Защита прав налогоплательщика

Всегда ли необходимо обжаловать решение налогового органа?

12 марта 2024

На практике порою очень нелегко разобраться и ответить на вопрос: если писать возражения на акт налогового органа, то что в эти возражения включать? Как будет реагировать налоговый орган на ваши возражения? Будет ли читать вообще в принципе, и не навредите ли вы себе своими новыми доводами?

В статье «Как на практике относятся к Вашим обращениям налоговики или есть ли у Вас шанс обжаловать решение нижестоящего налогового органа в  вышестоящем и получить положительное решение» я рассказываю о том, когда все-таки неформальные возражения писать надо.

Предлагаю к просмотру мое видео. Возможно содержание видео поможет вам сделать правильные (нужные) выводы. Подписывайтесь на мой канал. Обращайтесь за консультацией.

Как на практике относятся к  Вашим обращениям налоговики 

Или есть ли у Вас шанс обжаловать решение нижестоящего налогового органа в вышестоящем и получить положительное решение.

Те, кто читали мою брошюру, размещенную на сайте, помнят, выраженное в ней сомнение (близкое к уверенности) о том, что Вашу жалобу «не будут» рассматривать в вышестоящем налоговом органе. Нет, конечно, ее будут рассматривать (читать), просто потому, что «а куда деваться» — на вашу жалобу ведь нужно что-то будет ответить, ведь не написать в ответ «ни-з-з-з-з-я-я-я-я» (или «Ворон ворону глаз не выклюет»).

Но когда я это пишу или говорю при встрече своим клиентам, то я имею ввиду, что при написании такой жалобы надо думать (вообще-то надо думать как можно чаще) о том, какие доводы приводить в обоснование своей позиции:

  • приводить ли новые доводы (и в этом случае новые доводы будут рассматриваться вышестоящим налоговым органом);
  • попридержать их (новые доводы) до суда;
  • разваливать «супер доводы» налогового органа по каким-либо основаниям.

При этом надо понимать, что в налоговых органах работают не всегда лучшие специалисты. По роду своей деятельности мне не раз приходилось встречаться со специалистами, которые проработали долгое время в государственных структурах на так называемой «низовке». И что я всегда видел (я говорю о том, что близко мне как юристу, но думаю и Вам эта тема знакома): Специалист, проработавший в госструктурах фактически в 90 случаях из 100 становится профнепригодным. Зачастую он ленив, работать абсолютно не хочет, хочет только одного – получать деньги. Госслужба делает свое дело.

Теперь представьте, как этот специалист без дополнительных стимулов к качественной работе отнесется к Вашему делу. Конечно, если он работает за дополнительное вознаграждение, или он является ангажированным (понимаете?), то он будет «копать», но если это текущая работа – то зачем ему «копать».

Когда следует подавать жалобу, а когда нет

Вот поэтому и надо разобраться, когда следует подавать жалобу, а когда — нет. То есть все-таки не всегда можно и нужно игнорировать обжалование действий и решений налоговиков в вышестоящий налоговый орган. При этом автор напоминает, что существует, например, обязательный порядок апелляционного обжалования, предусмотренный ст. 101.2 НК РФ:

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

То есть без вышестоящего органа вы обойтись не можете. Но и я в данном случае говорю про другое: нужно ли биться в этой ситуации с налоговиками, или формально подойти к обжалованию, без открывания карт и обоснования своей позиции, а затем перевести спор в суд, не дав налоговому органу подготовиться.

И такие случаи есть, когда все-таки обжаловать и не формально — надо.

Частые причины обжалования

Я сейчас расскажу Вам о том, когда обжалование акта налогового органа не является формальностью – т.е. объясню причины отмен актов налоговых органов или о том, какие ошибки совершают  проверяющие. Для того, чтобы вселить в Вас уверенность, сообщу по секрету, что в разных регионах отменяется от 50 до 80 % актов налоговых органов.

Проверка проводилась формально

Первое на что ссылаются налоговики при отмене решений вышестоящих инстанций – это формальный подход проверяющих к проведению камеральных налоговых проверок. Формальность в том, что внимание уделяется лишь внешним признакам нарушений без полного комплекса контрольных мероприятий. Такие решения при грамотном обосновании отменяются еще на стадии досудебного рассмотрения.

В каждом третьем обжаловании налоговики не утруждают себя (а зачем, зачастую налогоплательщик почему-то соглашается) сбором доказательств. 

Вышестоящие налоговые органы указывают нижестоящим при проведении  контрольных мероприятий  всесторонне исследовать деятельность налогоплательщика: т.е. нужно (по мнению вышестоящего органа это не делается или делается формально):

  • анализировать движение денежных средств по счетам;
  • выявлять наличие признаков аффилированности;
  • оценивать реальность хозяйственных отношений;
  • выявлять наличие признаков согласованности действий налогоплательщика и его контрагентов.

А к чему сводятся действия налогового органа? Они просто проверяют наличие налогоплательщика по его адресу, выявляют – платит он налоги или нет, оценивают факт ответа на запросы налогового органа, оценивают факт деятельности налогоплательщика за счет заемных средств.

Например, налоговики признали недобросовестным налогоплательщика из-за того, что его контрагент не исчислил и не уплатил в бюджет НДС с полной выручки. При этом в акте не было опровергнута реальность хозяйственной операции, не получен ответ на вопрос о взаимозависимости компаний. Вышестоящий налоговый орган указал, что условия в данном случае для вычета выполнены. А претензии должны быть направлены в адрес контрагента проверяемого налогоплательщика.

Вывод: если проверяющим не удалось собрать достаточно фактов недобросовестности компании, то можно с большой долей вероятности рассчитывать на благоприятный исход  спора при досудебном обжаловании.

Некомпетентность проверяющих

Также при работе с налоговыми органами выявляется тот факт, что не все  проверяющие знают законодательство (!?).

Налоговики либо не применяют нормы, подлежащие применению, либо применяют нормы, не подлежащие применению:

  1. Так в одном из случаев, когда необходимо было посчитать срок на право подать декларацию с возмещением, налоговики посчитали три года от даты составления  счетов-фактур, а не от даты возникновения права  на налоговый вычет.
  2. В другом случае налоговики учитывали в своих вычисления праздничные дни, тогда как считать необходимо в соответствии со ст. 6.1. НК РФ только рабочие дни.
  3. Известен и курьезный случай, когда налоговики отказали в вычете НДС в связи с тем, что у налогоплательщика отсутствует сквозная нумерация листов представленных к проверке счетов-фактур. Мало того, налоговый орган не признавал свою неправоту даже при рассмотрении материалов проверки у начальника ИФНС, и довел дело до обжалования в УФНС.

Несоблюдение процедур

Налоговики зачастую не соблюдают процедуру проверки, что в свою очередь приводит  к отмене решения, даже несмотря на полноту собранных доказательств:

  1. И основным нарушением является… отсутствие надлежащего уведомления  налогоплательщика о времени и месте  рассмотрения материалов налоговой проверки.
    Нередко проверяемый  не получает на руки акт камеральной налоговой проверки и не имеет возможности защитить свои интересы.
  2. Налоговики также не всегда могут подтвердить, что действительно направляли документы компании (при оспаривании не стесняйтесь требовать у налоговиков всех доказательств).
  3. Налоговики часто нарушают сроки проведения камеральных проверок, а так же пытаются вынести решение  с использованием доказательств, полученных с нарушением закона, на недопустимость которых прямо указывает  п. 4 ст. 101 НК РФ.

Вывод: в случае допущения налоговым органом таких нарушений не стесняйтесь обращаться в вышестоящий орган с обжалованием соответствующих действий и решений налоговиков. У Вас есть все шансы отстоять свою правоту. Не всегда правы те, кто утверждает, что обжалование решения  в вышестоящем налоговом органе – сущая формальность, трата времени. 

Как защитить свои интересы

В данной статье мы разобрались с тем, когда стоит обращаться с возражениями к налоговым органам. Однако, важно понимать, что обжалование решений налоговой службы – это лишь часть широкого спектра возможностей защиты ваших прав и интересов. Давайте рассмотрим, какие еще аспекты важно учитывать для эффективного взаимодействия с налоговыми органами:

  1. Прежде всего, важно иметь четкое представление о законодательной базе и последних изменениях в налоговом законодательстве. Знание нормативных актов позволит вам более уверенно обосновывать свою позицию и предотвращать возможные ошибки в налоговой отчетности, которые могут стать причиной недоразумений.
  2. Кроме того, не стоит недооценивать значение превентивных мер. Регулярные консультации с налоговым консультантом или аудитором могут помочь идентифицировать потенциальные риски и минимизировать вероятность споров с налоговой службой. Эффективное налоговое планирование и грамотное ведение документации значительно упрощают процесс обжалования и повышают ваши шансы на успех.
  3. В случае возникновения спорной ситуации, крайне важно подойти к процессу подготовки возражений максимально ответственно. Следует тщательно анализировать все имеющиеся документы и доказательства, точно и ясно формулировать свои аргументы. Помните, что налоговые органы ориентированы на соблюдение законодательства, и ваша задача — убедительно доказать свою правоту, опираясь на нормы права и фактические обстоятельства дела.

В заключение, необходимо отметить, что обжалование решений налоговых органов может быть эффективным инструментом защиты ваших интересов, но успех во многом зависит от правильности стратегии и качества подготовки. Будьте внимательны, обстоятельны и всегда стремитесь к соблюдению законодательства, это поможет вам избежать многих проблем с налоговыми органами.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик
Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений. Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 885-71-05 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru
Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top