Налоговые проверки Уголовная ответственность

Кирилл Серебренников  или экономические преступления как национальная русская забава

23 августа 2017

 

Кирилла Серебренникова, как сообщают СМИ, хотят привлечь к уголовной ответственности за мошенничество, по ч. 4 ст. 159 УК РФ (https://pravo.ru/news/view/143864/).

Как известно, хотя это преступление (мошенничество) и относится к так называемым экономическим составам, тем не менее, указанное преступление может предусматривать заключение под стражу и до суда, в отличие от налоговых преступлений, когда под стражу фактически не берут и в СИЗО не направляют до Приговора суда.

При этом способ совершения как налогового преступления так и мошенничества в данном случае примерно одинаковый (обналичивание происходит через однодневки, которые реальной хозяйственной деятельности не вели, не ведут и не могут вести в принципе по причине отсутствия ресурсов – трудовых и технических), с небольшой лишь разницей:  по налоговым преступлениям  обнал происходит условно говоря «своих» денег, а обналичивание по составу «мошенничество» чужих – условно «государственных» денежных средств. Мошенничеством в связи с налогами является, например, возврат (получение, возмещение) из бюджета сумм НДС, когда до этого вы платили однодневкам, которые в бюджет НДС не вносили. В деле Кирилла Серебренникова, судя по высказываниям в прессе, произошел вывод и обнал госсредств, которые были выделены государством на проект «Платформа».

Но я хотел бы поговорить не об этом. Я хотел бы поговорить о более принципиальных вещях.

Сегодня бизнес в России – это игра в русскую рулетку. Все, в том числе и государство, знают, как выводится безнал и превращается в нал. Все, в том числе и государство, знают, что, не выводя наличку (а чем рассчитываться?) не получишь госзаказ, субсидию, финансирование.

А что с Кириллом Серебренниковым? Из средств массовой информации следует, что денежные средства выводились на фирмы-однодневки, а затем обналичивались через заключение с ними фиктивных договоров, актов выполненных работ и таких же поставок.  Таким образом, через однодневки получались наличные.

СК РФ вменяет Кириллу Серебренникову, что выведено государственных средств на сумму 68 млн рублей.  И понятно (в том-то и парадокс), что если и были выведены эти суммы, то, как минимум, Серебренников эти деньги не получил, ну или не получил в том объеме, который ему вменяют. Так как он должен был отдать процент за обналичку, рассчитаться с коллегами по цеху и т.п.

Но, как говорится, кто в этом будет разбираться? Поэтому и вменят все одному и делу конец.

Вопрос опять же в другом.

Во-первых. Именно таким способом, через обнальные конторы ведется практически любой бизнес в нашей стране, в котором участвуют денежные средства государства, а в мире искусства — это просто данность.

Во-вторых. Если всем известно, что именно так ведется бизнес (через откаты и обнал), то почему такой способ допускает государство и не пресекает подобное, а если и пресекает, то как-то уж очень выборочно. Скажу точнее, пресекает, когда деньги уже выведены. Не в начале вывода денег, нет, а когда уже «все украдено до нас». Это вас не настораживает и не наводит ни на какие размышления? Что, до сегодняшнего дня СК РФ не знал, куда уходят выделенные деньги и как происходили расчеты и откуда брались деньги?  Почему в стране работает принцип, что «строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения?».

В-третьих. Почему из шести пришедших ко мне на консультацию клиентов по экономическим составам преступлений, пять хотят решить вопросы «нетрадиционными», или для России «традиционными» способами? Правда, решившие поступить именно «так» — зачастую терпят неудачу – по итогу их что называется «разводят» (и это я не говорю еще о том, что такое «решение вопроса» является самостоятельным уголовно-наказуемым деянием). Я уже как-то писал об этом. Одна из схем выглядела так: компания получила возмещение НДС из бюджета. Налоговики пообещали решить вопрос и «взяли» свою часть за не доначисление налогов до суммы уголовки, а затем пришли опера, вменили мошенничество за возмещение НДС и «взяли свою часть».   В результате бизнес закончился.

В-четвертых. Не поэтому ли так банально, без всяких хитростей и уловок, без оглядки на государство, действуя по принципу «а все так делают», многие предприниматели смело и без оглядки обналичивают средства через обнальные конторы, а затем так же банально  попадаются.

И когда мне приходится разъяснять своим клиентам и знакомым, что надо заботиться о своей налоговой и иной безопасности, многие просто рукой машут, указывая на других, которые сегодня обналичивают и пока на свободе.

При этом, многие из тех, кто решил делать «как все», сегодня вынужденно живут за пределами РФ, так как бизнес и личное имущество у них отобрали, возможно не без участия правоохранительных органов. Ну, не верят люди, что их загребут.

Но я опять не о том. Я о другом. Почему при всех имеющихся и разрешенных способах ведения бизнеса и законной налоговой экономии предприниматели предпочитают самый рискованный и самый ненадежный. Так и Серебренников, наверное, воспользовался советом знающих, быстро вывел и пришел к такому результату.  Мало того, как следует из средств массовой информации, его главный бухгалтер теперь все валит на него. А где же те советчики? Почему нет стратегии ведения дела? Почему в деле каждый сам за себя? Почему, если Серебренников уже в мае 2017 года (а сейчас конец августа) знал о ведении в отношении его уголовного преследования (он вызывался в качестве свидетеля), ничего не сделано для обеспечения защиты, почему опять и в который раз, он, судя по высказываниям в средствах массовой информации стал искать «пути и контакты», вместо организации обороны?

Вопросы остаются без ответа? Хотя ответ в данном случае и не нужен. Это Россия, детка.  Все надеются на связи, на покровительство, только не на закон.

Мне могут возразить и сказать, а что можно сделать в этом случае, чем может помочь закон?

Но я говорю сейчас немного о другом. Пожар легче предупредить, чем потушить. Так и с бизнесом. Легче воспользоваться правилами, создать и обеспечить свою безопасность законными способами, тем более, что они есть. Да, указанные способы являются затратными с точки зрения и времени, и денег. Но наградой за такой подход будет свобода, сохранение бизнеса и имущества.

И сегодня, я думаю, у Серебренникова и его коллег не все потеряно. Советчикам надо засучивать рукава, объединять всех причастных к перечислениям, продумывать стратегию ведения дела и выстраивать адекватную защиту.

Сегодня, к сожалению, мы видим обратное — каждый из причастных к перечислениям сам за себя и все «валит» на другого. А в случае, когда каждый за себя, я, как адвокат, это прекрасно знаю и понимаю, – обеспечить защиту интересов клиента фактически невозможно. «Сесть» в результате такой работы могут все.

Мой совет: боритесь, ребята, выстраивайте СВОЮ стратегию, не надейтесь только на связи, объединяйтесь и удачи всем.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик
Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений. Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 885-71-05 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru
Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top