Налоговый контроль в России ужесточается.
Экономическая ситуация в стране усугубляется в связи с санкциями и определенной изоляцией государства. В то же время средняя зарплата позволяет отнести большинство населения к категории «бедных».
Усугубление финансовых проблем приводит к стремлению уклониться от налогообложения. А дефицит бюджета влечет за собой ужесточение контроля со стороны ФНС России, что иногда приводит к перегибам.
Именно поэтому так важно знать, какие у нас есть права.
Когда можно присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, какие документы нужно предоставлять, как защититься от произвола со стороны контролирующих органов? Ответы на все эти вопросы содержатся в НК РФ.
Предлагаю к просмотру мое видео на тему статьи. Будет интересно.
Начало проверки
В первую очередь обращаться нужно к НК РФ. Там про все написано. Правда, не по-порядку, а вразброс, чтобы «На то и щука, чтобы карась не дремал»!
В частности, в ст. 89 НК РФ сказано, что проведение выездной налоговой проверки возможно исключительно по решению руководителя (его зама) соответствующей службы. Причем данное решение должно быть надлежащим образом оформлено и подписано одним из вышеназванных лиц.
Этот документ имеет принципиальное значение. Дело в том, что с момента его составления и предъявления начинается отсчет срока проведения соответствующего мероприятия. По законодательству срок проведения ВНП должен составлять 2 месяца.
Как всегда, есть исключения – проверку могут продлить до 4, если будут серьезные основания, а в исключительных случаях – до 6.
А серьезные основания всегда найдутся. тем более, что этот вопрос оставлен на усмотрении налогового инспектора.
Налогоплательщика в обязательном порядке должны уведомить о том, что в отношении него проводится ВНП.
К тому же, из Решения о производстве ВНП он вправе получить информацию по поводу следующего:
- Кому именно поручено проведение проверки – должностные лица, которые обычно указываются списком, а также фиксируется Ф.И.О. проверяющих.
- Цели и предмет проверки. Важно, чтобы их обозначили достаточно конкретно.
- Период осуществления проверки. Здесь тоже важна точность.
- Список определенных налогов и других отчислений, которые интересуют ИФНС.
Вы вправе получить перечисленную информацию, что, в свою очередь, позволит не выдавать документы, которые не имеют непосредственного отношения к поднятым в решении о проверке вопросам. Это принципиально, поскольку иногда такие дополнительные сведения становятся основанием для более тщательного и глубокого разбирательства.
К чему нужно быть готовым?
Для начала стоит понять, на что имеют право сами инспекторы. В частности, они могут:
- Привлекать свидетелей. Причем речь идет как о сотрудниках самой фирмы, так и о контрагентах.
- Истребовать любые документы, которые имеют отношение к предмету проверки.
- Осмотреть как территорию, так и любые помещения налогоплательщика. Правда, если речь идет о жилье, то здесь возникают свои нюансы.
- Провести выемку предметов и документов. Разумеется, этот момент регулируется отдельными нормативами. Но вообще инспекторы обычно идут на такие меры, если им добровольно не предоставляют информацию.
- Организовать инвентаризацию всего имущества субъекта.
- Собрать сведения или же документы о проверяемом по поводу отдельно взятых сделок и т. п. Иногда выплаты в бюджет шли или должны были идти через третье лицо (налоговый агент). В таком случае ФНС вправе затребовать информацию и по нему.
Все это установлено НК РФ и регулируется им же. Однако процедура реализации прав инспекторов может быть связана с разными подзаконными нормативно-правовыми актами. В частности, большое внимание стоит уделять письмам самого ФНС России, в которых содержатся пояснения по поводу всего механизма.
Помимо перечисленного, инспекторы вправе также привлекать специалистов ради реализации налогового контроля (экспертов, переводчиков и т. п.). И им тоже надо предоставить доступ ко всем данным. Но привлечение профессионалов возможно, если объективно существует соответствующая необходимость. И задача инспекторов – ее обосновать. Кроме того, введение эксперта в ситуацию всегда надлежащим образом оформляется.
Итак, что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор?
Существуют ли способы минимизировать для налогоплательщика негативные последствия от столкновения с ФНС РФ?
Да, если следовать определенным рекомендациям.
Еще до того, как инспекторы появились, при условии, что время позволяет, желательно связаться с контрагентами и разобраться, нет ли по документам у вас каких-то противоречий, закрыты ли все сделки, которые должны быть завершены на конкретное число. Особое внимание стоит уделить взаиморасчетам, регистрации официальных бумаг и т. п.
Также стоит предупредить контрагентов о том, что у них возможна встречная проверка.
Если у вас есть сделки с «проблемными» компаниями, нужно собрать доказательства того, что вы действовали с надлежащей осмотрительностью, а сделка была экономически выгодной.
О каких контрагентах идет речь?
Это реорганизованные, ликвидированные или же несостоятельные.
Особое внимание всегда уделяется «фирмам-однодневкам».
Вообще инспекторы в первую очередь обращают внимание на установление взаимосвязей недобросовестных контрагентов, не пытались ли они злоупотребить своими правами, выплачивали ли все налоги в полном объеме, не занижали ли объем полученной прибыли по факту.
Также особый акцент делается на НДС и на использование льгот.
Большое внимание стоит уделить офису. В нем не должны находиться посторонние документы, штампы, реквизиты других фирм и т. п. Чем меньше данных, тем, в большинстве случаев, лучше. Разумеется, кроме тех, которые объективно необходимо предоставить. В частности, если в помещении инспекторы найдут печати или, например, бланки контрагента, может встать вопрос о том, не были ли сделки между вами фиктивными с целью ухода от налогов.
Также нужно выделить компетентных сотрудников, которые будут заниматься инспекторами: предоставлять им необходимые данные, документы, отвечать на вопросы и прочее. Желательно, чтобы это была группа опытных специалистов, хорошо знакомых как с действующим налоговым законодательством, так и со спецификой работы фирмы. Имеет смысл назначить конкретного ответственного за прохождение проверки сотрудника.
Кроме того, благоприятный результат дает грамотная подготовка сотрудников компании к предстоящему мероприятию. Всех нужно собрать, пояснить, что именно будет происходить, какие у кого есть права и обязанности. Некоторые руководители на период проверки переводили проблемных подчиненных в другие места, договаривались с ними об отпуске или же использовали иные схемы, чтобы не допустить их встречи с налоговыми инспекторами.
Какие права есть у налогоплательщика во время налоговой проверки
По закону налогоплательщик вправе:
- Попросить предоставить служебные удостоверения и сличить их с документом (решением) о проведении соответствующей проверки. Дело в том, что у инспекторов есть не только права, но и обязанности. Например, они не могут распространять узнанную ими случайно информацию, представляющую коммерческую тайну. А вот третьи лица никак не связаны обязательствами. Так что допускать их к документам не стоит.
- Предоставить инспекторам рабочую территорию. Желательно соответствующее помещение подготовить заранее и так, чтобы туда не попала «лишняя» информация. Грамотное размещение часто позволяет избежать утечки данных от сотрудников.
- Предоставить документы на основании письменного акта приема-передачи. Обратите внимание на то, как именно тот будет оформлен, подпишет ли его инспектор и т. п.
- Контролировать законность действий сотрудников ФНС РФ. Любые мероприятия, например, сбор дополнительных данных, допрос свидетелей и т. п. должны проводиться строго с соблюдением норм материального и процессуального законодательства. Между тем именно в данной отрасли чаще всего совершаются грубые нарушения. Если налогоплательщик наблюдает подобное, он должен собирать доказательства, чтобы впоследствии, во-первых, приобщить их к результатам проверки, во-вторых, иметь основание опротестовать сделанные инспекторами выводы.
Учтите, что не только сотрудники ИФНС вправе привлекать для проведения проверки третьих лиц. Налогоплательщик тоже может это сделать. Например, ему никто не мешает обратиться к юристам для отстаивания своей позиции. Но подробнее о правах данного лица будет ниже.
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) – из НК РФ
Естественно, права есть далеко не только у представителей ИФНС. Они имеются и у налогоплательщиков согласно ст. 21 НК РФ, причем в значительном объеме. А если конкретнее, то такие лица вправе:
- Делать запросы в Минфин РФ в письменном виде по поводу применения российского налогового законодательства. Аналогичное касается финансовых органов РФ разных уровней по поводу поступлений в местный бюджет и того, как именно они должны оформляться, в какие конкретно сроки производиться и т. д.
- Делать запросы в ИФНС и получать ответы (включая письменные рекомендации) бесплатно по поводу актуальных налогов и прочих отчислений, определенных нюансов в законодательстве (причем это касается как законов, так и отдельных подзаконных нормативно-правовых актов), механизмов начислений, составления документов и прочее. У любого лица есть возможность запросить сведения о своих правах и обязанностях, и еще о полномочиях ИФНС. Ему должны бесплатно выдавать формы определенных документов (декларации и расчеты), пояснять, как именно те заполнять. Если лицо нарушило действующее законодательство в соответствующей сфере, потому что получило неправомерные разъяснения от ИФНС, то оно освобождается от ответственности.
- Получать в оговоренном в НК РФ порядке налоговые кредиты, рассрочки или же отсрочки выплат.
- Пользоваться льготами в соответствии с НК РФ, если для подобного есть обозначенные в законе основания. Причем конкретный механизм тоже зафиксирован.
- Производить вместе с фискальными органами сверку расчетов по всевозможным отчислениям (речь идет о сборах, налогах, штрафах и другом). Кроме того, такое лицо вправе претендовать на свою копию акта сверки.
- Получить вовремя зачет или же возвращение обратно сумм всех налогов (сборов и т. п.), если те были излишне выплачены или же взысканы.
- Присутствовать лично при проверке. Для этого налогоплательщику не нужно предоставлять какие-то отдельные документы или же обоснования, делать запросы и т. п.
- Представлять собственные интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством как непосредственно, так и через другое лицо (при наличии доверенности).
- Предъявлять инспекторам пояснения по поводу произведения расчетов и выплат налогов. Аналогичное – по всем актам тех проверок, которые уже состоялись в прошлом.
- Настоять на сохранении налоговой и коммерческой тайн. В противном случае негативные последствия наступят уже у сотрудников соответствующей службы.
- Получить копию акта, составленного по факту проведенной проверки. То же самое в отношении всех решений налоговых органов, если они непосредственно затрагивают субъекта. Это же касается и права на своевременное уведомление.
- Требовать от сотрудников ИФНС и прочих контролирующих органов соблюдения налогового законодательства. Кроме того, налогоплательщик может предпринять установленные законом меры для защиты своих прав.
- Проигнорировать незаконные требования и документы от сотрудников ИФНС. Это же касается и иных контролирующих органов. Причем неважно, чему конкретно те противоречат: подразумевается все правовое поле РФ в комплексе.
- Подать жалобу в расписанном в законе виде на составленные инспекторами акты, а также на сотрудников контролирующих органов (действия и бездействие). При этом налогоплательщик должен получить отклик. Обратите внимание: подобное еще не означает, что его претензии в любом случае будут удовлетворены.
- Быть вовлеченным в механизм изучения материалов проведенной проверки или же других документов, касающихся самого лица, в установленном в НК РФ порядке.
- Получить компенсацию убытков, если ущерб обусловлен незаконными действиями или бездействием сотрудников ИФНС и других контролирующих структур. Но для этого пострадавшему в большинстве случаев нужно обосновать не только вред, но и наличие причинно-следственной связи.
Перечисленные права закреплены в актуальном законодательстве. Налогоплательщика нельзя их лишить или же ограничить никаким образом, кроме как по закону. Однако вместе с тем пристальное внимание уделяется злоупотреблением правами.
Подведение итогов и рассмотрение акта выездной налоговой проверки
После окончания проверки всегда составляют соответствующий акт. В нем должны быть закреплены результаты этого мероприятия, подведены итоги. При этом сам по себе акт не меняет правомочия налогоплательщика. Он состоит из 3 частей (вводная, описательная, итоговая).
В документе указано следующее:
- В вводной части фиксируется точная дата составления самого документа, полное название налогоплательщика, адрес, по которому находится он лично или его организация. Также нужно проставить дату оформления и принятия решения по поводу проверки, список документов, которые предоставил налогоплательщик в процессе этого мероприятия. Не забудьте о том, что в акте следует вписать период, за который изучались отчисления налогов и сборов. Также в акте необходимо проставить даты (с какого и по какое число проходила проверка). И, наконец, тут же стоит обозначить предпринятые меры.
- Описательная часть касается установленных фактов нарушения налогового законодательства с указанием доказательств. Здесь же фиксируются смягчающие или же отягчающие обстоятельства. Если нарушений нет, то именно это и надо будет написать.
- В конце вносятся выводы, а также конструктивные предложения инспекторов по поводу того, как устранить обнаруженные нарушения. Тут же нужно вставить отсылки на конкретные статьи и пункты НК РФ, а также прочих нормативных документов. После обычно прописываются должности тех, кто проводил проверку. В акте в этом месте обязательно должно идти внятное разъяснение права на предоставление возражений. Если к акту прилагается приложение, то нужно зафиксировать конкретное количество страниц.
Указанный документ всегда оформляется в 2 экземплярах. Один должен вручаться налогоплательщику на протяжении 5 суток после его составления. Как правило, документ предоставляют руководителю фирмы. А второй экземпляр будет храниться в ИФНС.
Когда налогоплательщик получил и изучил акт, он может в случае несогласия со сделанными выводами предоставить в налоговую службу свои возражения в письменном виде. Причем претензии подаются как на весь акт, так и на конкретные части. Если возражения вполне реально подтвердить определенными документами, то лучше всего так и поступить.
Из анализа практики можно увидеть, что лучше всего воспринимаются судом возражения, когда у налогоплательщика есть доказательства того, что проверка проводилась поверхностно и формально, инспекторы неверно трактовали НК РФ и прочие законы в данной области. То есть, что они исходили из ошибочных предпосылок, следовательно, сделанные ими выводы тоже неверны. Однако можно указывать и на различные ошибки.
Следующим этапом рассматривают сам акт. Причем об этом налогоплательщика должны заблаговременно уведомить. С соответствующей целью ему предварительно направляют по официальному адресу сообщение. Впрочем, зачастую его вручают вместе с актом.
Итак, все документы обычно изучает руководитель налоговой службы. По факту впоследствии подготавливается протокол. Руководитель должен подтвердить, что налогоплательщик явился или же получил извещение. Если проверяемому лицу не сообщили о дате рассмотрения акта, ее переносят до тех пор, пока налогоплательщик не получит уведомление.
По итогам изучения материалов проверки руководитель налоговой службы или же его зам может вынести решение о том, что соответствующее лицо нужно привлечь к ответственности за нарушение. Есть и другой вариант: для налогоплательщика не наступают негативные последствия, потому что для этого нет оснований (тогда никаких санкций не будет). И, наконец, есть и третий вывод. В частности, он заключается в том, что необходимо провести дополнительное мероприятие в рамках фискального контроля.
Решение должно быть оформлено надлежащим образом согласно законодательству. Его вручают налогоплательщику, после чего начинается отсчитываться срок (один месяц) для вступления указанного документа в силу. Это время дается на защиту своих прав. В частности, налогоплательщик может обратиться в суд или же в другие органы, в том числе и в вышестоящее отделение ФНС РФ.
Проведение выездной налоговой проверки очень часто в нашей стране происходит с достаточно грубыми нарушениями. Знание своих прав и понимание механизма их реализации гарантирует надежную защиту. И при отсутствии подобной базы стоит обратиться к опытному юристу, который обязательно вникнет в детали.
Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале. Подписывайтесь на мой канал.
Выездная налоговая проверка после ликвидации
Возможна ли выездная налоговая проверка после ликвидации?
С таким вопросом ко мне обращались не один раз.
Опишу ситуацию. Учредитель и он же руководитель решил «слить» компанию, так как уже наоптимизировался от души. Обратился в юридическую компанию, которая и предложила ему замениться на номинала и переехать в другой регион.
А затем в другом регионе ликвидироваться.
«Пацан сказал – пацан сделал».
Юридическая фирма не подвела. Все, как и обещали, сделали. Компания в стадии ликвидации. Но налоговая не пропустила такой лакомый кусочек (слишком уж много у директора компании было имущества).
И вышла с налоговой проверкой новой (старой) компании и задала ему вопросы, на которые у того не нашлось ответов (за ними он и пришел ко мне): «Назовите цель продажи компании, а также реальную цену продажи компании, в том числе опишите то каким образом вы продавали компанию – где публиковали объявление о продаже, как передавались деньги, как определили цену реализации компании, опишите покупателя и т.п.»
После беседы руководителя компании с налоговиками стало понятно – впереди налоговая проверка (что в будущем и случилось: налоговики запросили у «первоначального» директора документы).
А так как первоначальный директор все документы уничтожил (ну, так ему посоветовали) и ему нечего было предъявить налоговикам – последние доначислили ему налоги расчетным методом.
Вот и все.
На эту тему смотрите также мое видео: