Я, как налоговый адвокат, не могу не обратиться к нашим клиентам в ситуации, связанной с проведением в отношении бизнеса выездных налоговых проверок и в связи с известным заблуждением некоторой части бизнесменов о способах налоговой оптимизации.
Во-первых, сегодня фактически изменилась налоговая политика государства по отношению к бизнесу. Сам термин «налоговая оптимизация» стал ругательным и фактически незаконным, а принцип презумпции невиновности – это когда все сомнения, к сожалению, трактуются не в пользу бизнеса – зачастую не работает.
Сегодня перед государством, с одной стороны, стоит задача наполнения бюджета, а перед бизнесом, с другой стороны, стоит простая проблема сохранения и в некоторых случаях выживания.
В этой ситуации налоговый орган будет всеми силами и средствами взыскивать налоги и любые сомнения в отношении предпринимателей толковать в свою пользу.
Налогоплательщик же будет всеми законными способами «оптимизировать».
Арбитром в данном случае будет являться суд, который все сомнения уже с десятых годов фактически толкует в пользу государства (посмотрите статистику). А начиная с 2014-2015 годов уже фактически никто и не сомневается в виновности налогоплательщика.
Во-вторых, другим заблуждением бизнеса является его наивное отношение к государству, вернее, налоговым инспекторам и множеству налоговых консультантов.
Так, бухгалтер, приходя на курсы, семинар в налоговый орган, верит налоговому инспектору, что надо все платить, оптимизировать опасно и все ЭТО вообще незаконно и даже уголовно наказуемо. Поэтому все налоги платим. Какая там оптимизация…!
Руководитель и учредитель, в свою очередь, посещают налоговых консультантов, которые рассказывают о налоговой оптимизации бизнеса, при этом верят, что вот она — волшебная палочка, которая никогда карету (бизнес) не превратит в тыкву. Оптимизаторы обещают, что можно сэкономить на НДС, уменьшить налог на прибыль, обналичить через физическое лицо. Предлагают простые решения, забывая рассказать о том, что оптимизация не имеет одного и простого решения (например, превратить работника в ИП), что оптимизация налоговых платежей не может быть произвольной и должна иметь под собой реальное деловое наполнение – деловую цель.
В-третьих, в результате такой оптимизации, наступает неожиданная расплата в виде огромных налоговых доначислений и последующего банкротства.
Здесь опять сталкиваемся с очередным заблуждением. Все знают про институт банкротства — это когда можно начать жизнь с белого листа и заново. Но с белого листа и заново – это нулевые годы.
Сегодня, поверьте, совсем другие времена.
Налоговые долги предприятия сегодня переводятся на директора и учредителя в виде субсидиарной ответственности. Назначение номинального директора проблему не снимает и собственника от расплаты не спасает. Все налоговые долги после процедуры банкротства перекладываются на плечи руководителя или собственника.
Но это еще не все.
Если вы подумали, что сегодня закон позволяет вслед за банкротством с субсидиаркой обанкротить физическое лицо с налоговыми долгами – то и здесь не все так гладко. Налоговые долги с вас, как с физического лица, не спишут даже после окончания процедуры банкротства.
Что делать? Ответа простого не существует. Есть ли выход и решение? Есть.
Важно в выстраивании своей налоговой безопасности не принимать импульсивных и непродуманных решений, не ждать реакции государства на способ ведения своего бизнеса, а заранее позаботиться о своей безопасности.
Приходите на наши события, посвященные выездным налоговым проверкам, на которых вы узнаете, как налоговики выбирают «жертву», об основных критериях такого выбора, на что обратить внимание при подготовке к выездной налоговой проверке, и что сделать в ее преддверии, а также в ходе ее проведения.
Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале.
Подписывайтесь на мой канал.
Чего ожидать от налоговиков сегодня.
МИНФИН опубликовал показатели поступлений в бюджет доходов за первое полугодие 2022 года.
Что видим? НДС – один из основных источников пополнения казны, кроме, конечно, нефтегазовых доходов.
Так вот. Налоговая не смогла выполнить план на 1/3.
Какие последствия и прогнозы для предпринимателей?
Перед налоговиками поставлена задача – довыполнить план первого полугодия 2022 года в оставшиеся периоды 2022 года.
Каким образом? Механизм прост. И зачатки этого механизма мы видели в первом полугодии 2022 года: налоговики при малейшем подозрении на налоговую оптимизацию как под копирку рисуют Акты налоговой проверки. При этом, после детального ознакомления с таким актом становится видно невооруженным глазом, что у налоговиков отсутствуют какая-либо вообще доказательственная база.
Между тем, получив такой Акт проверки бизнесмен и, особенно, его главный бухгалтер уходят в аут: «шеф, все пропало, гипс снимают, клиент уезжает!».
Кстати, тем, кто заранее продумывает и создает законную легенду и защищает свои интересы – налоговикам обработать гораздо труднее.
Поэтому получили запрос, уведомление о предоставлении документов – не спешим исполнять, не боимся ссориться с налоговой – они, независимо от того, какие вы с ними выстраиваете отношения, будут делать свое дело, пока не заберут деньги. Проверяем все документы, поступившие от налоговиков, на предмет законности.
Понимаем, что налоговая с вами работает при ограниченности трудовых ресурсов и времени. Отсюда следует, что они в некоторых случаях не только не собирают доказательства (не успевают), а в других — просто пытаются незаконно «надавить» на налогоплательщика и заставить его подать уточненку.
Плюс налоговики создают разного рода комиссии, рабочие группы, на которых пытаются давить на налогоплательщиков и рисовать мрачные перспективы перед ним вплоть до его уголовного преследования.
Если вы чувствуете свою правоту, не поддавайтесь панике.
Рекомендую, чтобы не попасться на незаконное давление налоговиков, действуем осмотрительно, а получив требование или запрос – оцениваем его законность.
Если не знаете, как оценить законность действий налоговиков и перспективы уголовного преследования – обращайтесь.