Защита прав налогоплательщика

Надзорные каникулы для малого бизнеса

14 августа 2018

По вопросам, связанным с мораторием на проведение проверок мы так же рекомендуем к прочтению статьи нашего эксперта — налогового адвоката Тылика Павла.

  1. «Про опять каникулы или почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса?«
  2. «Мораторий на плановые проверки в 2018 году«

Попытки снизить излишнее административное давление на российский бизнес периодически предпринимаются с 2008 года, когда был установлен запрет проведения проверок компаний чаще одного раза в 3 года. В последующее десятилетие объем разнообразных проверок бизнеса стал демонстрировать тенденции к снижению.

Так, если на протяжении 2014 года всевозможные контролирующие органы провели 2,7 млн проверок организаций и предпринимателей, то в 2015 году их число сократилось до 1,99 млн. Снижение продолжилось и далее: в 2017 году, по различным оценкам, количество проверок сократилось на 30%-40%, по сравнению с предыдущим годом.
Это стало результатом дальнейшего ужесточения возможностей для «закошмаривания» бизнеса со стороны надзорных органов: с 2016 года в России действуют надзорные каникулы (НК) для малого бизнеса (МБ).

Откуда взялись надзорные каникулы

Многолетние жалобы бизнесменов на избыточное административное давление со стороны армии проверяющих неожиданно нашли отклик в послании Президента России к Федеральному собранию, озвученному в конце 2014 года. Им было внесено давно зреющее предложение еще более существенно ограничить право надзирающих органов на осуществление проверок МБ, не замеченного ранее в нарушении законодательства.

В 2015 году были приняты нормы, согласно которым установлен однозначный запрет на осуществление разного рода плановых проверок предприятий, отнесенных к МБ.
По официальным сведениям Генпрокуратуры РФ, за период действия ограничения на плановые контрольно-надзорные действия, около 500 тыс. бизнесменов избежали внимания контролирующих структур.

Срок действия надзорных каникул

Первоначально срок НК был установлен на трехлетней планке и включал в себя 2016-й, 2017-й и 2018 годы. Именно в течение этих лет контролеры не имеют права включать в план своих проверок объекты МБ.
Однако, опыт применения НК был признан успешным и в Правительстве РФ весной 2018 г. сформировалась позиция о необходимости продления их срока еще на 3 года, то есть до 1 января 2022 года.

Для этого планировалось внести соответствующие уточнения в проект закона № 37666-7, внесенный Правительством в Госдуму 29 января 2018 года, после принятия его в первом чтении. Однако, на момент подготовки материала этот проект завис в профильном комитете, где отлеживается с 30.01.2018 г. уже больше полугода, несмотря на то, что был включен в программу рассмотрения на апрель.

Соответственно, никакие поправки в него до настоящего времени не внесены. Будем надеяться, что до конца 2018 года срок НК продлить успеют.

Мне положены надзорные каникулы?

Прежде всего, необходимо определить, подходит ли компания под определение МБ. К нему могут относиться при соблюдении установленных требований:

  • хозяйственные общества (например, ООО, АО), далее — ХО;
  • хозяйственные партнерства, далее — ХП;
  • кооперативы (как потребительские, так и производственные);
  • КФХ;
  • ИП.

Таким образом, некоммерческим организациям (кроме потребкооперативов) и товариществам (как на вере, так и полном) надзорные каникулы не предоставляются.
Однако, с 01.12.2018 г. ситуация изменится: с этого момента товарищества смогут получить статус МБ.

Затем следует определить совпадение с условиями отнесения к статусу малого бизнеса. Так, для ХО и ХП должно выполняться какое-либо из нижеперечисленных условий:

  1. Не превышает 25% доля участия в уставном капитале (для ООО) государства (равно его территориальных образований), а также:
    • общественных, а равно религиозных организаций;
    • фондов (кроме инвестиционных).
  2. Доля иностранных юрлиц и российских компаний (не относящихся к МСБ) в уставном капитале фирмы не выше 49% (этот запрет не относится к ООО, соответствующим п.п.3-5).
  3. Работа ХО или ХП состоит во внедрении в производство принадлежащих их учредителям программных продуктов, баз данных и других разного рода инноваций.
  4. ХО или ХП является участником проекта «Сколково».
  5. Учредителями являются компании (поименованные в Распоряжении Правительства РФ № 1459-р от 25.07.2015 г.), которые предоставляют поддержку работы в сфере инноваций.
  6. Акции торгуются на рынке и признаны относящимися к высокотехнологичному сектору экономики.
  7. Акционеры ХО, из числа поименованных в п.1, обладают не более 25% акций с правом голоса, а акционеры из числа поименованных в п.2 лиц распоряжаются не более 49% таких акций (данная норма утрачивает действие с 1 декабря 2018 года).

Для производственных и потребительских кооперативов, а также КФХ и предпринимателей эти требования не применяются. Для них, а также если хотя бы один пункт из вышеперечисленных применим для рассматриваемого общества или партнерства, следует проверить соответствие параметрам малых предприятий по количеству работников и выручке:

  1. Количество работников: не более 99 человек. Следует учитывать, что количество работников используется только среднесписочное. То есть, если в каком-то периоде в компании работало даже 200 человек, но в среднем за истекший календарный год получилось 99, то фирма не выпадает из параметров МБ.
  2. Доход от бизнеса не может быть выше 800 млн руб. Нужно понимать, что учитывается не прибыль, а именно доход до налогообложения и вычета расходов.

Таким образом, наиболее просто можно определить категорию для ИП, кооперативов и фермеров, поскольку для них имеют значение только параметры количества работников и выручки. Для разного рода обществ и партнерств (а с 1 декабря 2018 года и для товариществ) необходимо первоначально проверить состав учредителей и акционеров, и соответствие другим требованиям.

Исключения для надзорных каникул

Конечно, поскольку не бывает меда без ложки дегтя, то и в НК предусмотрены исключения.
Их существует несколько категорий. К первой категории можно отнести типы проверок, распределенные по органам. Так, надзорные каникулы не охватывают проверки, которые проводят:

  • Центробанком (в части надзора за финансовыми рынками, национальной платежной системой, клиринговой деятельностью, страхового, валютного и банковского надзора);
  • ФНС (в части налогового контроля и контроля за уплатой сборов в различные фонды);
  • ФТС (в рамках таможенного контроля);
  • капитаны морских портов (в части портового контроля);
  • Росфинмониторингом (в части контроля за легализацией преступных средств и финансирования терроризма);
  • ФАС (в части контроля за государственными и муниципальными закупками);
  • Роскомнадзором (в части контроля за сетью «Интернет» и персональными данными).

Всего существует 23 позиции видов проверок этой категории.

Ко второй категории исключений относятся проверки, проводимые по определенным формам, например:

  • мероприятия прокурорского надзора;
  • ОРМ, следственные действия;
  • производство по нарушениям антимонопольного законодательства;
  • расследования при авариях, катастрофах, несчастных случаях, массовых заболеваний и т.п.

Всего предусмотрено 9 таких категорий.

К третьей группе можно отнести исключения по отрасли деятельности предприятия. Не освобождаются от проверок фирмы, работающие в сферах:

  • медицины;
  • обучения;
  • социального обслуживания;
  • электроэнергетики;
  • энергоэффективности;
  • теплоснабжения.

Для фирм, работающих в таких отраслях, установлены особые сроки осуществления плановых проверочных мероприятий и надзорные каникулы фактически сокращены.
К примеру, поликлиники могут проверяться на соблюдение лицензионных требований ежегодно, а на соблюдение противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм – 1 раз в два года.

Медучреждения стационарного типа и станции СМП подлежат проверке каждые 2 года. Детские лагеря проверяется пожарными службами до каникул и каждую смену санитарными службами.

К четвертой группе относятся исключения по типу госнадзора. Не применимы надзорные каникулы к надзору в области:

  • промышленной и пожарной безопасности (только 1 и 2 классов);
  • безопасности гидросооружений (только 1 и 2 классов);
  • использования ядерной энергии, а равно обеспечения радиационной безопасности;
  • эксплуатации сооружений с негативным воздействием на внешнюю среду 1 и 2 категорий;
  • контроля за аудиторскими компаниями;
  • контроля за управляющими компаниями.

К пятой группе относятся исключения по наличию нарушений. Сюда относятся предприятия, по которым на протяжении 3-х предыдущих лет:

  • приостанавливалась или отзывалась лицензия;
  • назначалось административное наказание по наиболее грубым составам;
  • применялась дисквалификация (или административное приостановление работы).

К шестой группе относятся исключения по очередности. Поскольку закон предусматривает мораторий только на плановые контрольные мероприятия, то внеплановые никто не отменял. Внеочередная проверка может быть назначена по следующим основаниям:

  1. Обращение компании с просьбой о выдаче какой-либо лицензии, присвоении специального статуса, когда контроль предусматривается перед выдачей такого документа.
  2. Выявление следующих фактов:
    • опасность причинения ущерба людям (памятникам, животным, растениям), а равно состоявшееся причинение такого вреда;
    • угроза возникновения ЧС, а равно уже возникшая ситуация;
    • обращение потребителя с заявлением о нарушении его прав, если добровольно его требования не были удовлетворены.
  3. Закончился срок, отведенный на выполнение требований по ранее выданному предписанию об устранении нарушений.
  4. Обнаружено отклонение параметров функционирования фирмы от стандартных, предусмотренное индикаторами риска;
  5. Получено поручение Президента (Правительства РФ, прокурора) об организации контрольно-надзорных мероприятий вне плана.

Таким образом, количество исключений выглядит довольно существенным, однако по различным оценкам они затрагивают лишь около 50 тыс. малых предприятий.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик

Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений.

Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 191-44-01 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru

Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top