении процедуры банкротства – из-за отказа от несения бремени «содержания» процедуры, в этом случае налоговики и кредиторы могут идти и привлекать директора к субсидиарной ответственности.
А вот и судебная практика к приведенному примеру – Апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2016 года № 33-23791/2016.
Отсюда вывод: бросить компанию нельзя. Это чревато привлечением к субсидиарной ответственности, кстати, и в случае, когда производство дела о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств на финансирование процедуры.
И несколько слов об ответственности за брошенные компании
В закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» недавно внесено правило, в соответствии с которым, если организация исключена из реестра как недействующая организация и исключена с недоимкой, то:
- контролирующие на протяжении последних трех лет до ее исключения лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности при наличии у исключенного из реестра юридического лица неисполненных обязательств из-за недобросовестных и неразумных действий этих контролирующих лиц;
- взыскание ущерба по ст. 53.1 ГК РФ.
Ну вот вкратце, тезисно, все новости, в связи с субсидиарной ответственностью КДЛов.
Приходите ко мне на консультацию, и я смогу помочь вам проанализировать вашу ситуацию, составить конкретный план действий, а в необходимых случаях обеспечить вашу защиту.
И в качестве вывода.
Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале — https://t.me/tylikpavel
Подписывайтесь на мой канал.
Никогда такого не было и вот опять… Помните?
Получил письмо…
Вот текст письма (индивидуальные данные исключены, автор разрешил его письмо опубликовать). Стилистика и орфография сохранены. Надеюсь, что автор не обидится на такой циничный анализ содержания письма):
«Здравствуйте . У меня проблемка (ну да, именно проблемка, какое «правильное» слово! Сразу вспомнил анекдот: «Доктор, у меня маленький симптомчик!» «Какой?» «Нос провалился!» – примечание от авт.).
Вынесен исполнительный лист о привлечении меня к субсидиарной ответственности на сумму более 4 миллиардов рублей.
Сам же я являюсь почему-то (ну да, именно «почему-то» — прим от автора статьи) до сих пор номинальным директором. Никаких сделок не совершал, документов по организации в руках никогда и никаких не держал. У меня где-то в 2014 году были проблемы с кредитами, и я в интернете нашёл подработку : открытие и закрытие фирм (хорошо подработал – прим. от авт. Хорошо, что уголовное дело еще не возбудили против автора письма – для справки: статья 173.1 УК РФ – Незаконное образование юридического лица.)
Где-то год я так подрабатывал, пока налоговая меня не вызвала к себе и узнала массовой регистрации фирм
Потом налоговая меня дисквалифицировала, на мне оказалось (оказалось? – прим. от автора) 72 организации.
В налоговой сказали, что всё будет, нормально, все фирмы закроются и мне ничего не грозит.
В марте этого года я узнал («Я узнал, что у меня есть огромная семья…» – прим.от автора), что меня привлекли к субсидиарной ответственности. . .
Общая сумма была 14 миллиардов, в деле 4 человека, 28 марта было ещё заседание, эту сумму разделили на четверых и по каждому вынесен отдельный исполнительный лист. Что делать?
Исходя из определения суда, суд знал, что я являюсь номинальным директором. Первый суд был в 2018 году
Что я был дисквалифицирован, тоже знал, что я не вёл никакую деятельность в фирме, всё равно меня привлекли.
Хочу завтра, уже сегодня съездить в налоговую, попросить документы о моей дисквалификации, на счёт той организации узнать, когда я стал номиналом и потом съездить в прокуратуру, узнать там что мне сделать, и можно ли отменить решение суда.»
Так и хочется сказать «На дурака не нужен нож ему с три короба наврешь и делай с ним что хошь…»
Никого не хочу оскорбить или обидеть. А по делу, ну как-то так: «Поздно пить Боржоми, когда легкие отсохли», решение суда вступило в силу, выдан исполнительный лист.
Мораль: не соглашайтесь быть номиналом, не тешьте себя надеждой, что вас пожалеют и присудят небольшую сумму или вовсе освободят от субсидиарки. Вот наглядный пример отрицательного опыта.
Обратите внимание на сумму: четыре миллиарда, а всего четырнадцать! Может кто-то воспримет чужой опыт, не будет так шутить и не повторит чужих ошибок. И никаких уступок или скидок на материальное положение субсидиарщика!
Решения по этому делу в отдельной папке «Номинал 14 млрд».