Продолжение 2
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ срок проведения камеральной проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчёта).
Какое значение имеет несоблюдение налоговым органом срока проведения камеральной налоговой проверки? Является ли этот срок пресекательным?
Обо всем по порядку.
Итак, как мы уже сказали, камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета (ст. 88 НК РФ).
Камеральной налоговой проверкой может быть охвачен только период времени, за который представляется налоговая декларация (расчет).
Начало течения срока и окончание камеральной налоговой проверки: в соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится … в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (Налоговые органы, кстати, иногда трактуют исчисление начала срока с момента получения дополнительно запрошенных у налогоплательщика документов, что является с их стороны злоупотреблением). Но, если налогоплательщик внес до окончания камеральной налоговой проверки уточненную декларацию (расчет), то начинается новая камеральная налоговая проверка.
Еще раз. Три месяца начинают отсчитываться с даты представления декларации. При этом неважно, была ли представлена отчетность вовремя или с опозданием (Письмо ФНС России от 07.05.2010 N ШС-37-3/1269@).
Тот факт, когда налоговый инспектор приступил к изучению поданной декларации, особого принципиального правового значения не имеет. Имеет значение срок ее окончания.
То есть, если налоговая декларация была предоставлена в налоговый орган 20 апреля, то камеральная налоговая проверка должна быть окончена 20 июля.
В статье 88 НК РФ не определены последствия нарушения срока окончания камеральной налоговой проверки со стороны налоговиков.
Поэтому критерием истины будет практика.
В пункте 9 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 года № 71 (Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» обращено внимание, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного статьей 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Кодекса.
Применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
Аналогичные выводы мы находим и в судебных актах, например, в Постановлении ФАС РФ МО от 14.05.2010 года № КА-А40/4445-10, в котором в частности указано, что указанный в статье 88 НК РФ трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки является организационным, поэтому нарушение налоговым органом данного срока не является основанием для признания решения налогового органа незаконным.
А в определении ВАС РФ от 02.12.2009 года № ВАС-16127/09 прямо говорится о том, что нарушение трехмесячного срока при проведении камеральной налоговой проверки само по себе единственным и безусловным основанием для отмены принятого налоговым решения не является.
Так что, нет никаких последствий нарушения сроков проведения камеральных налоговых проверок? Или все-таки есть о чем говорить по этому поводу?
Продолжение следует…