Выездная налоговая проверка

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок: сроки и порядок проведения ВНП

12 апреля 2024

Посмотрите мое видео на тему, связанную с налоговыми проверками. Думаю, что будет интересно. Подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы. Обращайтесь за консультацией.

Настоящая часть статьи написана нами с точки зрения государства. Размещая этот текст, мы хотели показать, что думают чиновники про тех, кого они будут проверять, и что вообще они хотели бы думать про свою работу, а так же о том, какие они «белые и пушистые».

Поэтому эта статья будет исключительно полезна с точки зрения того, как надо себя вести и что говорить, например, в суде, как подбирать слова, чтобы достучаться до «глубин души» судьи и правильно выстроить с ним диалог (это как фундамент), показать, что вы в рамках этой Концепции, никогда за ее пределы не выходили и вы полностью «одобряете и понимаете».

Ну, а теперь  поговорим с точки зрения налоговиков.

Что представляет собой концепция системы планирования выездных налоговых проверок?

Выездные налоговые проверки как в Москве, так и в других субъектах Российской Федерации уполномоченные органы проводят, чтобы улучшать налоговую дисциплину и повышать грамотность налогоплательщиков. Концепция планирования выездных налоговых проверок выработана также в целях сокращения числа «теневых предпринимателей», а также доведения до лиц, уплачивающих налоги, информации об основных параметрах отбора компаний и ИП для проведения выездных налоговых проверок.

Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Как определил Президент РФ, при формировании государственной налоговой политики следует стремиться к финансово благоприятным структурным переменам во всех субъектах Российской Федерации, постепенному снижению общей налоговой нагрузки и усовершенствованию налогового администрирования. В течение последних нескольких лет государство всячески старается облегчить налоговую нагрузку в работе налогоплательщиков.

Налоговая система и государственная экономика в целом начнут эффективно функционировать лишь в том случае, если налоговый контроль будет качественным. Выездные налоговые проверки — его главная и самая действенная форма налогового контроля, поскольку позволяет выявлять, устранять и предупреждать совершение налоговых правонарушений.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена Приказом ФНС России от 30.05.2007 № MM-3-06/333@. На основании нее, процесс планирования выездных налоговых должен быть открытым. Проверяют, в первую очередь, предприятия и ИП с высоким риском совершения налоговых правонарушений. Отбирая налогоплательщиков, сотрудники ИФНС анализируют все имеющиеся у них данные, а также информацию из внешних источников.

По каким критериям налоговики выбирают лиц для ВНП?

При планировании проведения выездных налоговых проверок сотрудники ИФНС анализируют, насколько велика вероятность того, что тот или иной налогоплательщик совершит налоговое правонарушение. Особое внимание уделяется следующим потенциальным объектам исследования:

  • налогоплательщикам, уровень налоговой нагрузки которых ниже средних показателей у компаний этой же отрасли;
  • налогоплательщикам, не предоставляющим на запрос ИФНС никакого ответа по поводу обнаружения несогласованности показателей деятельности;
  • налогоплательщикам, в отчетности которых не отражены убытки за несколько налоговых периодов;
  • компаниям и ИП, в налоговой отчетности которых указаны существенные суммы налоговых вычетов за конкретный период;
  • налогоплательщикам, расходы которых превышают доходы от продаж;
  • налогоплательщикам, выплачивающим ежемесячную зарплату на одного сотрудника размером ниже среднего по данной отрасли в конкретном регионе РФ;
  • налогоплательщикам, которые неоднократно приближали свои показатели к значениям, установленным НК РФ, чтобы работать по специальным налоговым режимам;
  • налогоплательщикам, которые отразили сумму расходов, приближенную к доходам в течение календарного года;
  • налогоплательщикам, заключавшим в ходе работы финансово необоснованные договоры с посредниками или контрагентами-перекупщиками;
  • налогоплательщикам, которых не раз снимали и ставили на учет в ИФНС в связи с изменением месторасположения («мигрировавшим между отделениями налоговых органов);
  • лицам, уплачивающим налоги, данные бухучета которых существенно нерентабельны для данной экономической отрасли по финансово-статистическим показателям.

При анализе этой информации представители налогового органа оценивают, есть ли вероятность или факт того, что налогоплательщик получит/получил необоснованную налоговую выгоду, и есть ли основание для проведения выездной налоговой проверки.

Дополнительную информацию о системе планирования выездных налоговых проверок любой желающий может получить на сайте ФНС России.

Налогоплательщик вправе и сам провести оценку рисков по итогам своей хозяйственной деятельности, уточнив налоговые обязательства и трезво оценив ситуацию. Например, если он не раз приближал к установленным НК РФ величинам свои финансово-экономические показатели, дающие право пользоваться специальными налоговыми режимами, то вероятность ВНП в его отношении очень велика.

Порядок отбора налогоплательщиков, подлежащих выездной налоговой проверке

Налоговый орган в рамках системы планирования ВНП выбирает налогоплательщиков, состоящих на учете. Также ИФНС анализирует имеющуюся информацию и переходит к составлению программы ВНП.

Проверять уполномоченные органы предпочитают работу тех организаций, юридических и физических лиц, вероятность серьезных налоговых доначислений у которых самая высокая.

При отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговики:

  • анализируют финансово-экономические показатели компании, сравнивая их со среднеотраслевыми или с показателями компаний и ИП, работающих в этой же сфере;
  • оценивают, как меняется динамика отчетных показателей или их соотношение за несколько последовательных отчетных периодов;
  • изучают данные по уже проведенным ВНП;
  • анализируют информацию по налогоплательщикам, полученную в ходе проведенных неналоговых ВНП, и осуществляют итоговый отбор.

Как организуются и в каком порядке проводятся выездные налоговые проверки?

Основанием для проведения выездных налоговых проверок является решение руководителя ФНС по месту расположения организации. Всегда составляется план выездных налоговых проверок, в который включают все подлежащие анализу вопросы. Они зависят от целей ВНП. Более подробно с организацией и методикой ВНП вы можете ознакомиться на сайте ФНС России.

В ходе проверки инспекция вправе изучать как один, так и несколько налогов в отношении налогоплательщика. При этом следует помнить, что Федеральная служба по налогам не может проводить две и более ВНП по показателям одного и того же налога за один и тот же период. Исключение составляют случаи, когда руководитель налогового органа дает распоряжение проверить уплачивающее налоги лицо сверх указанной нормы.

В рамках ВНП инспекторы вправе истребовать у налогоплательщика необходимую документацию. В течение 10 дней с момента получения соответствующего требования проверяемый субъект обязан предоставить запрошенную информацию. Если сделать этого он не может, то в течение дня, следующего за днем выдвижения данного требования, письменно уведомляет налоговый орган о невозможности предъявления документов и указывает причины. Помимо этого, налогоплательщик обозначает сроки, в течение которых предъявит бумаги.

Руководитель ИНФС вправе приостановить ВНП, чтобы истребовать документы или получить нужную информацию, сведения от иностранных государственных органов в рамках международных соглашений РФ, провести анализ или перевести на русский язык документы, которые налогоплательщик предоставил на иностранном.

В последний день налоговой проверки проверяющий выдает проверяемому субъекту справку. Также по итогам ВНП формируют акт, проводят анализ полученных данных и выносят соответствующее решение.

О чем говорится в Приложении № 5 (пояснительной записке к уточненной налоговой декларации)?

На основании Приказа № ММ-3-06/333@, если налогоплательщики полагают, что в их хозяйственной деятельности есть процедуры, способные вызвать подозрение у налоговых инспекторов, и они стремятся избежать пристального внимания налоговиков, то должны исключить эти процедуры при расчете налоговых обязательств за соответствующий период и сообщить в налоговый орган о мерах, принятых для исправления ситуации. Налогоплательщики должны подать в налоговый орган уточненную декларацию за период, в который проводились сомнительные финансово-хозяйственные операции, а также пояснительную записку по форме, установленной ФНС России (Приложение 5 к Приказу № ММ-3-06/333@ от 10.05.2012 года).

Как предприятия ведут финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском?

Существуют схемы ведения хозяйственной деятельности с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В их числе:

  1. Использование инвалидов. Предприятия, использующие льготу на налогообложение по подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, часто применяют данный способ. В схеме участвует уплачивающая налоги компания, где работает не менее 50% инвалидов от общего количества всего персонала. Доля инвалидов в фонде оплаты труда составляет не меньше 25%. Также в схеме участвует предприятие-аутсорсер, предоставляющее данной компании квалифицированных сотрудников. Организация пользуется их услугами, при этом полностью отвечает требованиям для компаний, в составе которой есть инвалиды, и освобождается от уплаты НДС.
    Специалисты в штате данной организации не могут по причине недостаточной квалификации или слабого здоровья создавать товар или услугу должного качества и в необходимом для реализации объеме. Льгота по НДС используется по отношению ко всему объему продукции, выпускаемому предприятием. То есть, фирма намеренно создает ситуацию, когда нужно применять данную льготу по товару, произведенному с привлечением специалистов-аутсорсеров. Привлеченные сотрудники не учитываются при подсчете средней численности персонала компании и фонда оплаты труда. Иными словами, организация злоупотребляет правом на применение льготы по подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.
  2. Использование фирм-однодневок. В этом случае организация включает в цепочку хозяйственных связей предприятия, не выполняющие свои налоговые обязательства. Компания может использовать фирмы-однодневки, чтобы создавать фиктивные расходы и получать вычеты по косвенным налогам при отсутствии товарооборота. Еще один вариант — она использует такие фирмы, чтобы увеличивать добавленную стоимость товара, снижать нагрузку по налогам на производственные подразделения.
  3. Применение схем получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества.
    • В одной из схем принимают участие агентства недвижимости, инвесторы и страховые компании. Покупателя, заключающего договор инвестирования, побуждают рассчитаться векселями, купленными у предприятий, которые зависят от агентства недвижимости. Еще вариант: покупателя просто направляют заключать договор в другую организацию и расплачиваться там собственными векселями. После этого зависимые предприятия делают налоговые отчисления не в полном объеме, за счет чего достигается экономия на налоге на прибыль, что, конечно, не устраивает ИФНС.
    • Другой способ применения этой же схемы заключается в обязательном страховании инвестиционных рисков. Покупателей недвижимости убеждают в необходимости страхования инвестиционных рисков агентства. Далее средства, полученные от покупателя, организация выплачивает страховщикам и снижает доходы на сумму страховой премии. И вновь экономия на налоге на прибыль.
  4. Схема получения необоснованной налоговой выгоды при производстве и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции. По закону РФ, для производства алкоголя может применяться как этиловый спирт, так и продукция с содержанием спирта — бражные дистилляты, спиртованные настои и т. д. Если для производства водки используется этиловый спирт, то нагрузка по налогам акцизу будет гораздо выше, чем при изготовлении водки с использованием спиртовых настоев или бражных дистиллятов. Это связано с разницей в сумме акциза, которая подлежит вычету производителем по приобретенной продукции (вычет по спиртосодержащему сырью равен 173,5 руб., по спирту — 25,15 руб.). Этим и пользуются организации, желающие снизить нагрузку по налоговым обязательствам. Для изготовления водки они используют этиловый спирт, но оформляют продукт как изготовленный из спиртосодержащего сырья.

С понятием оценки рисков более детально каждый желающий может ознакомиться на сайте ФНС России.

Какая налоговая нагрузка действует по видам экономической деятельности?

Расчет нагрузки по налоговым обязательствам, начиная с 2006 года, по основным видам финансово-экономической деятельности приведен в приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

К каким благоприятным результатам позволяет прийти Концепция планирования ВНП?

Благодаря Концепции планирования выездных налоговых проверок:

  1. Честным плательщикам создаются благоприятные условия для ведения хозяйственной деятельности.
  2. Выявляются и пресекаются действия недобросовестных плательщиков по уклонению от налогов.
  3. Уполномоченным органам предоставляется возможность своевременно выявлять вероятные налоговые правонарушения и принимать соответствующие меры.

Заключение

Опираясь на информацию, критерии и принципы отбора объектов для ВНП, опубликованные налоговым органом, каждая компания в России может предположить, что именно ее деятельность будет проверена, и провести качественную подготовку. В большей или меньшей степени все предприятия попадают под критерии отбора. Однако фактическим поводом для проведения выездных налоговых проверок становятся все критерии в совокупности:

  1. Компания ведет свою хозяйственную деятельность уже больше 2 лет. По мнению налоговых органов, за меньший срок предприятия не успевают накопить достаточную сумму задолженностей по налогам.
  2. У предприятия существенные обороты — около 20 млн в год. Почему проверяют показатели деятельности именно таких организаций, отдавая им предпочтение при отборе? ВНП, как правило, проводят не чтобы предупредить, а чтобы выявить нарушения у лиц, уплачивающих налоги.
  3. Наличие у фирмы «реального» директора. Почему бы не проверить компанию-однодневку? Потому что в случае с ней ловить некого. А если есть настоящий руководитель, то есть и с кого взыскать.
  4. Фирма обладает реальными активами. При выполнении ВНП здесь снова встает вопрос рентабельности.
  5. Компания ведет деятельность по ОСН или УСН. Повышается вероятность доначислений.
  6. Фирма в ходе своей деятельности взаимодействует с организациями-однодневками или государственными заказами (в этом случае она стопроцентно обналичивает средства).
  7. Лицо сотрудничает со взаимозависимыми лицами — проводит агрессивное налоговое планирование и как результат доначисление.

Учитывая все упомянутые моменты, каждое предприятие может проверить свою отчетность, понять, что от него хочет налоговый орган, и, если не исключить вероятность проведения выездных налоговых проверок, то хотя бы сохранить имущество после того, как ВНП будет проведена.

И в качестве вывода

Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале.
Подписывайтесь на мой канал.

Чего ожидать от налоговиков сегодня.

МИНФИН опубликовал показатели поступлений в бюджет доходов за первое полугодие 2022 года.

Что видим? НДС – один из основных источников пополнения казны, кроме, конечно, нефтегазовых доходов.

Так вот. Налоговая не смогла выполнить план на 1/3.

Какие последствия и прогнозы для предпринимателей?

Перед налоговиками поставлена задача – довыполнить план первого полугодия 2024 года, а затем и в оставшиеся периоды 2024 года.

Каким образом?

Механизм прост. И зачатки этого механизма мы видели в первом полугодии 2022 года: налоговики при малейшем подозрении на налоговую оптимизацию как под копирку рисуют Акты налоговой проверки. При этом, после детального ознакомления с таким актом, становится видно невооруженным глазом, что у налоговиков отсутствуют какая-либо вообще доказательственная база.

Между тем, получив такой Акт проверки, бизнесмен и, особенно, его главный бухгалтер уходят в аут: «шеф, все пропало, гипс снимают, клиент уезжает!».

Кстати, тех, кто заранее продумывает, создает законную легенду и защищает свои интересы – налоговикам обработать гораздо труднее. Поэтому получили запрос, уведомление о предоставлении документов – не спешим исполнять, не боимся ссориться с налоговой – они, независимо от того, какие вы с ними выстраиваете отношения, будут делать свое дело, пока не заберут деньги. Проверяем все документы, поступившие от налоговиков, на предмет законности.

Понимаем, что налоговая с вами работает при ограниченности трудовых ресурсов и времени. Отсюда следует, что они в некоторых случаях не только не собирают доказательства (не успевают), а в других — просто пытаются незаконно «надавить» на налогоплательщика и заставить его подать уточненку.

Плюс налоговики создают разного рода комиссии, рабочие группы, на которых пытаются давить на налогоплательщиков и рисовать мрачные перспективы перед налогоплательщиком вплоть до его уголовного преследования.

Если вы чувствуете свою правоту, не поддавайтесь панике.

Рекомендую, чтобы не попасться на незаконное давление налоговиков действуем осмотрительно, а получив требование или запрос – оцениваем его законность.

Если не знаете, как оценить законность действий налоговиков и перспективы уголовного преследования – обращайтесь.

Учитывая, что Центральный Аппарат сам осознает ограниченность трудовых ресурсов, основной упор будет сделан на бессмысленные и беспощадные «рабочие группы по имеющимся налоговым рискам». Это те самые комиссии по добровольному уточнению, когда бизнесу будут рассказывать самые мрачные перспективы, одновременно угрожая привлечением к уголовной ответственности.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик
Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений. Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 885-71-05 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru
Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top