Думаю, что многим уже известно, что в июле 2013 года вышло в свет Постановление Пленума ВАС РФ № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее по тексту Постановление), которое разрабатывалось несколько лет.
В августе 2013 г. оно было опубликовано на сайте Суда.
Новое Постановление откорректировало некоторые вопросы налогового администрирования и порядка разрешения налоговых споров в судах.
Я в цикле статей, посвящённой этой тематике, прокомментирую положения названного Постановления, которые касаются проведения проверок.
Необходимо отметить, что в некоторых случаях, Пленум защитил налогоплательщика, в других случаях занял нейтральную позицию, а в третьих случаях позволил налоговикам иметь возможность затягивать проверки. Об этом и будем говорить.
И первое, на что я хочу обратить внимание – это на то, что в Постановлении даны разъяснения относительно полномочий налоговиков, указанных в статье 82 НК РФ.
В частности, там указано, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом
Ранее осмотр мог проводиться налоговиками не только в рамках выездной налоговой проверки, но и в рамках камеральной проверки, а так же и «между проверками». Второй и третий случай проведения осмотра порождал множество споров и, конечно же, нарушал права налогоплательщика.
Теперь осмотр может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки.
Вот как об этом говорится в п. 24 Постановления:
«Пунктом 1 статьи 82 НК РФ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), назван в качестве одной из форм налогового контроля.
Однако положения статей 91 и 92 Кодекса, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов, прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки.
Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки».
Считаю, что это положение реально защитит налогоплательщика от произвола, злоупотреблений и недобросовестности налоговиков.
О других положениях Постановления я расскажу в следующих статьях этого цикла.
Павел Тылик