До прочтения статьи посмотрите мое видео. Подписывайтесь на мой канал. Обращайтесь за консультацией.
И еще несколько решений суда не в пользу налогоплательщика. И публикую я их не для того, чтобы напугать читателей, а исключительно для целей просто более внимательного отношения к оформлению документов, особенно для суда. Постарайся налогоплательщик в большинстве случаев, оформив документы даже уже в рамках налоговой проверки – и часть денег можно было бы сберечь.
Итак, налогоплательщик не проявил осмотрительность, заключил договор посредством связи Интернет и не составил паспорт налоговой безопасности, но что удивляет больше всего (!?), налогоплательщик не сохранил документы. Подтверждающие получение договоров от контрагентов – письма, скриншоты, журналы входящей корреспонденции и т.п., из которых в дальнейшем суд смог бы сделать вывод о том, что заключенные договора были реальными, налогоплательщик просто не подготовил. Отнесся спустя рукава к подготовке доказательств и успешно процесс проиграл – см. Постановление ФАС Поволжского округа от 13.12.11 № А57-4455/2011.
Делайте вывод, господа!
Или по другому делу (постановление ФАС Московского округа от 08.02.12 № А40-157788/09-4-1218) – налогоплательщик провел конкурс поставщиков, запросил выписку из ЕГРЮЛ с сайта налогового органа и заключил договор с участником-победителем. А в суде налогоплательщик не смог предъявить протокол проведенного конкурса, заявив, что он его не обязан хранить. Суд в данном случае обоснованно не поверил словам налогоплательщика (о проведении конкурса) и встал на сторону налогового органа (ну, неужели нельзя было подготовить документы и принести их, хотя бы в суд?).
А теперь давайте поговорим о том, на кого из Ваших контрагентов необходимо составлять паспорта налоговой безопасности? Какие критерии используем (ведь мы понимаем, что если будем составлять паспорта на всех контрагентов, то у нас вряд ли останется время на сам бизнес). И вообще, что для этого делаем, какие действия совершаем?
1 действие.
Подготовить критерий, по которым контрагент будет отбираться для составления паспорта налоговой безопасности. И таким критерием может быть: сумма сделки либо опасные (например, консалтинговые и посреднические) сделки.
2 действие.
Подразделить контрагентов на группы. Наименее рискованные и наиболее рискованные. А далее, группы наиболее рискованные проверяются больше или полностью.
3 действие.
Определяем, каким видам проверки подвергать ту или иную группу.
4 действие.
Оформляем все эти действия в виде приказа руководителя по предприятию.
5 действие.
Изготавливаем приказ, но при этом понимаем, что мы его готовим не для себя (хотя и для себя тоже), а для налоговиков, а значит, он должен быть красивым, понятным и полным. Пишем, к примеру, что заключение договора невозможно в случае, если не собраны все предусмотренные настоящим паспортом документы по каждому контрагенту в соответствии с установленным в паспорте критерием безопасности. Так же в приказе должно быть обязательно указано, кто согласовывает договор и без чьих виз договор подписан быть не может. В приказе так же указывается, что ответственное лицо за подписание договора несет дисциплинарную ответственность за невыполнение настоящего приказа.
6 действие.
Разрабатываем форму паспорта налоговой безопасности. Паспорт разрабатывается самостоятельно каждым предприятием. О содержании паспорта налоговой безопасности мы еще будем говорить отдельно в следующих частях цикла статей.
А в следующей части мы будем говорить о том, как контрагентов проверять на практике.
Павел Тылик.