Мне лично всегда казалось странным участие в налоговых проверках органов государственной безопасности.
То ли работы у органов ФСБ нет, то ли вообще налоговая уже без силовой поддержки не может работать, но факт остается фактом, и Минфин РФ сегодня, а за ним и суды, признают привлечение к налоговой проверке Федеральной службы безопасности РФ законным.
Казалось бы, в классическом понимании у ФСБ свой функционал, поэтому участвовать и мешаться в налоговых проверках они не должны. Но, как показывает нам судебная практика, здесь все «в порядке», мало того, такое участие даже приветствуется, все вместе они стоят на защите интересов бюджета, а значит и государства!
К сожалению, можно сделать вывод, что госорганы становятся все более и более неспособными выполнять свои функциональные обязанности в нормальном режиме. Но эта проблема общегосударственная и нас она касается постольку-поскольку…
Мы будем говорить о налоговых проверках.
И нас интересует следующее:
- Какими законными актами разрешено участие в проведении ВНП органам ФСБ совместно с налоговыми органами?
- Какую доказательственную силу имеют собранные ФСБ материалы, и как приобщаются доказательства, добытые ФСБ к материалам выездной налоговой проверки?
О механизме взаимодействия ФСБ и налоговиков мы можем найти информацию в Письме Минфина РФ от 07.02.2017 № 03-02-08/6449.
В частности, в этом письме говорится, что «Налоговые органы и органы федеральной службы безопасности выполняют возложенные на них функции во взаимодействии между собой и с другими органами государственной власти» со ссылкой на п. 3 ст. 30 НК РФ, а также на ст. 4 Закона РФ «О налоговых органах РФ» и пп. 6 и 13 п. 8 Положения о Федеральной службе безопасности РФ.
Также в этом письме говорится, что взаимодействие налоговых органов с органами ФСБ в рамках проведения выездной налоговой проверки не является основанием для признания нарушений процедур проведения ВНП.
Таким образом, доказательства, собранные ФСБ и переданные налоговому органу, являются надлежащими, допустимыми. Иными словами, доказательства, собранные не налоговым органом, могут использоваться налоговым органом в рамках ВНП (извините за тавтологию).
В этом же письме налоговый орган ссылается и на судебную практику, которая поддерживает в данном случае органы налогового контроля: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.04.2010 года по делу № А63-5209/2009-С4-17).
Правда, чтобы «оставить надежду» и чтобы такой способ сбора доказательств не выглядел вызывающим и незаконным, в последнем абзаце названного выше письма указано, что налогоплательщик вправе в порядке главы 19 НК РФ обжаловать действия или бездействия налогового органа. Да кто бы сомневался!
А еще, в связи с допустимостью принятия доказательств, добытых оперативным путем, хочу обратить внимание читателей на другой документ, который родился на совместном заседании коллегии ФНС России и Следственного комитета РФ под названием «Повышение эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения» и опубликован в письме ФНС от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@, которое называется «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)».
Какой вывод из всего сказанного:
- Сегодня фактически на государство в части сборов налогов работает не только Министерство финансов в лице налоговиков, но и правоохранительные органы, а это значит, что нужно быть в принципе очень внимательными при формировании расходной части своего бюджета, а также при уплате и возмещении из бюджета НДС.
- На практике, к сожалению, среди юристов и адвокатов до сих бытует мнение, что доказательства, добытые вне рамок проведения ВНП, но в рамках ОРМ, не могут являться доказательствами по налоговому делу. Как мы видим – могут и еще как!
Не верьте тем, кто будет вас убеждать, что указанные доказательства не будут иметь силу, собраны с нарушением НК РФ, УПК РФ и т.п. Сегодня чаша весов в части доказывания вины налогоплательщика склоняется не в пользу налогоплательщиков.
Смотрите видео о том, могут ли правоохранительные органы без участия налоговых органов самостоятельно и независимо «доначислить», проверить и предъявить обвинение по налоговым статьям (видео снято в 2024 году) :
Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале — https://t.me/tylikpavel Подписывайтесь на мой канал.
Сегодня обсуждали с коллегой возбуждение уголовного дела в Бурятии против руководителя компании по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество – хищение денежных средств путем обмана), в том числе как выстраивать защиту.
Суть дела в следующем: компания вела строительство школы. На стадии проверки выполненных и оплаченных работ Заказчик обнаружил (!?), что компания использовала в строительстве не ту марку бетона.
Следствие сделало вывод, что использование бетона другого класса может привести к обрушению.
«Использование бетона другого класса позволило Исполнителю сэкономить и похитить около 30 млн рублей«, – так заявил СК по республике Бурятия.
Руководитель компании задержан и помещен под стражу.
Вот такие риски при работе с государством. Да еще до суда руководителя заключили под стражу. Будьте осторожны!
Степан
говорит:Павел, вообще это ужасающая тенденция. Скоро налоговики будут приходить на ВНП с тремя полицейскими и двумя чекистами. Спасибо за статью. Буду советовать своим знакомым ваши налоговые консультации и ваш блог. Удачи!
Павел Тылик
говорит:Спасибо за добрые слова.