Принципы проведения камеральных проверок в отношении граждан
Налоговый кодекс регулирует ход и порядок проведения любой камеральной проверки путем установления целого ряда основополагающих принципов:
- Определяет точное место проведения — местонахождение фискального органа.
- Указывает перечень документации, которую фискалы при этом исследуют: декларации (расчеты), документы, имеющиеся у налогоплательщика и инспекции.
- Обозначает период проверочных мероприятий со стороны фискалов — 3 месяца (90 дней), причем праздники учитываются. Отсчет срока начинается со дня подачи документации.
- Предъявляет к плательщику налога требование о предоставлении материалов о понесенных расходах. Местный фискальный орган выдает конкретный перечень документации в зависимости от категории вычета.
- Сужает предмет проверки до одного вида налога.
Если на практике обнаружится, что один или несколько вышеуказанных принципов были проигнорированы, то это веский повод для обжалования итогов проверки и выводов фискалов.
Порядок и сроки проведения камеральной проверки
Пункт 2 ст. 88 НК закрепил конкретный срок камерального контроля 3-НДФЛ — 3 месяца. Точный срок проверочных мероприятий отсчитывается с момента, когда налоговая документация была получена ответственным специалистом ИФНС.
Есть 3 основных способа подачи деклараций: лично в руки инспектору, по электронной и обычной почте. Если вы воспользовались электронным способом, то отсчет начинается с момента отправки эл. формы 3-НДФЛ. При обычной почтовой доставке — со дня фактического получения корреспонденции.
Если инспектором уже начаты ревизионные мероприятия, а вы по своей инициативе или по настоянию фискала подали уточненный вариант декларации, то текущий срок аннулируется и все действия со стороны специалиста прекращаются. В этом случае проверка начинается заново уже по новой документации и 3 месяца стартуют вновь.
Практика показывает, что инспекторы часто досрочно заканчивают свою работу, поэтому на деле налоговый вычет можно получить намного быстрее при условии отсутствия нарушений с вашей стороны.
Ревизионный срок зависит от конкретного налоговика, как тщательно он подойдет к контролю, насколько детально будет анализировать ваши материалы. Если он найдет неточности и пробелы, то проверка затянется. В отдельных случаях фискалы инициируют выездные проверки.
Таким образом напрашивается следующий вывод: от того, насколько качественно вы заполните 3-НДФЛ и исключите противоречия между электронной формой и представленными материалами, зависит срок проверки в вашем случае.
Непосредственно ход проведения камеральной проверки можно разбить на следующие этапы:
- Определение нужного количества и содержания налоговых документов. Вы обязаны представить согласно конкретному перечню инспектора документацию, которая в достаточной мере подтверждает обоснованность применения налоговых ставок и вычетов. При этом фискалам допускается исследовать лишь тот период, за который вы отчитались.
- Проверка истинности всех расчетных операций, указанных в поданных документах. Инспектор осуществляет ревизию представленных материалов, сопоставляет показатели, при этом особого распоряжения на то руководителя ведомства не требуется.
- Определение правильности и точности применения налоговых ставок, расчетов фактических сумм налогов. Если в ходе ревизии специалисту покажется недостаточным объем представленных сведений для полноценного анализа, он запрашивает первичные документы.
Сомнения в том или ином вопросе также потребуют ваших письменных разъяснений, на которые дается 5 дней. Не затягивайте с ними, сразу же предоставляйте необходимое. Не практикуйте устные ответы, их нельзя приобщить к делу. Электронные сообщения также не стоит направлять специалистам, так как они не содержат обязательных реквизитов.
Специалист вправе запросить у вас внесения уточнений (корректировок) в отчетность. Подача декларации в уточненном (скорректированном) варианте ведет к новому отчету 3-месячного срока. Если налоговики нашли недостатки в первой отчетности и составили акт, а вы тем временем подали исправленную, то буду вестись одновременно две проверки.
Подозрения в достоверности представленных материалов, слабые аргументы, недостаточные доказательства — все это серьезные поводы для выездной камеральной проверки. Поэтому чрезвычайно важно не доводить дело до такой степени и своевременно и обоснованно отвечать на все вопросы инспектора, иначе последуют осмотры, допросы, экспертизы, выемка документов и прочие безрадостные моменты.
Часть ревизионных мероприятий проходит в автоматизированном режиме. Задача программы — обнаружение арифметических ошибок и нестыковок. Далее за их анализ и документальную сверку берутся специалисты. Информация о применяемых в налоговом органе технических методах и способах считается закрытой.
Как завершается камеральная проверка
После окончания камеральной проверки инспекторы составляют справку о факте проведения контрольного мероприятия и специальный акт. Один экземпляр последнего передают налогоплательщику. На его составление закон отводит налоговикам 10 дней, ведя отсчет со дня, следующего после окончания ревизии.
Если вы сумели отразить все нападки фискалов и они нарушений не выявили, тогда акт не составляется. При полном соответствии отчетности законодательной налоговой базе инспекторы не обязаны извещать налогоплательщика о ходе и результатах камеральной проверки. Однако по своему желанию вы можете на основании письменного заявления в фискальные органы получить искомую информацию.
Оформление результатов камеральной проверки
Итог проверки — составление акта о нарушениях. Без него все результаты, полученные инспекторами, признаются недействительными.
Этот документ содержит следующие сведения:
- реквизиты контрольного мероприятия;
- именные данные налогового инспектора, проводившего проверку;
- ревизионные сроки;
- информацию о плательщике НДФЛ;
- конкретные нарушения налогового закона с их детальным описанием;
- ссылки на актуальную правовую базу;
- последствия нарушений, выявленных контролем;
- конкретные предложения по устранению выявленных недостатков.
Доказательства нарушений прикладываются к акту.
Отказ в налоговом вычете: действия налогоплательщика
Если камеральщики отказали в произведении налогового вычета, но вы уверены в своей правоте, не стоит отчаиваться. Есть как минимум четыре способа восстановить справедливость:
- написать жалобу в тот же фискальный орган, который и произвел отказ;
- обжаловать решение в вышестоящем органе ФНС;
- обратиться в центральный орган Федеральной налоговой службы;
- написать исковое заявление в судебные органы.
Лучше начинать решать проблему именно в местных налоговых органах, так как скорость реакции на такие поводы в них обычно высока. В региональных отделениях ФНС и, тем более, в главном их офисе ваш вопрос затянется надолго.
Если профильные ведомства не удовлетворили ваших чаяний и выдали письменные отказы, то предстоит дорога в суд.
Проблемные ситуации, возникающие между гражданином и инспекцией при проведении камеральной проверки
Бывают в практике ситуации, когда инспекторы превышают свои полномочия, а налогоплательщик, вместо того, чтобы на них указать, молчит. Пример — повторная камеральная проверка. Такое случается якобы по «вновь открывшимся обстоятельствам» (согласно формулировке специалистов). Однако в НК РФ отсутствует такое понятие, как и процедура его проведения, то есть фактически повторная проверка незаконна.
Фискалы вправе запрашивать материалы, относящиеся только к проверяемым предмету и периоду. На деле неопытные инспекторы могут требовать информацию, которая никак не связана с исследуемыми вопросами.
Если хотите получить вычеты, связанные с трудовой деятельностью, то возникновение претензий к вашей отчетности, может повлечь аналогичное в отношении работодателя.
Также имеют место примеры того, когда на налогоплательщика накладывают штрафные санкции после нарушения сроков камеральной проверки, выдачи акта, ознакомления с ним и т. д.
Как часто налоговый орган отказывает в вычете по результатам камеральной проверки?
На практике отказ в вычете уплаченных налогов (преимущественно речь идет о возмещении НДС) происходит достаточно часто. Исходя из статистических данных, в 20-30% случаев рассмотрения возможности вычета оформляется отказ. Главное правило, которым руководствуются налоговые органы – налогоплательщик должен доказать свое право на вычет на 100%, а такое возможно далеко не всегда.
Поэтому подача исковых заявлений в суд о рассмотрении подобных дел – не редкость, а давно сложившаяся практика.