Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

18 января 2021

Существование государства напрямую зависит от своевременной уплаты налогов. Правда, наше государство и мы(?) зависит еще и от цены на нефть и газ. Эти поступления формируют бюджет и позволяют реализовывать социальную политику, содержать правительство и, конечно, пенсионеров. Ну, по крайней мере нам так объясняют и говорят, что именно поэтому уклонение от уплаты налогов является преступлением. Это касается всех тех, у кого перед российским государством возникла обязанность по уплате налогов.

Что говорит о неуплате налогов УК РФ?

https://youtu.be/FY7IGQTmFbc

Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов.

Уголовный кодекс нам говорит, что определяющим является противоправность деяния плательщика налога — субъекта (физического или юридического лица). Причём противоправность деяния выражается как в действии, например, во введении ФНС РФ в заблуждение путем предоставления неверных (недостоверных, сфальсифицированных) сведений, включение в налоговую декларацию заведомо недостоверных сведений, уклонение от уплаты налогов, а так же бездействии, когда отчётная декларация просто не подаётся (уклонение от подачи декларации).

Например, сфальсифицированными будут являться документы, когда вы искусственно отнесли на затраты стоимость работ, которая не выполнялась, стоимость товара, который не поставлялся и т.п., при этом документы были изготовлены вами или вашими сотрудниками, либо вам было известно, что документы вам предоставляются сфальсифицированные.

Все это является преступлением.

Когда неуплата налогов грозит тюрьмой?

Чтобы не пугать своих читателей, сразу хочу оговориться, что сегодня за совершение налоговых преступлений в большинстве случаев суды, приговаривая предпринимателя, руководителя или иное лицо, которое фактически управляло предприятием или вело предпринимательскую деятельность, вынося срок наказания, приговаривают его к лишению свободы условно и очень редко к реальному сроку лишения свободы (около 5 — 10 процентов).

Получается, что неуплата налогов не грозит реальным заключением? Нет необходимости бояться привлечения к уголовной ответственности? Лучше «отсидеть» условно и ничего не заплатить?

Не все так безобидно.

Негативные моменты свершенного приговора (назовем лишь некоторые):

  • у предпринимателя возникнет судимость, а значит, он не сможет в будущем занять государственную должность, получить гражданство в выбранной им европейской (как пример) стране, стать судьей, может негативно повлиять на карьеру своих ближайших родственников, которые так же не смогут сделать карьеру в госструктурах и т.п (в моей практике был случай, который повлиял на отказ даже в принятии документов на замещение должности судьи за то, что ее муж привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД);
  • у ответственного лица наступит материальная ответственность по налоговым долгам, и он может быть лишен всего своего имущества (независимо от того, был ли он предпринимателем или возглавлял юридическое лицо), которое будет взыскано в пользу государства;
  • предприниматель, физическое лицо с большой долей вероятности могут быть признаны банкротами со всеми вытекающими последствиями и т.п.

Какая именно ответственность за неуплату налогов может быть применена?

Чтобы в принципе стал рассматриваться вопрос привлечения к уголовной ответственности, само правонарушение должно быть прописано в НК РФ. Базовые принципы расписаны в ст. 108 НК РФ. Из него, в частности, следует, что перечень правонарушений – исчерпывающий. Его нельзя трактовать расширительно. При этом фискалы должны действовать в строго определённых рамках, в противном случае их действия вполне реально опротестовать.

До 2014 года уголовная ответственность могла наступить исключительно тогда, когда уже состоялось решение ФНС РФ, причём оно должно было вступить в силу и зафиксировать конкретное правонарушение. Обычно такое решение выносилось по итогам проверки (камеральной или же выездной).

До указанного выше периода налогоплательщик вправе был обжаловать сделанные сотрудниками налоговой инспекции выводы в суде. И только в том случае, если обжаловать не удалось, а решение ФНС РФ даже после разбирательств признано законным, виновные могли быть привлечены к ответственности, в том числе и уголовной.

За налоговые правонарушения по НК РФ предусмотрена ответственность:

  1. Налоговая. Её ещё называют финансовой. Направлена на то, чтобы погасить образовавшуюся задолженность, включая пеню и недоимки. Основная цель – пополнение государственного бюджета, взыскание недостающей суммы и компенсаций. Касается всех налогоплательщиков, то есть юридических и физических лиц, причём среди них могут быть и иностранные граждане, а также компании, зарегистрированные на территории других государств. Основной статьёй является ст. 122 НК РФ.
  2. Административная ответственность. Преимущественно направлена на должностных лиц, но может касаться и различных граждан. Обозначена в КоАП РФ (статьи 15.3 — 15.6, а также 15.11).
  3. Уголовная ответственность за неуплату налогов. Касается только физических лиц (естественно и руководителей юридических лиц). То есть её применение в отношении различных компаний будет означать привлечение к ответственности владельца фирмы, директора, главного бухгалтера и прочих лиц непосредственно связанных с отчислениями в бюджет средств сотрудников (например, «серый кардинал», а иногда и номинальный директор, которого попросили им побыть – таковыми обычно являются студенты, а так же друзья и родственники «серого кардинала»).

Еще раз: вне зависимости от определённого вида ответственности с налогоплательщика могут принудительно взыскать ту сумму, которую он задолжал государству. Поэтому, если кто-то решил «отсидеть», а деньги не отдать – может и не получиться, если, конечно, к этому процессу не готовиться заранее.

Обязанность доказать вину налогоплательщика возлагается на ФНС РФ (при привлечении к административной и налоговой ответственности).

В налоговом, административном и уголовном праве действует принцип презумпции невиновности. То есть, любые сомнения будут трактоваться в пользу подобного лица.

При привлечении к уголовной ответственности налоговая может в принципе и не привлекаться (на практике очень часто сотрудники правоохранительных органов ориентируются на налоговиков, хотя им достаточно заключения их специалиста), следственный комитет, после собранных полицией доказательств может работать и сам, который и обязан доказать прямой умысел (вину) в уклонении от уплаты налогов неплательщика.

Сегодня, если вы обжалуете решение налогового органа о привлечении вас к ответственности, доначислении налогов и т.п., и суд вас поддержит, для правоохранителей это может и не быть обязательным, они могут свою работу по привлечении к уголовной ответственности налогоплательщика и продолжить.

В нашей практике был случай (к нам обратились на стадии, когда уголовное дело было уже в суде), когда юридическое лицо успешно обжаловало Решение налогового органа о привлечении к ответственности Общества и доначислении налогов на крупную сумму (особо крупный размер).

Тем не менее, Следственный комитет продолжил свое расследование, и на принятое арбитражным судом Решение никак не отреагировал, сделал свое экспертное заключение, установил уклонение от уплаты налогов, предъявил уклонение, совершенное группой лиц по предварительному сговору (п. «а», ч. 2 ст. 199 УК РФ), указав, что вынесенное арбитражным судом решение им не указ, так как они расследуют не порядок исчислений, а изучают фактологическую сторону преступления, что в компетенцию суда не входит.

И хотя нам удалось переквалифицировать предъявленное обвинение с ч. 2 ст. 199 УК РФ на ч. 1 ст. 199 УК РФ, а затем прекратить уголовное преследование в связи  с истечением сроков давности – избежать привлечения к материальной ответственности фактических руководителей предприятия избежать не удалось, так как многое было упущено на стадии обжалования акта налогового  органа, когда по неправильно выбранной тактике и стратегии защиты  (представители компании посчитали, что если они «отобьют» Решение налоговиков – победа будет за ними) своевременно не была обеспечена защита материальных интересов компании и ее фактических руководителей – просто не хватило времени.

Уголовная ответственность физических и юрлиц за неуплату налогов

Существуют 4 ключевых момента, связанных с привлечением к уголовной ответственности физических лиц, а так же руководителей и учредителей компании. Речь идёт о субъекте, объекте, субъективной и объективной стороне. Если из приведенного списка выпадает хотя бы один элемент, лицо невозможно привлечь к ответственности по Уголовному кодексу РФ. Для начала, очень коротко, назовем элементы состава преступления по ст. 198 и ст. 199 УК РФ:

  • Субъект – лицо, достигшее возраста 16 лет.
  • Объект – охраняемые уголовным законом интересы (поступление налогов) государства.
  • Субъективная сторона – должна быть установлена вина субъекта и его желание не платить налоги.
  • Объективная сторона – введение в заблуждение налоговых органов.

Теперь подробнее, другими словами.

Под объектом в данном случае следует понимать правоотношения, которые сложились с начислением и выплатой государству сборов и налогов. Причём все они должны быть зафиксированы в НК РФ. И даже не просто установлены, а определены для обозначенного временного периода. Иногда сборы отменяются или ставки уменьшаются, некоторым актам, к тому же, придаётся обратная сила. Это тоже нужно принимать во внимание.

Под субъектом подразумевают налогоплательщика, то есть лицо, которое связано соответствующими обязательствами с РФ. И это далеко не всегда гражданство или даже физическое нахождение на территории страны. Что же касается субъективной стороны, то, как и говорилось, преступление может выражаться в действиях (чаще всего в данном случае) и в бездействии.

Под объективной стороной понимают признаки, характеризующие подобное преступление. Они бывают разными. Но одним из ключевых признаков именно для уголовного преступления в связи с рассматриваемой темой будет введение в заблуждение налоговых органов относительно объектов налогообложения и, как следствие, неуплата налогов в крупных и особо крупных размерах.

Суммы (размеры) различны для физических и юридических лиц.

Уголовная ответственность физлиц:

  • У физлиц крупными размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 миллиона 700 тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 13 миллионов пятисот тысяч рублей.

Уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом:

  • У юридических лиц крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более сорока пяти миллионов рублей.

Учтите, что если у налогоплательщика сразу несколько задолженностей перед ФНС РФ, то они складываются. То есть, при определении точной цифры принимайте во внимание сумму.

Необходимо отметить, что уголовная ответственность за неуплату налогов в отношении физических лиц наступает как у российских, так и у иностранных граждан, а также у лиц без гражданства. Всё это касается и ИП. В отношении юридических лиц речь идёт о владельце, учредителе, директоре, главном бухгалтере.

Впрочем, если в рамках конкретной организации отдельно взятое физическое лицо распоряжением, должностной инструкцией или прочими внутренними документами было назначено ответственным за отчисления налогов, то для него тоже возникнут соответствующие последствия.

Согласно статье 198 НК РФ, при привлечении к уголовной ответственности физического лица, совершенное им преступление:

  • наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
  • если уклонение в особо крупном размере, то совершенное деяние наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Наказание не освобождает от обязанности погасить возникшую задолженность перед бюджетом. И речь идёт не только о налогах, но ещё и о пене, а также обо всех начисленных штрафах.

Что же касается юридических лиц, то здесь нужно разбираться с тем, кто именно должен был в рамках предприятия заниматься отчислениями. Об этом уже говорилось выше. Отдельно хотелось бы добавить, что привлечь к уголовной ответственности могут даже тех, кто временно исполнял обязанности главного бухгалтера или же директора. Или сотрудников, у которых было право подписи на налоговых документах, либо третьих лиц, которые фактически осуществляли руководство предприятием.

Иногда в рамках одной организации выявляют сразу несколько правонарушений согласно НК РФ.

Если они не связаны друг с другом, то в подобной ситуации у каждого сотрудника возникает своя собственная, личная ответственность. То есть у одного она может быть уголовной, а у другого – административной. Или же это всё-таки уголовная ответственность за неуплату налогов, но по разным статьям. Кстати, таким образом можно дробить сумму и «выходить» из-под уголовной ответственности (это  для тех, кто понимает).

Самые серьёзные санкции назначаются, когда речь идёт о суммах в особо крупных размерах (точные цифры обозначены выше) и о действиях по сговору лиц.

Вообще, юридическое лицо (руководителей) могут ждать следующие неприятности:

  • штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • особо крупный размер: либо ограничение свободы на период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Как и в случае с рядовыми физическими лицами, привлечение к уголовной ответственности конкретных работников компании не освобождает предприятие от необходимости погасить образовавшуюся задолженность в полном объёме. Здесь доказывать вину обязаны сотрудники ФНС РФ в своей части, и сотрудники правоохранительных органов в рамках своей компетенции.

Учтите, что, хотя речь идёт о негативных последствиях для компании, привлечь юридическое лицо к уголовной ответственности априори невозможно. То есть дела возбуждаются в отношении конкретных граждан. Поэтому сотрудники ФНС РФ и правоохранительных органов должны руководствоваться принципом презумпции невиновности. Следовательно, им опять-таки надо собирать доказательства, которые бы указывали на факт правонарушения.

Каких действий можно ожидать от налоговых органов в связи с привлечением к уголовной ответственности?

  1. Если налоговики вышли с выездной налоговой проверкой и обнаружили, что проверяемая компания поработала с однодневкой, а сумма сэкономленных налогов превысили установленную ст. ст. 199 и 198 УК РФ, то она обязана сообщить в правоохранительные органы.
  2. Если налоговики не могут самостоятельно допросить или найти директоров и учредителей однодневок, то они могут обратиться за помощью в полицию.
  3. Если налогоплательщик не пускает на свою территорию налоговиков, то они так же могут обратиться в правоохранительные органы.
  4. А вообще, налоговики к любой выездной налоговой проверке готовятся заранее, до выхода на проверку. Поэтому они выходя на проверку уже «все знают», и если они полагают, что налогоплательщик может им оказать, хотя бы пассивное сопротивление, то они придут к нему уже с оперативным работником, который будет включен в число проверяющих, либо попросят, чтобы у вас на предприятии было проведено оперативными сотрудниками ОРМ с выемкой.

В целом же и в отношении физического, и в отношении юридического лица действия ФНС РФ так или иначе связаны со сбором доказательств, с проверками и с грамотным оформлением сделанных выводов.

Обстоятельства, исключающие привлечение виновного лица к ответственности за неуплату налогов

При этом налоговые инспекторы должны принимать во внимание обстоятельства, которые препятствуют привлечению к уголовной ответственности. В частности, это:

  1. Форс-мажор. Например, декларация не была подана в срок, потому что компания оказалась в зоне стихийного бедствия, что подтверждается сообщениями в СМИ.
  2. Правонарушение совершило лицо, которое не было способно отдавать отчёт в собственных действиях в силу заболевания или же психического состояния. Подтверждается соответствующим заключением.
  3. Правонарушение напрямую связано с некомпетентными консультациями, полученными от сотрудников регионального представительства ФНС РФ по поводу начисления налогов или же других представителей государственных органов. В данной ситуации суды будут принимать во внимание доказательства в письменном виде. Например, официальные документы от ФНС РФ.
  4. Если ФНС РФ приняла решение о привлечении конкретного налогоплательщика к ответственности, это вступило в законную силу, данное лицо согласно закону своевременно уведомлено о возникшей задолженности, с тех пор прошло 2 месяца, речь идёт о крупной сумме как минимум, то инспекция обязана передать материалы следственным органам.

Срок давности по налоговым преступлениям

Сроки давности по расчетам по налоговым платежам составляют 3 года плюс год проверки. Это оговорено в статье 113 НК РФ. По истечению указанного срока доначисление недоимки и применение любой другой санкции будет невозможным.

При этом 3 года нужно отсчитывать с первого же дня, который следует за конкретным периодом налоговой отчётности. И так как сроки зависят от вида налога, то и давность может отличаться.

А вот срок давности привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 198 и ст. 199 УК РФ составляет два года. А по части 2 ст. 199 – десять лет.

И в заключении предлагаю для сравнения прочитать мою другую (более раннюю) статью о порядке  возбуждения дела об уголовной ответственности за налоговые преступления до 2014 года.

17 сентября 2011 г. Президент России внес в Государственную Думу ФС РФ законопроект, ставший впоследствии Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

В соответствии с этим законом статья 140 «Поводы и основание для возбуждения уголовного дела» УПК РФ дополнена частью 1.1 следующего содержания: «Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

Какое практическое значение эти изменения имеют?

Уголовное дело о налоговом преступлении может быть возбуждено исключительно с следующем порядке и с учетом по совокупности норм ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ и п. 3 ст. 32 НК РФ:

  1. Налоговый орган провел налоговую проверку, обнаружил уклонение (неуплату) налоговых платежей и вынес решение,  и решение вступило в законную силу.
  2. Налогоплательщик не уплатил указанные в решении налогового органа крупную недоимку, пени и штраф в установленный для исполнения требования срок;
  3. Истекло два месяца, предоставленных налогоплательщику для «деятельного раскаяния»;
  4. Налоговый орган исполнил свою обязанность и направил в уполномоченные органы материалы о выявленных нарушениях.

Другого порядка возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении законодательство не предусматривает.

Т.е. правоохранительные  органы не вправе возбудить уголовное дело по доносу от конкурентов, от обиженных  сотрудников, от оперов и по другим каналам. Единственным источником информации может быть только  налоговые органы и только с соблюдением порядка, установленного пунктом 3 статьи 32 НК РФ.

Кстати, указанные изменения, будем надеяться, исключают возможность  вымогательства у предпринимателей со стороны нечистоплотных сотрудников правоохранительных органов.

Указанными законами ЧЕТКО установлена зависимость уголовного преследования от результатов налоговой проверки и действий налогоплательщика по погашению налоговой недоимки.

Изменениями законодательства ограничен срок, в течение которого налогоплательщик может быть привлечен к уголовной ответственности. В соответствии с пунктом 4 статьи 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (если иное не предусмотрено данной статьей). Делаем вывод, что и для привлечения К уголовной ответственности срок автоматически сокращается до трех лет. Хотя по квалифицированным налоговых преступлений срок составляет 10 лет. Как будет работать эта норма на практике – дело времени. Автору статьи пока неизвестны случаи привлечения к ответственности налогоплательщика за пределами этих сроков.

Теперь следователям остается лишь ждать «клиентов» от налоговых органов. Вывод: основанием начала процедуры привлечения к уголовной ответственности — подтвержденные решениями арбитражных судов решения налоговых органов, в которых содержатся доказательства создания схем ухода от налогов и получения необоснованной налоговой выгоды.

Отсюда еще один вывод: в этой ситуации (ситуации до 2014 года) значительно повышается значение решений арбитражных судов по подобным категориям споров а, значит, и требование к представителям в судах по налоговым сборам, в том числе и на досудебной стадии.

А вот расследование уголовных преступлений и ответственность за неуплату налогов в 2018 году выглядит по-другому

В ситуации после 2014 года, хотя порядок возбуждения уголовных дел и изменился, и следственные органы могут самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям, не стоит сбрасывать со счетов значение судебного акта арбитражного суда в связи с обжалованием Решения налогового органа. Обжаловать обязательно, чтобы затем использовать судебный акт в уголовном судопроизводстве, ну хотя бы в части определения суммы недоимки, так как для суда налоговый орган является более компетентным, чем специалисты органов внутренних дел, определивших сумму недоимки.

Основанием освобождения от уголовного преследования как до 2014 года, так и после 2014 года является полное погашение суммы недоимки, пеней и штрафов.

 

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Андрей Сергеев

Андрей Сергеев, редактор блога о налоговых проверках - www.nalog-blog.ru с 2018 года, специализируется на защите прав предпринимателей при проведении в отношении бизнесменов проверок со стороны государственных органов, автор множества статей, размещенных на настоящем блоге, ведущий вебинаров и семинаров на юридические темы.

Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 191-44-01 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru

Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top