Защита прав налогоплательщика

Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль

09 января 2021

 

Органы контроля над налоговыми поступлениями объединяются в системы, просматривающие приток налогов и распределение полученных средств. У подобных систем практически всегда одни и те же функции, совпадающие права и обязанности.
Органы налогового контроля в Российской Федерации:

  • Таможенная служба
  • Налоговая служба
  • Органы, контролирующие уплату госпошлин и других сборов

Организации, осуществляющие подобный контроль, действуют только в рамках актов налогового законодательства и не имеют возможности выйти за рамки установленного порядка.
Организации, контролирующие приток налоговых средств, обладают различными функциями.

  1. Государственная налоговая служба Российской Федерации и подконтрольные ей инспекции проверяют соблюдение соответствующего законодательства, и выполняет иные обязанности.
  2. Государственный таможенный комитет Российской Федерации просматривают все товары, проходящие контроль на таможенной границе, таким образом, обеспечивая соблюдение налогового и таможенного законодательств.
  3. Иные сборы, которые не описаны в данном пункте, контролирует налоговая служба страны. Ее функции расширяются в зависимости от появления новых сборов, не относящихся напрямую к налогам.

Органы, осуществляющие налоговый контроль

Все налоговые системы контролируются Министерством финансов Российской Федерации. Указанные выше службы имеют право проводить общие проверки (для этого требуется письменное уведомление, отправленное не менее чем за 5 дней до проведения «операции»).
Функции объединенных органов налогового контроля:

  • Обеспечение администрирования налогов
  • Контроль деятельности любых систем, которые находятся в структурах
  • Разработка и внедрение элементов автоматизированной информационной системы страны
  • Обеспечение одного стандарта обслуживания клиентов и плательщиков
  • Разработка дополнений к рекомендациям по улучшению работы органов, входящих в систему Министерства финансов

Функции и полномочия органов налогового контроля

В статье 31 Налогового кодекса РФ закреплены полномочия, которые имеют органы контроля над налогами:

  • Требование подтверждающие факт неуплаты пошлин и все причастные документы
  • Проведение проверок, осмотра территорий
  • Изъятие документов
  • Вызов проверяемых лиц в налоговые органы для проведения дальнейшей проверки и дачи показаний
  • Остановка обслуживания счетов в банках и всех проводимых на данных счетах операций
  • Инвентаризация имущества налогоплательщика
  • Требование предоставления необходимых документов от банков
  • Привлечение сторонних специалистов

Система органов налогового контроля в России

Органы, которые осуществляют налоговый контроль, обязаны:

  1. Действовать исключительно в рамках законодательства Российской Федерации
  2. Соблюдать налоговую тайну, а также тайну хранения информации о каждом налогоплательщике
  3. Информировать налогоплательщика по его персональному вопросу (касается налогов, сроках и порядке их уплаты и т.д.)
  4. Требовать от налогоплательщика устранения выявленных нарушений в рамках законодательства
  5. Внимательно относиться к налогоплательщикам и другим участникам соответствующих отношений
  6. Передавать лицу, которое нарушило налоговое законодательства, постановления и письменные требования об устранении нарушений
  7. Вести полный учет налогоплательщиков и объектов, которые облагаются пошлинами
  8. Обращаться в суд при обнаружении соответствующих случаев неуплаты налогов
  9. Возвращать излишне оплаченные денежные средства плательщику
  10. Составлять отчетность поступающих средств для их дальнейшего распределения
  11. Публиковать обновленный Налоговый кодекс Российской Федерации каждый год на доступном каждому плательщику ресурсе
  12. Осуществлять контрольно-розыскные мероприятия
  13. Исследовать и пресекать факты коррупции
  14. Совместно с иными ведомствами проводить налоговые проверки

Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования

Совершенствование системы органов, осуществляющих контроль над налогами, происходит поэтапно путем внедрения новых технологий и иных форм налоговых отношений. Основным аспектом всех появляющихся в данных целях документов является повышение эффективности работы налоговых органов.

Совершенствование налогового контроля в РФ

В Дорожной карте «Совершенствование налогового администрирования» указаны данные направления совершенствования налоговых органов:

  • Формирование той модели института предварительного налогового разъяснения на основе анализированных данных, которая будет лучше всего подходить существующей в Российской Федерации системы
  • Выработка критериев оценки тех соглашений, которые были заключены для достижения максимальной эффективности системы
  • Обеспечение грамотной работы налогоплательщика
  • Сохранение добровольности консультирования граждан по вопросам оплаты налогов и пошлин
  • Повышение объективности результата рассмотрения каждой отдельной налоговой проверки
  • Расширение мониторинга налогов
  • Усиление контроля над аналитической работой налоговых органов
  • Совершенствование процедур по применению административных санкций, проверочных процедур контроля
  • Повышение эффективности процедур по досудебному урегулированию возникших конфликтов и проблем
  • Постоянное совершенствование правовых актов, регулирующих работу органов, осуществляющих налоговый контроль
  • Устранение проблем, связанных с ввозом и вывозом различных товаров и пошлин на данные операции
  • Устранение всех возможных способов обойти налоговый контроль

https://youtu.be/qM-Ws60fp_8

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик

Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений.

Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 191-44-01 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru

Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top