Порядок назначения и проведения экспертизы
То, как именно назначается и проводится экспертиза в процессе выездной налоговой проверки, установлено в статье 95 НК РФ. Согласно действующему законодательству сотрудники ФНС РФ сами принимают решение о целесообразности подобного исследования. Также они вправе выбрать конкретную экспертную организацию и назначить определенного специалиста.
Обычно инспекторов интересуют ответы на следующие вопросы:
- Когда именно был создан отдельно взятый документ? Вносились ли в него с тех пор какие-то изменения? Обратите внимание на то, что в современном мире речь может идти и об электронном файле.
- Подписывало ли конкретное лицо определенный документ? Что в целом можно сказать о почерке? В некоторых ситуациях сотрудников налоговых органов интересует, нет ли указаний на недееспособность подписавшегося. Однако это далеко не всегда реально установить.
- К какому именно виду или же категории относится тот или иной товар? Аналогично в отношении услуги.
- Точная цена основных средств предприятия, стоимость товара или же услуг. Причем устанавливать могут конкретную сумму как в настоящем, так и на момент проведения сделки с учетом произошедших с тех пор изменений.
Заключение эксперта (всегда составляется в письменном виде) может подтвердить выводы налогового органа или же опровергнуть их.
Необходимо отметить, что привлечение специалиста сотрудниками ФНС РФ не мешает тому прийти к мнению, которое будет свидетельствовать в пользу налогоплательщика.
В первую очередь эксперт остается независимым и объективным. Любое давление на него вне зависимости от того, кто его оказывал, станет основанием для опротестования сделанного заключения. Результаты экспертизы часто используются в качестве доказательств в суде. Однако, как уже и было сказано, их можно обжаловать.
Что касается оформления экспертизы, то для ее проведения необходимо постановление. Соответствующий документ оформляет то же должностное лицо, которое и бумаги по поводу выездной налоговой проверки.
Постановление издается по конкретной форме. Это документ строгой отчетности, поэтому каждый пункт в нем имеет особое значение. В частности, в постановлении обязательно должно быть место его создания и точная дата. Необходимо зафиксировать основания для экспертизы. Дальше указывается конкретная организация и специалист, который привлекается для выполнения поставленной задачи.
В постановлении обязательно должны быть перечислены все вопросы эксперту. Их нужно формулировать четко, конкретно и однозначно. Такие вопросы не должны подразумевать двойной трактовки, возможности дать двусмысленный ответ.
Если эксперту предоставляются конкретные материалы для изучения, то в постановлении необходимо указать, что именно, в каком конкретно состоянии.
На каких основаниях проводят подобное исследование? Традиционно речь идет о неопределенности в документах или же о противоречиях, возникших между разными официальными бумагами.
Это могут быть договоры по поводу поставки товара, который не существует или же идентифицирован неверно. Иногда между сторонами оформляется несколько сделок с одинаковой датой, но разным содержанием.
У налогового органа есть право привлечь эксперта даже после того, как проверка была завершена, если это связано с дополнительными мерами контроля (статьи 95 и 101 НК РФ). В таком случае участие специалиста оформляется традиционным образом.
Стоит учесть, что налогоплательщик должен быть в курсе проведения экспертизы. Его следует обязательно поставить об этом в известность, причем в письменном виде, что фиксируется в отдельном протоколе. Нарушение процедуры приводит к возможности обжалования действий инспекторов. В целом же привлечение эксперта само по себе нейтрально: оно позволяет установить объективную картину.
Права и обязанности налогоплательщика и налогового органа при проведении экспертизы
Налоговые органы в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
Подпунктом 3 п.9 ст.89 НК РФ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для проведения экспертиз.
В статье 95 НК РФ налоговому органу в целях осуществления контроля разрешено проводить экспертизу как в раках камеральной проверки, так и в рамках выездной.
Права и обязанности налогоплательщика при проведении экспертизы закреплены в ст. 95 НК РФ.
При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:
- заявить отвод эксперту;
- просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
- присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
- знакомиться с заключением эксперта.
Экспертиза в ходе налоговой проверки: выявляем слабые места налоговиков
Для того, чтобы выявить слабые места налоговиков в ходе проведения ВНП или камеральной проверки необходимо понимать следующее:
- налоговики будут проводить экспертизу исключительно на основании тех документов, которые будут выгодны им.
- налоговики будут проводить экспертизу в том учреждении, с которым у них уже сложились доверительные отношения, и эксперт «знает», что от него требуется, так как экспертиза проводится на коммерческой основе.
- налоговики будут ставить на разрешение эксперта вопросы, в той редакции, в которой им и необходимо получить ответ.
Поэтому налогоплательщик, понимая, как налоговики будут проводить экспертизу, может ходатайствовать о направлении экспертизы в другое экспертное учреждение, поставить дополнительные вопросы на разрешение эксперта, представить дополнительные документы на экспертизу и т.п.
В рамках данной статьи невозможно дать исчерпывающий ответ на вопрос, какие документы предъявлять для анализа, а также какие еще вопросы поставить на разрешение эксперта.
К сожалению, как показывает практика, без специалиста, который сможет досконально проанализировать материалы проверки провести эту работу налогоплательщику будет очень затруднительно, поэтому в этих случаях необходимо обращаться к специалистам.