Камеральная и выездная налоговая проверка являются разными и совершенно самостоятельными формами налогового контроля. У каждой из указанных форм налогового контроля имеется своя цель, задача, сроки способ проведения.
Камеральная и выездная налоговая проверка могут пересекаться, проводиться одна после другой, проверять один и то же налог за один и тот же период.
Почему? Потому что выездная и камеральная налоговые проверки исследуют разный объем документов (доказательств), разный порядок проведения, разные цели проведения, разный объем проверяемых документов, разный объем полномочий налоговиков.
В этом мы легко сможем убедиться, ознакомившись с судебной практикой: ФАС МО от 22.11.2010 года № КА/А40/14143-10, ФАС СЗО от 24.11.2010 года № А03-849/2010, ФАС СЗО от 12.11.2010 года № А26-9569/2009).
Приведем выдержки из приведенных судебных актов:
«Согласно п. 3 ст. 176 и п. 1 ст. 101 НК РФ по истечении 10 дней представленные проверяемым лицом письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа и по ним должно было быть принято решение. Указанный срок мог быть продлен не более чем на 1 месяц.
При разрешении спора суды пришли к обоснованному выводу о допущенном Инспекцией бездействии, поскольку в нарушение положений ст. 176 НК РФ налоговым органом не принято решение по результатам (камеральной – от автора) налоговой проверки.
Доводы Инспекции о невынесении решения по акту камеральной налоговой проверки от 20 февраля 2009 N 17-08/28 в связи с проведением выездной налоговой проверки соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства за тот же период (2006 — 2007 г.г.) обоснованно признаны судами неправомерными, поскольку противоречат положениям ст. 100, 101, 176 НК РФ».
«Правила статьи 89 НК РФ не запрещают проводить выездную налоговую проверку по тому же налоговому периоду, который был предметом камеральной проверки, поскольку в рамках выездной проверки исследуется иной объем доказательств».
«В рамках выездной налоговой проверки правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, в том числе и по результатам камеральной проверки ранее представленных деклараций и документов, как и доначисление неуплаченных (неперечисление удержанных) налогов и их взыскание в порядке статьи 46 НК РФ, не противоречат нормам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Сопоставление норм статей 88 и 89 НК РФ, регулирующих порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок, подтверждает наличие разных условий, порядка и целей проведения камеральной и выездной налоговых проверок, разного объема подлежащих проверке документов, а также разного объема полномочий налогового органа при осуществлении названных видов проверок. Фактический возврат НДС по результатам камеральных налоговых проверок первичных деклараций Общества за спорные периоды заявитель не отрицает, а это, как правильно указал суд апелляционной инстанции, исключает двойное налогообложение».
В качестве вывода: в соответствии с уже приведённым определением КС РФ от 08.04.2010 года № 441-О-О камеральная и выездная налоговые проверки это две различных формы налогового контроля, они имеют различные цели, задачи и способы проведения.
А теперь необходимо остановиться на вопросах, связанных с мероприятиями налогового контроля. Иными словами, могут ли такие мероприятия налогового контроля как осмотр, экспертиза, выемка проводиться в рамках камеральной налоговой проверки? Или эти мероприятия проводятся только в рамках выездной налоговой проверки? А если налоговики воспользовались указанными методами – решение их устоится, и каков шанс его успешно обжаловать?