Нежданные гости в лице сотрудников ИФНС могут нагрянуть к налогоплательщику с проверкой в любой момент. Первые на очереди — те предприятия, которые ранее уклонялись от уплаты налогов через участие в незаконных схемах и миминизировали свои налоговые обязательства. Именно эти организации в зоне риска. Как проходит выездная налоговая проверка, как избежать негативных последствий и обезопасить себя от возможных санкций со стороны налоговиков — об этом в нашей статье.
Проведение выездной налоговой проверки: сроки, порядок и что проверяют.
Перечень проверяемых организаций строго конфиденциален, предназначен для внутреннего использования ИФНС, а потому нигде не публикуется. Так что налогоплательщики узнают о предстоящей проверке только тогда, когда получают решение о ее проведении. По-другому никак.
Длится выездная налоговая проверка обычно 2 месяца. Но сроки продлевают до 4 месяцев и даже до полугода, если:
- Проверяется очень крупная фирма.
- У проверяемого объекта есть территориально обособленные отделы и филиалы.
- На проверяемом предприятии случилось подтопление, пожар и иной форс-мажор.
- Проверяющие в рамках аудита получили дополнительную информацию о нарушениях, которые требуется изучить.
- Проверяемый объект затягивает процесс — не предоставляет инспекторам установленную в этом случае документацию.
Иногда налоговики запрашивают необходимые сведения у контрагентов, госорганов других государств, проводят экспертизы. Время, занятое этими процедурами, в период проверки не засчитывается.
Выездные проверки контроллеры проводят группами, в которых всегда есть ответственный. Помимо того, что ответственный инспектор собирает информацию, проверяет фирму, он также руководит действиями других контроллеров и оформляет итоги проверки.
Если в двух словах, для чего ИФНС проводит выездные проверки? Чтобы установить, своевременно и в полном ли объеме проверяемый выполняет налоговые обязательства. Соответственно, проверяющие имеют полное право требовать у него любые бумаги по исчислению и уплате налогов.
Как на практике проходят выездные и камеральные налоговые проверки?
Выездные проверки более тщательны, чем камеральные. В ходе них инспекторы всегда стремятся выявить существенные недочеты и даже признаки нарушений НК РФ. Проверяемые объекты отбираются по особым критериям, которые отражены в Концепции, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@.
Цель выездной проверки — проконтролировать, как налогоплательщик исполняет налоговые обязательства по одному или нескольким видам налогов за последние 3 года. В ходе камеральной инспекторы проверяют правильность начисления и уплаты конкретного налога за отдельно взятый период (месяц, квартал, полгода).
Рассмотрим другие отличия:
- Выездные проверки проводят на проверяемом объекте (если это невозможно, то аудит проводят непосредственно в отделении ФНС). Камеральную проводят на территории налоговой инспекции.
- Выездную проверку всегда инициирует ФНС, однако среди контроллеров значатся исключительно налоговики. В камеральной нередко участвуют полицейские и сотрудники Следственного комитета в качестве проверяющих.
- По результатам выездных налоговых проверок предприятиям часто доначисляют налоги, пени и штрафы. Но это еще не все. Если есть основания, проверяемый объект могут привлечь к уголовной ответственности или инициировать процедуру его банкротства. Кроме того, на контролирующих лиц могут возложить субсидиарную ответственность. Что касается камеральной проверки, здесь все не так серьезно. По ее окончании у фирмы могут потребовать уточненную декларацию, доплатить пени или налоги, уплатить штраф (в случае несвоевременной подачи декларации).
Как снизить риски и вероятность налоговой проверки?
Как уже было сказано, узнать заранее о планируемой проверке в отношении вашей фирмы нельзя. Единственный способ обезопасить себя от доначислений и различных негативных моментов — это непрерывный анализ. Нужно постоянно оценивать риски.
В приоритете для выездных налоговых проверок у ИФНС — организации, у которых:
- Уровень налоговой нагрузки ниже среднего показателя по компаниям в этой же экономической отрасли.
- Несколько периодов подряд отражаются убытки в финансовой или налоговой отчетности (например, если фирма убыточно работает в течение двух лет и больше, интерес со стороны налоговиков к ней усиливается).
Всего указано 12 таких критериев в Концепции системы планирования налоговых проверок. Концепция размещена на официальном сайте ФНС России, и ознакомиться с ней может каждый.
Хозяйствующим субъектам, желающим избежать встречи с контроллерами, стоит:
- Исключить подозрительные операции при расчете налоговых обязательств.
- Сообщить в налоговую о предпринятых для снижения рисков мерах — подать в ближайшее отделение ИФНС уточненные налоговые декларации за периоды, в течение которых проводились сомнительные операции.
Предприятиям следует понимать, что контроллеры, обсуждая вероятную проверку на том или ином объекте, оценивают не только вероятность выявления нарушений, но и исход процедуры — удастся ли доначислить и взыскать суммы в большом объеме с этого субъекта или инициировать в отношении него уголовное дело.
Проведение проверки при ликвидации компании.
Проверка в случае ликвидации — не обязательная процедура. Но если ее назначили, то до завершения данного мероприятия предприятие не ликвидируют. Причина этому проста. Бюджет является одним из кредиторов, а потому ликвидироваться ООО может лишь после уплаты всех долгов.
В рамках проверки контроллеры проверяют бухгалтерские отчеты, первичную отчетную документацию, все кассовые документы, налоговые декларации и отчеты, которые организация подавала в социальные фонды, а также договоры аренды. Инспекторы имеют право осматривать склады и подсобки и, если нужно, проводить инвентаризацию.
После того, как предприятие сообщило в ФНС о своей ликвидации, существенные изменения в документы оно вносить не вправе. Однако разрешается:
- Слегка откорректировать бухгалтерские документы.
- Выплатить долг по кредитам и сохранить документацию, подтверждающую погашение задолженностей.
Чтобы проверка не доставила никаких неудобств, необходимо, чтобы к визиту налоговиков у компании был готов ликвидационный баланс, а в СМИ размещены сведения о ее планируемой ликвидации.
Цель контроллеров в ходе таких проверок — выявить недочеты в бухгалтерской документации и факты нарушения НК РФ. Но вы можете быть спокойны, если:
- Вовремя и в полном объеме уплачивали все налоги.
- В установленный срок подавали декларации.
В некоторых случаях выездная налоговая проверка при ликвидации и вовсе не грозит. В частности, если:
- У ООО — нулевой баланс.
- Учредитель всего один, в связи с чем не нужно делить активы.
- ООО ликвидируется посредством продажи.
- В течение 3 последних лет фирма не вела деятельность, а ИФНС проверяет хозяйственные операции только за 3 года. При этом в организации не должно быть наемных сотрудников, какой-либо деятельности и хозяйственных операций.
Перед тем как нагрянуть с проверкой, налоговики досконально изучают сведения о фирме — как из собственных, так и из внешних источников. Нередко ИНФС запрашивает у банка информацию о движении средств по ее расчетным счетам. Если же контроллеры подозревают, что кто-то из партнеров компании является однодневкой — проверка неизбежна.
Фиксация результата проверки.
По окончании аудита ответственный контролер в группе инспекторов составляет справку. В ней обозначают:
- Где и когда составлен документ.
- Данные по решению о назначении проверки.
- Как называется проверяемый объект (в полном и сокращенном виде), его ИНН и КПП.
- Что было проверено (какие именно налоги, за какой период).
- Длительность проверки.
Наличие справки означает полное завершение проверки. То есть, после ее составления сотрудники налоговой не вправе пребывать в организации, изучать документацию, требовать предоставления тех или иных бумаг и назначать экспертизы.
Представителю компании выдают справку в день ее оформления, то есть, в последний день проверки. Спустя ровно 2 месяца с момента составления справки инспекторы формируют акт выездной налоговой проверки в двух экземплярах. Один экземпляр оставляют себе, второй вручают налогоплательщику (лично гендиректору или другому уполномоченному представителю организации под роспись). На вручение акта отводится 5 рабочих дней с момента подписания акта.
Как происходит обжалование решения по выездной налоговой проверке?
Если компания не согласна с итогами проверки, она может обжаловать решение ИФНС в отношении себя. Апелляционная жалоба подается в отделение ФНС, проводившее аудит.
Подать ее можно 3 способами:
- Прийти в налоговую и вручить лично.
- Отправить по почте.
- Направить через сайт ФНС в электронной форме (пункт «Обратиться в ФНС России»).
Подавая жалобу, налогоплательщики должны учитывать, вступило решение по проверке в силу или нет. Если решение еще не вступило в силу, то жалобу по нему можно подать в течение 1 месяца. Если вступило, на подачу жалобы дается 1 год.
Территориальное отделение налоговой получает жалобу и направляет ее вышестоящей инстанции вместе со всеми документами по данному делу. О решении по проверке налогоплательщика извещают письменно.
Практика показывает, что по итогам выездных налоговых проверок почти всегда осуществляются доначисления (в 97% случаях). При этом их сумма часто варьируется в районе 2 млн рублей.
Примечательно, что многие компании, даже выявляя существенные нарушения при проверке, не торопятся их оспаривать. Почему? Одни не хотят вступать в конфликт с налоговой, у вторых нет профессиональных юристов в штате, третьи боятся, что понесут очень большие расходы на привлечение квалифицированных специалистов к делу.
По итогам опроса, более 93% налогоплательщиков отметили, что в ходе аудита не фиксировали нарушения со стороны проверяющих, поскольку предпочитали не ссориться с ними. Такой подход, разумеется, неверен.
Советую так же почитать другую мою статью: «Предпроверочный анализ: как понять, что компании грозит выездная налоговая проверка», а так же посмотреть видео: «Как налоговики планируют, кого они будут проверять?»