По этой теме вы можете так же посмотреть видео налогового адвоката Тылика Павла «Как налоговики планируют, кого они будут проверять?»
За последние 3 года количество проверок налоговой сократилось более чем в 2 раза. При этом сумма штрафов, наоборот, возраста с 30 млн до бесконечности.
Совпадение или нет?
Как у налоговой получается так точно определять предприятия, «достойные» выездной проверки, которые гарантированно принесут прибыль в казну?
Ответ прост – благодаря предпроверочному анализу выездной налоговой проверки. В этой статье раскроем все его секреты, и вы поймете, на что обратить внимание на вашем предприятии.
Чем занимается отдел предпроверочного анализа
Предпроверочный анализ – один из главных составляющих налогового контроля. Налоговый инспектор изучает данные о предприятиях, которые находятся в его распоряжении (отчетность предприятия, сведения о контрагентах, данные из третьих источников). В ходе проверки инспектор должен сделать три основных вывода о предприятии:
- имеются ли у предприятия налоговые нарушения;
- какие суммы доначисления грозят предприятию;
- насколько реальны перспективы взыскать доначисленное.
На основании вышеуказанных данных налоговой принимается решение — совершать ли выездную проверку в отношении конкретного предприятия. Откуда же инспекторы берут информацию о предприятии? Если вы думаете, что только из налоговой, то ошибаетесь!
Источники предпроверочного анализа
Предпроверочный анализ задействует в своей работе огромное количество источников информации. Топ-8 самых крупных и основных из них:
- Налоговые органы. Вся отчетность предприятий хранится на сегодняшний день в электронном виде. В связи с этим она доступна всем подразделениям налоговых органов. В том числе и отделу предпроверочного анализа. Самый большой пласт информации инспекторы получают как раз из собственных баз данных, анализируя их разными способами, о которых поговорим далее.
- Таможенная служба. В данной службе получают информацию о внешнеэкономической деятельности предприятия
- Органы ГИБДД и Росимущества помогают налоговикам собрать данные об имуществе, которое зарегистрировано на предприятие и его учредителей.
- Органы МВД. Здесь хранится информация и противоправных действиях самого налогоплательщика, а также его контрагентов.
- Коммерческие банки дадут информацию о счетах компании, движениях средств по этим счетам, а также предоставят налоговикам выписки за любой период времени.
- Информация из-за рубежа. Согласно законодательству налоговая инспекция аккумулирует всю информацию о работе с иностранными контрагентами и имеет сведения о зарубежных счетах предприятия.
- Физические и юридические лица также могут внести свой вклад в предпроверочный анализ. Например, если на предприятие пожалуется его бывший работник или контрагент. Налоговые органы почти никогда не оставляют данный факт без внимания.
- Интернет. В сети налоговики могут отслеживать работу предприятия, пользуясь специальными проверенными сервисами.
Тайны отбора претендентов для выездной проверки
В прошлом году было проведено 13,5 тыс. выездных проверок и только 128 из них закончились благополучно для компании, т.е. без выявления нарушений. И дело не в том, что нарушают все компании, а в том, что предпроверочный анализ за последние годы стал крайне точным и 98% компаний, отобранных налоговиками, обязательно попадут под доначисления и штрафы. Как же именно проводят отбор, давайте разбираться.
На первом этапе с помощью специальных программ проводится анализ предприятий. С каждым годом количество программ, находящихся в распоряжении налоговой растет, вот основные из них:
- ВНП-отбор.
Налогоплательщиков, имеющих одинаковый ОКВЭД сравнивают между собой, и те, что выпадают из общей массы попадают под подозрение. В результате проверки каждому предприятию проставляются баллы, при наборе определенного количества программа рекомендует компанию к выездной проверке. - СУР АСК НДС-2.
Программа ищет фирмы однодневки, выявляя организации, которые не платят НДС. После этого анализируются связи других предприятий с этими компаниями, и происходит автоматическое деление всех налогоплательщиков на три категории. Категория с низким налоговым риском (НДС платят, ни с кем подозрительным не работают), высоким налоговым риском (НДС не платят, замечены в связи с «однодневками») и средним налоговым риском (те, которые не смогли отнести к другим категориям). - АСК НДС-2.
Данная программа ищет «дыры» в цепочках уплаты НДС. Данные контрагентов сопоставляются с данными самого предприятия и, если имеются расхождения по НДС, то налоговая ищет выгодоприобретателя. Если ваша компания допустила такой разрыв или вы находитесь очень близко к такой «дыре», то сразу же попадаете под подозрение инспекторов. - АИС-налог.
Это не просто программа, а целый информационный комплекс, состоящий более чем из 20 компонентов. Все они помогают в автоматическом режиме запрашивать информацию из разных источников для предпроверочного анализа (таможенная служба, ГИБДД, банки и т.д.). В один клик инспектору становится известна вся информация о предприятии независимо от его территориального нахождения. Таким образом, для налоговой не существует никаких преград. Все, что происходит в компании, становится известно инспектору моментально. - ПК ВАИ (визуальный анализ информации).
Робот-помощник, который поможет отследить участие учредителей в других юр.лицах и взаимосвязи источников доходов и др.
Пока работают программы, без дела не сидит и сам инспектор, проверяя «вручную» другую информацию о предприятии.
«Ручной» анализ
Конечно, в современном мире ни один ручной анализ не обходится без применения специальных программ. Такая же ситуация и в налоговой. Вот как проверяют фирмы «вручную»:
- Используют специальный комплекс «Однодневка», который содержит перечень проблемных, подозрительных организаций. Инспектор проверяет всех контрагентов, которые работали с «подозреваемым». Под подозрение попадут все фирмы, которые хотя бы раз имели дело с фирмой-однодневкой.
- СПАРК (система профессионального анализа рынков и компаний). С помощью этой системы налоговики проверяют всех контрагентов с которыми вы работали, получая полную информацию о нем (адреса, телефоны, ОКВЭД, ИНН и т.д.).
- Интернет источники и социальные сети. Проверяют сайт компании, группы в социальных сетях, личные публикации учредителей. Случайно написанная фраза об оборотах компании, ее прибыли или нескольких филиалов может заинтересовать инспектора.
- Сайт арбитр.ру. С его помощью определяют, участвовали ли ваши контрагенты хоть раз в арбитражном процессе. Причем, если да, то это как раз хорошо. Поскольку лишь 5% компаний по статистике налоговой никогда не принимали участие в арбитражных делах. А значит, полная «чистота» всех ваших контрагентов обязательно заинтересует налоговую.
- Проверка IP и MAC адресов предприятия. Например, регулярные платежи вашего ООО стороннему ИП совершаются с одного IP-адреса, а это означает, что ООО контролирует данное ИП. Это будет являться основанием для доначисления налога на прибыль ООО, поскольку платежи к ИП не будут являться в таком случае расходами предприятия. Причем, информацию запрашивают и по закрытым счетам. Поэтому, если такое было у вас в компании, не спешите бежать закрывать счета, к сожалению уже поздно. Лучше придумать логичное объяснение, поскольку с вас его в любом случае потребуют.
Анализ эффективности выездных налоговых проверок
Один из основных этапов анализа – это оценка эффективности ВНП (выездной налоговой проверки). Налоговая, как и многие организации имеют свои KPI (ключевые показатели эффективности). Поскольку каждая проверка обходится бюджету в какую-то сумму, то, выезжая на проверку, инспектор понимает, что затраченные средства обязательно должны вернуться.
Для городов с населением более миллиона сумма к доначислению после проверки должна составлять не менее 5 млн руб, в остальных случаях проверка будет считаться нецелесообразной. Если сумма меньше, то, даже имея нарушения, предприятие, скорее всего, избежит проверки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что более интересны налоговой крупные предприятия, выручка которых составляет более 100 млн руб. в год.
Но даже большие предприятия с серьезными нарушениями могут избежать проверки, если с них «нечего взять». В ходе анализа изучают не только налоговую сторону вопроса, но и материальное положение самого предприятия, его учредителей и членов их семей. Если налоговая придет к выводу, что доначисление будет невозможно получить, то она просто не станет назначать такой компании выездную проверку.
Самые важные критерии отбора компаний на выездную налоговую проверку — это следующие 12 пунктов. Именно так рекомендует государство проводить предприятию самооценку (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333):
- Налоговая нагрузка предприятия ниже, чем среднем по виду экономической деятельности в данном регионе.
- На протяжении длительного периода в налоговой и бухгалтерской отчетности отражаются убытки.
- Большие суммы налоговых вычетов за какой-либо период.
- Темп роста расходов значительно превышает темп роста доходом по отношению к реализованным товарам.
- Заработная плата работников ниже, чем средний уровень по региону в данном виде экономической деятельности.
- Показатели предприятия постоянно находятся «на границе» налоговых режимов, позволяя таким образом экономить.
- Сумма расходов всегда равна или почти равна сумме доходов у индивидуальных предпринимателей.
- Заключенные между контрагентами договоры (цепочки договоров) не имеют разумных экономических причин.
- Игнорирование запросов налоговой инспекции о разъяснении различных ситуаций.
- Частое изменение местонахождения предприятия (многократное снятие и постановка на учет).
- Отклонение уровня рентабельности предприятия от статистических показателей.
- Ведение экономической деятельности с высоким налоговым риском.
Заключение по результатам предпроверочного анализа
По результатам предпроверочного анализа составляется заключение – это документ, состоящий из 6 разделов:
- Основная информация о налогоплательщике. Адреса, телефоны, местонахождение, сведения об учредителях и имуществе организации.
- Оценка финансово-хозяйственной деятельности.
- Оценка по 12 критериям, рекомендованным в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.
- Сведения из информационных источников (автоматический, «ручной» анализ и анализ эффективности проведения выездной проверки).
- Сведения о проведенных мероприятиях (камеральные проверки, встречные проверки контрагентов и т.д.).
- Результат:
- имеет ли смысл проводить выездную проверку;
- какую сумму доначислений можно будет взыскать с предприятия;
- состав проверяющих;
- насколько реально будет взыскать указанную сумму.
Теперь вы знаете все тайны и секреты предпроверочного анализа.
Какие выводы можно сделать:
- Если вам все же назначили выездную проверку, то 99%, что у вас обязательно найдут нарушения и доначислят налоги.
- Если вы не прошли предпроверочный анализ выездной налоговой проверки, значит, инспекторы уверены в том, что смогут взыскать с вас доначисленный налог.
- Вероятнее всего сумма доначислений составит не менее 11 млн руб для Москвы и 4-5 млн для регионов России.
Как предотвратить налоговую проверку
За последние 4 года сумма взыскания с одного предприятия растет день ото дня. С 3 млн в 2012 году до 12-15 млн в прошедшем.
Связано это, в первую очередь, с улучшением механизмов предпроверочного анализа. Всеобщая автоматизация и централизация делают свое дело, и ни одно нарушение предприятия не остается без внимания налоговых органов. Как же, все таки, можно предотвратить налоговую проверку и не попадаться на глаза инспекторам при предпроверочном анализе?
С одной стороны все просто – не нарушать законодательства, вовремя платить налоги, не работать с подозрительными контрагентами и фирмами-однодневками, вовремя сдавать отчетность и в полной мере давать ответ налоговой на любые их требования.
С другой – не бывает компаний без нарушений, но весь вопрос в том, насколько серьезны эти нарушения. Для того, чтобы не попасть в поле зрения налоговой, достаточно никогда не нарушать целенаправленно и регулярно. Любые случайные, редкие нарушения могут быть объяснены и устранены.
И помните:
- Не существует временных ограничений по выездным проверкам, некоторые до сих пор думают, что могут работать три года до первой проверки, а потом закрыть фирму. Налоговая работает не на срок, а на результат. Если ваши нарушения попадут в их поле зрения, и они найдут реальным взыскать с вас все причитающееся казне по закону, то ждать три года никто не станет.
- Размер доначислений почти всегда выше, чем минимальный порог привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов.
- Если к вам придет проверка, значит налоговая нашла механизм взыскания с вас суммы доначислений (например, взыскать с взаимосвязанных лиц или провести процедуру банкротства).
Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале
Подписывайтесь на мой канал.
Ничего такого… (или о том, как клиент ходил в полицию).
В субботу вернулся из командировки. Был в одном из регионов России. Там в отношении компании моего нового клиента идет камеральная налоговая проверка, и идет полным ходом подготовка к выездной налоговой проверке.
По приезду узнал: проведен осмотр помещений, который проводили оперативники с налоговиками. А после осмотра оперативники провели опрос (взяли объяснение) директора. На мой вопрос: «Зачем вы согласились на опрос без подготовки своей защитительной позиции?» получил ответ: «Так посоветовали! Я не мог отказаться? И, вообще, я там ничего ведь не сказал!».
— Молчали? – переспрашиваю я.
— Нет. Я говорил, а оперативник записывал.
— Так значит говорили что-то, не молчали?
— Да, но ничего важного.
— А где текст этого «ничего важного»?
— Мне не разрешили снять копию. У меня нет этого текста!
— А можете сейчас вкратце пересказать содержание разговора с оперативником?
— Ну… ничего такого: где учился, семейное положение, родственники, с кем и где проживаю и т.п.
И это ничего важного? А ведь ему хотят вменить дробление! И после этого сразу становится понятным, что вопросы самые что ни на есть в точку были заданы!
Будьте внимательны!