Посмотрите мое видео на тему, связанную с налоговыми проверками. Думаю, что будет интересно. Подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы. Обращайтесь за консультацией.
Российский бизнес, контрагенты и необоснованная выгода
Особенностью российского бизнеса всегда был выбор деловых партнеров исходя из взаимной прибыльности работы. При этом в выборе контрагента особую роль играло доверие. «Ударили по рукам» — так было принято заключать договоры.
Между тем, самым распространенным нарушением, предъявляемым налоговой службой, является работа с недобросовестными контрагентами. За сотрудничество с сомнительными фирмами компания может поплатиться значительными налоговыми доначислениями.
Как правило, налоговики снимают все расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС, приходящиеся на такого контрагента, а также штрафуют на 20-40% от суммы доначисленных налоговых платежей.
Кроме того, организации придется заплатить пени по налоговой задолженности за каждый день просрочки, общий срок которой может составить до 3 лет, т.к. доначисления производятся за старые периоды.
Нередко после проверки налоговой бизнес приходится срочно закрывать, т.к. у компании отсутствуют ресурсы для погашения налоговой недоимки.
Причины проверки контрагентов на добросовестность
Хотя в налоговом кодексе об этом нет ни слова, в обязанности организаций давно вменено осуществление проверки своих контрагентов на предмет добросовестности. Перед началом работы фирма должна удостовериться, что ее контрагент действительно существует в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, исправно платит налоги, обладает необходимыми ресурсами для выполнения условий контракта (имеет склады, технику, персонал, лицензии, участвует в СРО и т.д.), а директор — настоящий.
В расчет не принимаются доводы о том, что в предпринимательской деятельности присутствует определенная доля риска, а основная цель деятельности компаний — получение прибыли. Если репутация контрагента вызывает сомнения, от заключения договора с ним придется воздержаться, какие бы доходы он не сулил.
Не спасет от налоговых доначислений даже грамотно составленный контракт, который предусматривает оплату только после фактической приемки всех поставленных товаров или выполнения оказания услуг.
Важный момент: проверять добросовестность покупателей (клиентов) не нужно. Проверка проводится только в отношении организаций и предпринимателей, которым вы платите, т.е. ваших поставщиков, исполнителей работ, лиц, оказывающих услуги.
Алгоритм проверки добросовестности контрагента
Следует учитывать, что при ведении бизнеса не бывает универсальных решений. Несмотря на наличие на просторах интернета огромного количества пошаговых инструкций по проверке поставщиков, наиболее эффективная схема должна разрабатываться для каждой организации индивидуально.
Во внимание должны приниматься такие факторы, как:
- количество поставщиков;
- насколько они крупные (реальна ли встреча с ее руководителем, или все контакты осуществляются только через уполномоченного сотрудника);
- количество сотрудников в штате (есть ли возможность выделить отдельного человека, который будет заниматься сбором информации и ее анализом);
- наличие физического места для хранения архивов по контрагентам и др.
При этом никакая проверка контрагентов не может на 100% гарантировать отсутствие претензий по стороны проверяющих органов. Но в случае их возникновения собранное «досье» послужит весомым аргументов в пользу защиты бизнеса.
Рекомендации ФНС России для проверки контрагента
Исходя из анализа многочисленных писем налоговых органов можно посоветовать применять следующие действия по проверке потенциальных партнеров по бизнесу.
Запрашиваем у поставщика документы
Начать проверку следует с того, чтобы убедиться, что фирма, с которой вы планируете заключить договор, действительно существует. Как правило, перечень документов, который запрашивается у контрагента довольно формальный. Это:
- Свидетельства о регистрации в ИФНС и постановке на учет.
- Учредительные документы компании (устав, решение о создании, о назначении директора и главного бухгалтера).
- Выписка из государственного реестра организаций или предпринимателей. Информация в ней актуальна в день ее выдачи. Поэтому к «выпискам» старше 10 дней следует отнестись с настороженность. Основное, что нужно проверить: статус фирмы (действующая, нет, в процессе ликвидации, реорганизации), актуальный директор, информация о недостоверности данных.
- Документы об исполнении обязательств перед бюджетом (баланс, декларации по налогу на прибыль и НДС) и обязательно документы, подтверждающие их сдачу в налоговую.
- Лицензии, документы об участии в СРО (с учетом специфики оказываемых услуг или поставляемых товаров).
Опционно можно также запросить информацию о среднесписочной численности, наличии и расположении складских помещений, производственных мощностях, рекомендации, информацию о наиболее значимых покупателях (клиентах), лицах, уполномоченных представлять компанию (на основании приказа или доверенности) и подписывать документы (договоры, первичные документы и счета-фактуры т.д.).
Часто указанную информацию просят представить в виде заполненной анкеты или сопроводительного письма.
Информация из общедоступных ресурсов
Следующим этапом является сбор информации о контрагенте из различных общедоступных источников. Изучить следует:
- официальный сайт компании позволяет получить много полезной информации: сведения о компании и ее истории, основные покупатели (клиенты), адреса, контакты и много другое;
- информацию на сайте налоговой (подробнее информацию о сервисах ФНС России разберем в отдельном пункте);
- сведения о действительности паспорта директора (Главное управление по вопросам миграции);
- не упоминается ли компания в списках недобросовестных поставщиков (на сайте госзакупок, ФАС России);
- суды, участником которых является фирма. Крайне настороженно следует отнестись к фирмам-участникам судебных процессов с участием ИФНС. Судебные акты по арбитражным процессам по хозяйственной деятельности фирмы могут наоборот сыграть вам на руку, т.к. они способны подтвердить факт реального осуществления организацией предпринимательской деятельность. В российском праве действует преюдиция, т.е. факт, зафиксированный в судебном акте, не подлежит в дальнейшем повторному доказыванию;
- наличие долгов (сайт службы судебных приставов). Важно: наличие у организации налоговой задолженности крайне негативный признак;
- личная встреча с руководителем.
Не для кого не является секретом наличие огромного количества фирм-«однодневок», зарегистрированных по чужим документам, а иногда и на умерших или пропавших без вести лиц.
Налоговая активно разыскивает таких подставных директоров, допрашивает их и получает протоколы допросов, в которых «директора» сообщают, что им неизвестно о существовании фирмы, руководителем которой они являются, каких-либо документов они не подписывали, доверенностей не выдавали.
Данный факт автоматически делает все документы от лица компании (включая первичные документы и счета-фактуры) нелегитимными, и, соответственно, компания утрачивает право на применение налоговых вычетов по НДС и принятию в расходы по налогу на прибыль всех затрат по данному контрагенту.
Самым действенным способом избежать указанных негативных последствий является личная встреча с директором контрагента. Желательно этот факт зафиксировать (например, фото при проведении переговоров, выписка из журнала учета посетителей при наличии пропускного режима и т.д.).
В то же время, далеко не во всех случаях личная встреча с директором поставщика возможна. Особенно, если поставщик — очень крупная и известная компания. Вопросами заключения договоров у них обычно занимаются их заместители или даже менеджеры по доверенности. Но и в этом случае не стоит отчаиваться. Факт существования директора может быть подтвержден.
Например, статьей в СМИ о конференции, на которой выступал руководитель поставщика, или о тематической выставке, в которой он принимал участие.
Экскурсия в гости к поставщику
Хорошо, если поставщик согласится провести для вас экскурсию, в ходе которой вы сможете побывать в его офисе, осмотреть производство, складские помещения, технику, увидите персонал.
Так вы сможете убедиться в наличии у контрагента реальной возможности выполнить условия договора. Это полезно как для предотвращения налоговых рисков, так и для избежания гражданских. Вы удостоверитесь, что работаете не с технической фирмой-«прокладкой», а с реальным исполнителем.
Желательно делать фотографии, они могут впоследствии пригодиться.
Анализ полученной информации
Важно не только запросить документы и получить информацию, но и проанализировать ее.
Например, важно не просто получить приказ о назначении директора, но убедиться, что именно это лицо легитимно представлять вашего контрагента. Нужно проследить всю цепочку назначений и сроков действия полномочий.
Если какие-то моменты вызывают сомнения, подумайте, какую информацию можно дополнительно разыскать, дабы их рассеять или наоборот подтвердить.
Принятие решения о заключении договора
После тщательного анализа полученной информации необходимо принять решение, стоит ли начинать работу с этим поставщиком или нет. Помните, если ваш поставщик заинтересует налоговиков, необходимо будет ответить на вопрос: почему было принято решение о сотрудничестве с ним.
Поэтому желательно принимать указанное решение не на основании субъективных ощущений, а в соответствии с разработанными в организации критериями отбора поставщиков (например, соответствие перечисленным в Критериях условиям или получением по результатам проверки определенного количества баллов и т.д.).
Рисковым для организации является принятие различных решений в схожих ситуациях.
Необходимо организовать процесс хранения полученной в ходе проверки информации. Досье на контрагентов может вестись как на бумаге (в виде распечатанных документов), так и в электронном виде.
Возможно применение комбинированного метода, когда часть документов хранится в папках в архиве, а часть – на компьютере. Главное, чтобы при необходимости эти документы можно было быстро представить в налоговый орган или в суд.
Закрепляем процесс проверки контрагента в ЛПА
Весьма эффективным инструментов в деле защиты от налоговых претензий может послужить локальный правовой акт компании (Положение о порядке проверки и отбора поставщиков; Положение о преддоговорной проверке и т.д.), в котором на нормативном уровне закреплены:
- процедура проверки;
- порядок формирования и хранения досье на контрагентов;
- критерии отбора поставщиков;
- лица компании, ответственный за данный процесс.
Этот документ поможет ответить на главный вопрос проверяющих: почему вы заключили договор именно с этим контрагентом?
Нормативное закрепление процедуры проверки в локальном акте также обоснует, почему не были запрошены отдельные документы по поставщику или приняты во внимание некоторые вызывающие подозрение моменты.
Пример 1.
На претензию проверяющих, что реально осуществляющий поставки контрагент не находится по адресу места регистрации, можно сослаться на пункт Положения о проверке и отборе поставщиков, в соответствии с которым при отсутствии поставщика по адресу гос.регистрации, у него может быть запрошено официальное письмо с указание причин данного факта и информацией о фактическом месте его нахождения, а также приведены иные доказательства ведения деятельности в другом офисе (например, могут быть представлены скриншоты с официального сайта компании с фактическим адресом и фото офиса, вывески на здании, документы, подтверждающие получение почтовой корреспонденции).
Пример 2.
На претензию, что какой-либо документ не был запрошен у контрагента, а, следовательно, компания не проявила должную осмотрительность при его отборе, можно сослаться на внутреннее Положение компании, в котором приведен перечень запрашиваемых у потенциального контрагента документов, в соответствии с которым документ, на который ссылаются проверяющие, не запрашивается у контрагента или иных лиц.
К составлению локального Положения следует отнестись со всей внимательностью. Лучше даже обратиться за помощью к профессиональным юристам, специализирующимся на налоговом праве.
Данный документ должен стать помощником организации в деле защиты от необоснованных претензий фискальных органов, но не затруднять, и тем более не препятствовать ведению ее предпринимательской деятельность.
Если в ЛПА будет прописано слишком много требований к поставщикам, компании будет тяжело найти подходящих. Также большой объем проверяемых сведений требует значительных временных и финансовых затрат.
«Прозрачный бизнес» и другие инструменты ФНС России по проверке контрагентов
В заключении хотим обратить внимание на информационные ресурсы ФНС России, которыми можно и нужно активно пользоваться при проверке контрагентов.
Одним из самых ожидаемых информационных ресурсов ФНС России является сервис «Прозрачный бизнес». Его разработкой налоговые органы занимаются уже несколько лет. В 2017 году сервис был запущен, но ненадолго.
Ожидалось, что он вновь возобновит работу с 1 августа 2018 года.
С помощью этого сервиса станет возможным получения сведений, которые ранее составляли налоговую тайну. Так организации смогут ознакомиться с налоговой отчетностью контрагентов, информацией о налоговой задолженности, среднесписочной численности, налоговых нарушениях и т.д.
Вместе с тем на сегодняшний день на сайте налоговой службы есть несколько сервисов, с помощью которых возможно осуществить проверку поставщиков:
- Сведения о гос.регистрации. По сути нам предлагают ознакомиться с краткой выпиской организации из гос.реестра, узнать ее актуальный статус. Электронный документ удобно сохранить на компьютер.
- Сведения об организациях и ИП, не уплачивающих налоги и не сдающих отчетность. Сервис позволяет убедиться в исполнении контрагентом основных обязанностей налогоплательщика.
- Сведения, опубликованные в журнале «Вестник гос.регистрации».
- Сведения о фиктивных директорах — сведения о лицах, в отношении которых в судебном порядке подтвержден факт невозможности осуществления деятельности в качестве директора или учредителя компании.