Посмотрите мое видео на тему, связанную с налоговыми проверками. Думаю, что будет интересно. Подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы. Обращайтесь за консультацией.
Нежданные гости в лице сотрудников ИФНС могут нагрянуть к налогоплательщику с проверкой в любой момент. Первые на очереди — те предприятия, которые ранее уклонялись от уплаты налогов через участие в незаконных схемах и минимизировали свои налоговые обязательства. Именно эти организации в зоне риска. Как проходит выездная налоговая проверка, как избежать негативных последствий и обезопасить себя от возможных санкций со стороны налоговиков — об этом в нашей статье.
Проведение выездной налоговой проверки: сроки, порядок и что проверяют
Перечень проверяемых организаций строго конфиденциален, предназначен для внутреннего использования ИФНС, а потому нигде не публикуется. Так что налогоплательщики узнают о предстоящей проверке только тогда, когда получают решение о ее проведении. По другому никак.
Длится выездная налоговая проверка обычно 2 месяца. Но сроки продлевают до 4 месяцев и даже до полугода, если:
- проверяется очень крупная фирма;
- у проверяемого объекта есть территориально обособленные отделы и филиалы;
- на проверяемом предприятии случилось подтопление, пожар и иной форс-мажор;
- проверяющие в рамках аудита получили дополнительную информацию о нарушениях, которые требуется изучить;
- проверяемый объект затягивает процесс — не предоставляет инспекторам установленную в этом случае документацию.
Иногда налоговики запрашивают необходимые сведения у контрагентов, госорганов других государств, проводят экспертизы. Время, занятое этими процедурами, в период проверки не засчитывается.
Выездные проверки контроллеры проводят группами, в которых всегда есть ответственный. Помимо того, что ответственный инспектор собирает информацию, проверяет фирму, он также руководит действиями других контроллеров и оформляет итоги проверки.
Если в двух словах: для чего ИФНС проводит выездные проверки? Чтобы установить, своевременно и в полном ли объеме проверяемый выполняет налоговые обязательства. Соответственно, проверяющие имеют полное право требовать у него любые бумаги по исчислению и уплате налогов.
Как на практике проходят выездные и камеральные налоговые проверки?
Выездные проверки более тщательны, чем камеральные. В ходе них инспекторы всегда стремятся выявить существенные недочеты и даже признаки нарушений НК РФ. Проверяемые объекты отбираются по особым критериям, которые отражены в Концепции, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Цель выездной проверки — проконтролировать, как налогоплательщик исполняет налоговые обязательства по одному или нескольким видам налогов за последние 3 года.
В ходе камеральной инспекторы проверяют правильность начисления и уплаты конкретного налога за отдельно взятый период (месяц, квартал, полгода).
Рассмотрим другие отличия:
- Выездные проверки проводят на проверяемом объекте (если это невозможно, то аудит идет непосредственно в отделении ИФНС). Камеральную проводят на территории налоговой инспекции.
- Камеральную проверку всегда инициирует ИФНС, однако среди контролеров значатся исключительно налоговики. В выездной нередко участвуют полицейские и сотрудники Следственного комитета в качестве проверяющих.
- По результатам выездных налоговых проверок предприятиям часто доначисляют налоги, пени и штрафы. Но это еще не все. Если есть основания, проверяемый объект могут привлечь к уголовной ответственности или инициировать процедуру его банкротства. Кроме того, на контролирующих лиц могут возложить субсидиарную ответственность. Что касается камеральной проверки, здесь все не так серьезно. По ее окончании у фирмы могут потребовать: уточненную декларацию, доплатить пени или налоги, уплатить штраф (в случае несвоевременной подачи декларации).
Как снизить риски и вероятность налоговой проверки?
Как уже было сказано, узнать заранее о планируемой проверке в отношении вашей фирмы нельзя.
Единственный способ обезопасить себя от доначислений и различных негативных моментов — это непрерывный анализ. Нужно постоянно оценивать риски.
В приоритете для выездных налоговых проверок у ИФНС — организации, у которых:
- уровень налоговой нагрузки ниже среднего показателя по компаниям в этой же экономической отрасли;
- несколько периодов подряд отражаются убытки в финансовой или налоговой отчетности (например, если фирма убыточно работает в течение двух лет и больше, интерес со стороны налоговиков к ней усиливается).
Всего указано 12 таких критериев в Концепции системы планирования налоговых проверок. Концепция размещена на официальном сайте ФНС России, и ознакомиться с ней может каждый.
Хозяйствующим субъектам, желающим избежать встречи с контроллерами, стоит:
- исключить подозрительные операции при расчете налоговых обязательств;
- сообщить в налоговую о предпринятых для снижения рисков мерах — подать в ближайшее отделение ИФНС уточненные налоговые декларации за периоды, в течение которых проводились сомнительные операции.
Предприятиям следует понимать, что контроллеры, обсуждая вероятную проверку на том или ином объекте, оценивают не только вероятность выявления нарушений, но и исход процедуры — удастся ли доначислить и взыскать суммы в большом объеме с этого субъекта или инициировать в отношении него уголовное дело.
Проведение проверки при ликвидации компании
Проверка в случае ликвидации — необязательная процедура. Но если ее назначили, то до завершения данного мероприятия предприятие не ликвидируют. Причина этому проста. Бюджет является одним из кредиторов, а потому ликвидироваться ООО может лишь после уплаты всех долгов.
В рамках проверки контроллеры проверяют бухгалтерские отчеты, первичную отчетную документацию, все кассовые документы, налоговые декларации и отчеты, которые организация подавала в социальные фонды, а также договоры аренды. Инспекторы имеют право осматривать склады и подсобки и, если нужно, проводить инвентаризацию.
После того, как предприятие сообщило в ИФНС о своей ликвидации, существенные изменения в документы оно вносить не вправе. Однако разрешается:
- слегка откорректировать бухгалтерские документы;
- выплатить долг по кредитам и сохранить документацию, подтверждающую погашение задолженностей.
Чтобы проверка не доставила никаких неудобств, необходимо, чтобы к визиту налоговиков у компании был готов ликвидационный баланс, а в СМИ размещены сведения о ее планируемой ликвидации.
Цель контроллеров в ходе таких проверок — выявить недочеты в бухгалтерской документации и факты нарушения НК РФ. Но вы можете быть спокойны, если:
- вовремя и в полном объеме уплачивали все налоги;
- в установленный срок подавали декларации.
В некоторых случаях выездная налоговая проверка при ликвидации и вовсе не грозит. В частности, если:
- у ООО — нулевой баланс;
- учредитель всего один, в связи с чем не нужно делить активы;
- ООО ликвидируется посредством продажи;
- в течение 3 последних лет фирма не вела деятельность, а ИФНС проверяет хозяйственные операции только за 3 года. При этом в организации не должно быть наемных сотрудников, какой-либо деятельности и хозяйственных операций.
Перед тем как нагрянуть с проверкой, налоговики досконально изучают сведения о фирме — как из собственных, так и из внешних источников. Нередко ИНФС запрашивает у банка информацию о движении средств по ее расчетным счетам. Если же контроллеры подозревают, что кто-то из партнеров компании является однодневкой — проверка неизбежна.
Фиксация результата проверки
По окончании аудита ответственный контролер в группе инспекторов составляет справку. В ней обозначают:
- где и когда составлен документ;
- данные по решению о назначении проверки;
- как называется проверяемый объект (в полном и сокращенном виде), его ИНН и КПП;
- что было проверено (какие именно налоги, за какой период);
- длительность проверки.
Наличие справки означает полное завершение проверки. То есть, после ее составления сотрудники налоговой не вправе пребывать в организации, изучать документацию, требовать предоставления тех или иных бумаг и назначать экспертизы.
Представителю компании выдают справку в день ее оформления, то есть, в последний день проверки. Спустя ровно 2 месяца с момента составления справки инспекторы формируют акт выездной налоговой проверки в двух экземплярах. Один экземпляр оставляют себе, второй вручают налогоплательщику (лично гендиректору или другому уполномоченному представителю организации под роспись). На вручение акта отводится 5 рабочих дней с момента подписания акта.
Как происходит обжалование решения по выездной налоговой проверке?
Если компания не согласна с итогами проверки, она может обжаловать решение ИФНС в отношении себя. Апелляционная жалоба подается в отделение ИФНС, проводившее аудит.
Подать ее можно 3 способами:
- прийти в налоговую и вручить лично;
- отправить по почте;
- направить через сайт ФНС России в электронной форме (пункт «Обратиться в ФНС России»).
Подавая жалобу, налогоплательщики должны учитывать, вступило решение по проверке в силу или нет. Если решение еще не вступило в силу, то жалобу по нему можно подать в течение 1 месяца. Если вступило, на подачу жалобы дается 1 год.
Территориальное отделение налоговой получает жалобу и направляет ее вышестоящей инстанции вместе со всеми документами по данному делу. О решении по проверке налогоплательщика извещают письменно.
Практика показывает, что по итогам выездных налоговых проверок почти всегда осуществляются доначисления (в 97% случаях). При этом их сумма часто варьируется в районе 2 млн рублей.
Примечательно, что многие компании, даже выявляя существенные нарушения при проверке, не торопятся их оспаривать. Почему? Одни не хотят вступать в конфликт с налоговой, у вторых нет профессиональных юристов в штате, третьи боятся, что понесут очень большие расходы на привлечение квалифицированных специалистов к делу.
По итогам опроса, более 93% налогоплательщиков отметили, что в ходе аудита не фиксировали нарушения со стороны проверяющих, поскольку предпочитали не ссориться с ними. Такой подход, разумеется, неверен.
Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале
Подписывайтесь на мой канал.
Мне вот интересно, это у меня наступила проф деформация, или это только мне смешно, что многие сегодня все еще не в курсе, что ваши аккуратно заполненные документы налоговой не нужны?
Звонит доверитель и говорит, что у них идет выездная налоговая проверка, и налоговая просит предоставить документы. Как бы между прочим добавляет, что документы у них в полном порядке и бояться нечего. Но в душе (где-то очень глубоко в душе) хочет узнать у меня, есть ли подвох в вежливой просьбе налоговой предоставить документы и сможет ли та что-либо увидеть и доначислить.
Я говорю, что то, что у вас в документах порядок – это хорошо, но еще надо будет доказать, что, допустим, приобретенный кабель уложен и замурован и его именно то количество, которое вы приобрели.
На что мне отвечают, что ну вот пусть и считают, вскрывают стены и определяют количество кабеля и т.п. Пусть попробуют это сделать (ха-ха-ха! – нервный смех).
Ответ неверный. Не «пусть и считают»! Налоговикам достаточно просто сказать, что кабеля нет. И все! И им не надо даже выходить на объект. А дальше твоя проблема доказать обратное.
На другом конце провода чувствую изумление: а как же презумпция невиновности и то, что именно налоговики должны доказать, что кабеля, кирпича, бутылок, цемента нет (на языке близком к норме закона клиент думает так: «налоговый орган должен доказать те обстоятельства, на которые ссылается»)
Да плевать на всю эту белиберду, забудьте про это. Налоговики доказали отсутствие кабеля уже тем, что сказали, что кабель вам не могла поставить такая-то компания, так как по мнению налоговиков эта компания однодневка. И все. Теперь шайба на вашей стороне, вот вы и доказывайте, что поставка реальна. Теперь ваш ход.
Вот такой подход… а вы «документы в порядке». Забудьте про это и будьте бдительны.
Если выкинете глупости из головы, то и на свободе останетесь и все имущество сохраните, которое нажили непосильным трудом.
Обращайтесь за консультацией, и вы сохраните свою компанию, имущество и свободу.