Выездная налоговая проверка

Повторная налоговая проверка: порядок и случаи проведения.

14 апреля 2024

Посмотрите мое видео на тему, связанную с налоговыми проверками. Думаю, что будет интересно. Подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы. Обращайтесь за консультацией.

Повторная налоговая проверка — это ВНП, которая проводится вне зависимости от того, когда был проведен предыдущий аудит по тем же налогам за тот же срок. Если проводится повторная ВНП, контролеры могут проверить налогоплательщика за период не более 3 лет, предшествующих году, в течение которого было решено провести повторный аудит.

Еще один вариант — проверяется период, за который предоставлена уточненная налоговая декларация. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим случаи проведения повторного аудита.

Кто проводит повторную налоговую проверку?

Повторный аудит проводят органы, имеющие на это соответствующие полномочия. Варианта здесь два:

  1. Субъекта повторно проверяет вышестоящая налоговая инстанция. Цель — проконтролировать, как орган, который провел первичную проверку, выполнил законодательно установленный порядок процедуры.
  2. Субъекта проверяет отделение ИФНС, ранее проводившее аудит (по решению начальника или замруководителя). Цель — установить факт/отсутствие нарушений со стороны налогоплательщика, подавшего декларацию, где указан налог в сумме меньшей, чем был заявлен ранее. Следовательно, в рамках повторного аудита проверяют период, за который субъект предоставил уточненную декларацию.

Алгоритм проведения повторной налоговой проверки

Повторный налоговый аудит контролеры вправе провести лишь в соответствии с вынесенным на это решением. При этом ситуации, когда хозяйствующий субъект не оповещают о повторной проверке, исключены.

Выездной налоговый контроль включает в себя несколько этапов:

  1. Налогоплательщику предъявляют решение налогового органа о проверке для ознакомления. Обычно такое уведомление отправляют по почте.
  2. Далее в рамках аудита проверяют документы (у сотрудников ИФНС есть право потребовать ряд важных документов. Речь идет об уставе, свидетельстве о постановке на учет в налоговой, а также о бухгалтерской документации).
  3. Заключительная ступень — предъявление Акта налогового аудита. По прошествии двух недель после завершения повторного контроля хозяйствующему субъекту вручают Акт, включающий в себя всю важную информацию по аудиту вместе с принятым решением. Акт всегда сопровождается документацией, которая подтверждает выявленные в рамках налогового контроля нарушения НК РФ по части НИС.

Какой период охватывается при повторной проверке?

Как уже было отмечено, повторный аудит направлен на анализ уже проверенного периода. Но в рамках повторного налогового контроля инспекторы могут по-новому оценить результаты первоначальной проверки, составить новый юрисдикционный акт, отразив в нем выявленные нарушения НК РФ в виде недоимок и пеней.

Период, охваченный проверкой, может быть разным. Определяется он конкретной ситуацией.

  1. Если хозяйствующий субъект подал уточненную налоговую декларацию, в которой обозначил размер налога, меньше заявленного ранее, то проверке подлежит период, за который предоставляют такую декларацию.
  2. Если контролируется деятельность налоговой инспекции, проводившей аудит, то проверке подлежит срок, который не превышает 3 календарных лет, предшествующих году, когда было решено повторно проверить предприятие.
  3. Если компания реорганизуется или ликвидируется, то проверяется срок не более 3 лет перед годом, когда было решено повторно проверить налогоплательщика.

Санкции, применяемые к организации после повторной налоговой проверки

В соответствии с законодательством, в отношении компании-налогоплательщика контролеры могут как применять, так и не применять санкции. Поясним на примерах:

  • инспекторы устанавливают, что хозяйствующий субъект совершил нарушение, однако в ходе первоначального аудита его не удалось выявить, санкции к компании не применяют, однако заявляют о пене или недоимке;
  • в рамках первоначального аудита факт нарушения не был выявлен из-за того, что хозяйствующий субъект и налоговый инспектор вступили в сговор, в отношении налогоплательщика применяют санкции в виде штрафа, недоимки и пени.

Как узнать, точно ли будет повторная выездная проверка?

Стопроцентной гарантии проведения повторного аудита нет, так как для его назначения отсутствуют четкие критерии. Следует помнить, что налоговый орган всячески стремится, как и любое предприятие, сократить собственные расходы. Именно поэтому с финансовой точки зрения ему невыгодно постоянно проводить проверки.

Все дело в том, что данные мероприятия неизбежно связаны с затратами на деятельность контролеров. Помимо финансовых, есть еще и временные затраты. Так что учитывайте: просто так инспекторы к вам не придут. ИФНС посетит вас вновь лишь в том случае, если на это у нее будут серьезные причины.

Перечислим основания, по которым к вам теоретически могут приехать проверяющие:

  1. Вы — крупное предприятие, и при удачном для налоговиков раскладе они смогут получить какую бы то ни было выгоду. Даже если в уточненной декларации, поданной вами, указаны завышенные суммы, нежели в первой декларации, налоговики не приедут, если финансовые показатели разнятся минимально, и о средствах в крупном размере речи нет.
  2. Вы ликвидируетесь или реорганизуетесь. Но и в этом случае не факт, что налоговая приедет к вам повторно. Если вы чисты, и у контролеров нет замечаний, снова проверять предприятие никто не будет.
  3. Вы часто меняете юридические адреса, в том числе через слияние. Предприятия, проводящие такие действия, всегда выглядят в глазах контролеров подозрительно. В подобных случаях налоговая считает, что субъект стремится скрыть информацию, «блуждая» между отделениями ИФНС.
  4. Вы проводите процедуру слияния с учреждением, которое по факту является банкротом. Другой вариант — в роли банкрота выступаете именно вы.

Эксперты рекомендуют не торопиться с оплатой штрафов, начисленных по итогам первичного налогового аудита. Вы всегда можете воспользоваться помощью высококвалифицированного юриста, если уверены в своей правоте, и отстоять свои интересы. Следует заметить, что если вы без раздумий будете погашать все выписанные штрафы, только бы поскорее завершить взаимодействие с налоговой, то контролеры могут предположить, что у вы получаете теневую прибыль.

Камеральная и выездные налоговые проверки

Как известно, закон РФ обязывает как юрлиц, так и физлиц уплачивать налоги со своей бизнес-деятельности. Прежде чем оплатить самостоятельно исчисленные суммы, организации и ИП подают в территориальное отделение ИФНС декларации и расчетные документы.

После того как хозяйствующий субъект подал документы в инспекцию, начинается камеральная налоговая проверка. Такое расследование ведется непосредственно на территории налоговой, и в ходе него контроллеры проверяют, верно ли вы рассчитали все суммы.

Если у налоговиков есть на то основания, они вправе выехать к вам на предприятие и изучить в ходе визита необходимые отчетные документы. Здесь речь идет уже о выездной проверке.

Если же инспекторам нужно проверить еще какую бы то ни было информацию, они могут нанести вам повторный визит. Это будет уже не простая выездная проверка, а повторная.

Повторная выездная налоговая проверка для контроля вышестоящего налогового органа над нижестоящим

Такой аудит должен проводиться в соответствии с действующими правилами, которым налоговики обязаны четко следовать. Иначе ваши интересы, как юрлица, будут ущемлены:

  • комиссия может состоять, в том числе, из контролеров местного отделения ИФНС. Но, наряду с ними, в нее должны входить и инспекторы из вышестоящих органов, иначе проверка становится бессмысленной и незаконной;
  • как уже было сказано, проверяться компания может лишь за трехлетний период. Документы, относящиеся к более ранним срокам — закрытые;
  • налоговики не вправе выписать вам штраф в случае выявления ошибок и недоимок. Разрешены лишь доначисления. Что касается штрафов, их накладывают, только если выявляют, что первые контроллеры и налогоплательщик вступили в сговор и скрыли данные;
  • если результаты первого аудита опротестованы в суде, то новые постановления в рамках повторного аудита не должны противоречить судебному решению.

Налоговая проверка при ликвидации и реорганизации компаний

Внимание контролеров всегда приковывает ситуация, когда соединяются убыточное предприятие и успешно развивающаяся компания. Реорганизация фирм — всегда сумбурное, сложное мероприятие, в ходе которого скрыть доходы и не заплатить налоги довольно просто. Этим и обусловлен интерес налоговиков к подобным процедурам.

Вне зависимости от обстоятельств, побудивших инспекторов прийти с проверкой, вам следует, как налогоплательщику, выполнить свои обязательства, в частности, вовремя предоставить документацию.

Так, ИФНС вправе потребовать у вас:

  • документацию, оригиналы которой вы уже предъявляли налоговикам, но потом вам их возвратили;
  • документы, переданные вами в рамках предшествующих контрольных мероприятий, но которые контролеры утратили в связи с форс-мажором;
  • другие бумаги, касающиеся деятельности организации.

Что касается оспаривания результатов повторного аудита, то такое право у вас есть. Но практика показывает, что такие старания налогоплательщиков редко завершаются успехом.

Иногда повторная налоговая проверка после сдачи уточненок для уменьшения не проводится

Нередко случается так, что контролеры проверили предприятие за конкретный период, а организация подала уточненную декларацию, относящуюся к уже проверенному периоду. В данном случае инспекторы вправе провести повторный аудит.

Такая проверка имеет отличительные черты:

  • в поданной декларации указан налог в меньшем размере, чем в поданной первоначально. Также налоговики захотят проанализировать вашу деятельность, если в уточненной декларации вы заявили о большем убытке, нежели первоначально;
  • период аудита выходит за рамки трех последних лет. Если декларация связана с периодом, превышающим трехлетний срок, то ИФНС вправе провести по нему проверку;
  • контроллеры проверяют лишь откорректированную информацию. Другие данные, не связанные с ней, они не рассматривают.

Помните: повторный аудит вы можете предотвратить, даже если подали уточненную декларацию на снижение базы налогообложения. Как это сделать? Необходимо своевременно заметить неточность и исправить ее еще на стадии обнаружения.

Самая уязвимая проверка для налоговиков — это налоговая проверка при ликвидации

Поскольку сейчас период, в течение которого организации вправе обжаловать результаты проверок по ликвидируемым предприятиям, вынесенные решения могут просто не успеть вступить в силу. Предприятия на грани ликвидации учитывают это, а потому стремятся максимально отсрочить любое взаимодействие с контролерами. Вы, наверняка, слышали о том, как другие налогоплательщики старались общаться с налоговиками лишь по почте, заявляли, что проверку провести негде ввиду отсутствия помещений и т. д. Может, вы и сами неоднократно делали нечто подобное. То есть, многие компании намеренно тянут время в собственных интересах.

Однако и контролеры могут применить определенные меры, например:

  • рассчитать налоги;
  • привлечь представителей правоохранения к делу.

Практика показывает, что контролеры стараются успеть вручить решения тем предприятиям, в собственности которых — довольно много активов, так как их продажа требует времени и повышает обязательства по налогам.

В заключение отметим, что, по мнению законодателей, повторный налоговый аудит должен быть неким стимулом для инспекторов более тщательно и добросовестно выполнять свои обязанности. Кроме того, такая мера должна была гарантировать добросовестным налогоплательщикам чистую и прозрачную процедуру контроля.

Но на практике все оказалось не так радужно. Нередки случаи, когда инспекторы проводят проверку только с целью доначислений. Для этого они очень тщательно отбирают налогоплательщиков для проверки по определенным критериям (как было отмечено, предпочтение отдается тем, кому можно выставить серьезные доначисления). В итоге хозяйствующие субъекты далеко не всегда оказываются в выгодном положении.

Чтобы избежать проблем и дальше спокойно вести предпринимательскую деятельность, налогоплательщики должны быть внимательны и знать, какие требования контролеров выполнять и каким образом. Приведем самые частые вопросы, возникающие у налогоплательщиков по поводу повторного аудита, и ответим на них:

  1. Могут ли проверяющие лица запрашивать подлинники документации, если ранее предприятие предоставляло копии? Да, закон наделяет их таким правом.
  2. Что делать, если инспекторы запросили документы, которые в данный момент компания не может предъявить? Для этого на следующий день после того, как поступило такое требование, нужно в письменном виде сообщить в налоговую об отсутствии возможности предоставить нужные бумаги в отведенный период. Также следует указать причины, по которым не представляется возможным исполнить требование.
  3. Как поступить, если результаты повторной проверки вас не устроили? НК РФ разрешает проверяемому хозяйствующему субъекту лично или через доверенное лицо предоставить в соответствующее отделение ИФНС возражения в письменном виде по итогам аудита в общем или относительно отдельных его частей. На это налогоплательщику закон дает 1 месяц с даты, когда он получил акт проверки.

Кроме того, проверяемый хозяйствующий субъект или его доверенное лицо может сопроводить письменные возражения копиями или оригиналами документов, подтверждающими факт нарушения его прав.

Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале
Подписывайтесь на мой канал.

Мы в налоговой. В общем зале.

Налоговый инспектор разговаривает с моим доверителем на повышенных тонах, грубит, угрожает. На мои реплики не обращает внимания и даже, типа, меня не видит, а разговаривает исключительно с доверителем, всем видом показывает, что какого … привели сюда этого адвоката… со мной надо вести дело, а не с ним.

Доверитель медленно «стекает». Вмешиваюсь… Говорю, что у меня диктофон, и я веду звукозапись разговора. Пауза. Далее, уже не так бодро и «борзо», но старается грозным тоном: «Я вам разрешения не давал…».

Я: «А я и не спрашивал!»

Немедленно прекратите звукозапись.

Почему? – спрашиваю я.

Не положено! – уже не так уверенно отвечает инспектор.

Кем не положено!

Не положено, не положено, не положено…, — крутит головой, ищет поддержку в зале.

Ответа нет, инспектор что-то фильтрует в голове… Не может найти нужный файл и ответ. Заканчивает разговор и удаляется. Причем быстро удаляется, типа, потом поговорим.

Мы уходим.

Через два дня получаем из налоговой Требование о том, чтобы мы предоставили звукозапись той встречи. Я отвечаю: назовите норму, на основании которой требуете предоставить вам звукозапись и носитель, на который сделана запись, а также указать норму права, на основании которой вы хотите привлечь нас к ответственности, если мы не предоставим вам звукозапись.

Ответа не последовало. Конфликт исчерпан.

А что вы думаете по этому поводу? Напишите.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик
Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений. Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 885-71-05 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru
Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top