Уголовная ответственность

Как и кем проводится расследование экономических преступлений в России?

08 января 2023

О том, за что еще предприниматели могут быть привлечены к уголовной ответственности:

Об участии органов ФСБ в проверках или нужны ли спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России?

На эту тему так же читайте статью налогового адвоката Тылика П.Ю.  «Об участии органов ФСБ в налоговых проверках или о новой правовой реальности».

На экономическую преступность как на обособленную группу начали смотреть в 1945 году в США. Именно в это время Эдвин Сатерленд, американский ученый, назвал ее «беловоротничковой». Говоря о данном виде преступлений, Сатерленд отмечал, что совершают их лица, занимающие высокие должности в бизнесе. Другие эксперты заявляли, что экономические преступные деяния совершают должностные лица на своих рабочих местах в корыстных целях — для получения финансовой выгоды.

Расследование экономических преступлений сегодня — тема очень распространенная. Только по результатам прошлого года преступные деяния в экономической деятельности вошли в число лидеров, наряду с кражами и незаконным оборотом наркотиков. Какая сегодня применяется методика расследования экономических преступлений, и какая существует статистика привлечения предпринимателей и организаций к уголовной ответственности — в нашей статье.

Преступления в экономической отрасли имеют свою специфику.

Вот отличительные особенности данной категории преступных деяний:

  • совершают их, в основном, должностные лица в рамках своей профессиональной деятельности.
  • Для совершения используются рабочие полномочия, доступные средства и инструменты, знания сферы деятельности и конкретного производственного процесса.
  • Что является основанием для возбуждения дела, дальнейшего расследования и привлечения к уголовной ответственности организации или ИП? Перечислим эти ситуации:
  • В МВД, ФСБ, ФСНП поступили сведения о возможных правонарушениях из скрытых источников. Основываясь на этих данных, сотрудники соответствующих подразделений оперативно проверяют предприятие или ИП с последующей передачей информации в Следственный Комитет РФ.
  • Информация о вероятных правонарушениях поступила непосредственно в Следственный Комитет из ИФНС, Минфина, аудиторских компаний и прочих инстанций.
  • В МВД, ФСБ, ФСНП или Следственный Комитет, поступили сведения от должностных лиц или из СМИ о вероятных экономических преступлениях.

После поступления информации уполномоченные органы проводят предварительную проверку, в ходе которой устанавливают правовой статус организации — вероятного нарушителя. В некоторых случаях проводят финансово-экономическую (аудиторскую, налоговую) проверку, анализируют результаты по прошедшим проверкам. Уголовное дело по выявленному нарушению возбуждают лишь в том случае, если собрано достаточно материалов, в которых четко прослеживаются признаки преступления.

Статистика по уголовным делам, касающихся экономических преступлений, сегодня не на стороне предприятий и ИП. Стоит отметить, что многие дела не доходят до суда. Нередко дела в отношении хозяйствующих субъектов уполномоченные органы возбуждают в личных интересах, незаконно.

Например, чтобы:

  • Улучшить статистические показатели.
  • Получить от бизнесменов какую-либо выгоду.
  • Устранить предприятие по заказу конкурентов.

Как вести себя бизнесменам и компаниям, в отношении которых возбудили дело по УК РФ? Прежде всего, важно понимать, что полагаться на государство и законные методы расследования не стоит. Несмотря на некоторые улучшения для хозяйствующих субъектов в данном вопросе, Следственный Комитет РФ, как и раньше, часто возбуждает уголовные дела незаконно, и дела эти могут расследоваться очень и очень долго.

Каким бы ни был исход, для компаний и ИП это связано со множеством проблем и неудобств. Мы уже не говорим о том, что подозреваемого могут посадить в тюрьму на время расследования. В этом случае деятельность его предприятия окажется под угрозой и, скорее всего, сохранить бизнес не удастся, даже если приговор суда окажется оправдательным. Как лучше поступить предпринимателю, в отношении которого возбудили уголовное дело по экономическому преступлению?

Лучший вариант в данном случае — обратиться за грамотной консультацией и воспользоваться помощью уголовного адвоката.

Методика расследования преступлений в сфере экономической деятельности.

После получения информации о вероятном правонарушении сотрудники Следственного Комитета, в первую очередь, изымают документы, связанные с кредитными операциями, а также с финансово-хозяйственной деятельностью фирмы или ИП, например, отчеты, документы сводных счетов, накладные на приобретенные товары (сырье). Зачастую к этим процедурам привлекают финансистов или экономистов.

Наряду с изыманием и анализом документов уполномоченные лица осматривают офис, склады, цеха предприятия. Помимо указанных действий, СК РФ поручает соответствующим госорганам и должностным лицам:

  • Прослушивать и записывать телефонные разговоры для получения нужных сведений.
  • Выявлять аналогичные нарушения, которые ранее совершил изучаемый субъект.
  • Выяснять, есть ли у проверяемого ценности и финансовые средства, полученные незаконными способами, вкладывал ли он деньги в преступный бизнес, связанный с наркотическими средствами, проституцией, оружием, азартными играми.

По результатам выявления фактов незаконной деятельности подозреваемого задерживают и допрашивают, а также устанавливают всех причастных лиц. Далее СК РФ проверяет информацию, полученную в ходе допроса от подозреваемых лиц, и подтверждает ранее полученные доказательства по делу.

В целом схема расследования экономического преступления выглядит так. Представители СК РФ или иных уполномоченных органов:

  • Изымают и тщательно изучают бухгалтерскую отчетность и другие документы, относящиеся к установленным фактам экономического преступления.
  • Анализируют изъятые документы. Если требуется, к данному процессу привлекают финансового эксперта.
  • Осматривают цеха, склады, офисы фирмы.
  • Изымают образцы сырья, технологические карты, выпущенные изделия, производственные документы, на основании которых можно точно установить, что предприятие нарушило производственные нормы с целью сэкономить сырье и создать неучтенные товары.
  • Допрашивают лиц, проверявших компанию.
  • Допрашивают подозреваемых.
  • Обыскивают рабочие места и места проживания подозреваемых с целью найти доказательства правонарушений.
  • Назначают криминалистические, финансово-экономические, товароведческие, технологические экспертизы.

Сейчас российское законодательство четко не устанавливает, кто обязан раскрывать экономические преступления. Расследованием экономических преступлений выполняет и СК РФ, и сотрудники ОВД, и представители ФСБ. В каждом случае все индивидуально и зависит от того, к какой именно статье Уголовного Кодекса относится дело.

Например, преступления, связанные с незаконным экспортом материалов, сырья, оборудования, технологий (ст. 189), а также контрабандой денежной наличности (ч. 2 ст. 200-1) изучают сотрудники ФСБ. Если дело относится к ст. 159 и ст. 159-1 и 159-6 УПК РФ и еще ряду статей, его расследуют представители ОВД. Расследованием налоговых преступлений занимаются представители СК РФ.

То есть, сегодня дела по экономическим правонарушениям ведут различные органы, в зависимости от состава преступления. Интересно, что на этапе изучения материалов дела и проведения проверок вопросом занимаются специализированные управления и отделы экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ и Службы экономической безопасности ФСБ. Но само расследование экономических преступных деяний не отнесено к компетенции какого-либо органа.

При расследовании экономического преступления уполномоченный орган:

  • Проверяет информацию по изучаемому вопросу.
  • Возбуждает уголовное дело или отказывает в этом.
  • Проводит все необходимые следственные мероприятия (изучает документацию, проводит ревизии, обыски, допросы).

Если говорить об обязанностях сотрудников отделов экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, они должны выявлять, пресекать и раскрывать экономические преступления.

В каких сферах работают эти специалисты? Их множество: кредитные, бюджетные преступления, и нарушения в сфере ЖКХ, налоговые, коррупционные — в разных структурах и на уровне власти.

Как отмечают непосредственно сотрудники МВД, расследовать экономические преступления — задача всегда специфичная. Ответственный за расследование специалист должен обладать знаниями как в сфере юриспруденции, так и экономики. Если же он ведет дело в какой-то конкретной отрасли, например, ЖКХ или АПК, то должен максимально глубоко разбираться в вопросе.

Что по поводу ответственности за экономические правонарушения? ФЗ 134-Ф3 были внесены существенные поправки в ст. 193 УК РФ, привлекающую нарушителя к ответственности за невыполнение обязательств по возращению валютных средств, инвестированных за границей, для вложений в своем государстве.

Изменения затронули понятие «крупного размера» для данного преступления. Ранее цифра составляла 30 млн руб., сегодня — 6 млн руб. В случае превышения границы в 30 млн руб. размер считается особо крупным, и меры наказания за него более жесткие.

В дальнейшем изменения в ФЗ коснутся и нетяжких экономических преступлений, например, ведения нелицензированной деятельности и работы без регистрации. В ближайшем будущем бизнесмены смогут уплатить за указанные нарушения штрафы и не бояться тюремного заключения. Еще один положительный момент касается ограничения досудебного ареста хозяйствующих субъектов, в отношении которых ведется расследование.

Как уже было сказано, уголовных дел в РФ по экономическим преступлениям ежегодно возбуждается очень много — около 3 млн. Менее половины из них доходят до суда, но, тем не менее, за решетку обвиняемых заключают на весь период расследования.

То есть, огромное количество предпринимателей, не совершавших преступных деяний, сидят в тюрьме. Следовательно, вести дела бизнесмены, заключенные под стражу, не могут, а значит, обречены на крах.

В последующем арестовывать предпринимателей можно будет лишь в исключительных ситуациях. Также рассматривается вопрос о максимальном пределе и порядке внесения залога, в качестве которого, возможно, смогут выступать не только финансовые средства, но и акции и объекты недвижимости.

Методика расследования налоговых преступлений.

Налоговые преступления являются одним из наиболее часто встречающихся видов экономических преступлений. Прежде чем рассказать о методике их раскрытия, остановимся на признаках налоговых преступлений:

  • Фактическое положение дел компании абсолютно не соответствует информации, указанной в документах.
  • Записи в бухгалтерской документации противоречат друг другу.
  • В документации отражена некорректная информация.
  • Установление факта уничтожения бухгалтерской документации (первичной, отчетной, учетной).
  • Инсценировка форс-мажорного обстоятельства (подтопления, пожара) или банкротства компании.

Как ответственные органы узнают о нарушениях? Здесь существует два варианта. Первый — сведения поступают из скрытых источников.

Второй — информацию органы получают прямым путем (из отчетов ИФНС, заключений аудиторских компаний, из СМИ и т. д.).

Что касается первого варианта, в данном случае характерны скрытые проверки, в ходе которых сотрудники соответствующих ведомств наблюдают, как движутся и сбываются деньги и имущество, материалы, сырье предприятия, контролируют, как ведется производственный процесс, не нарушаются ли технологические нормы, изучают документооборот, осматривают помещения, транспортные средства, получают нужную информацию в ходе бесед с сотрудниками организации, свидетелями и иными лицами.

Изучая и раскрывая налоговые преступления, представители уполномоченных органов проводят следующие мероприятия:

  • Ревизии.
  • Аудиторские проверки.
  • Делают запросы.

Сведения, полученные в ходе данных мероприятий, всесторонне анализируют и устанавливают, относятся ли они к целям расследования, можно и целесообразно ли их использовать в качестве доказательств и ориентира, а также оценивают, достаточен ли объем полученной информации для того, чтобы возбудить уголовное дело.

Помимо этого, уполномоченные сотрудники оценивают перспективы расследования, удастся ли привлечь предпринимателя к уголовной ответственности.

Если нарушитель отразил в декларации о доходах искаженную информацию, скрыл доходы (прибыль) или иные объекты налогообложения, то в этом случае устанавливают:

  • Каким юридическим статусом обладает хозяйствующий субъект.
  • Должна ли компания или физлицо исполнять обязательство по уплате налогов.
  • Налоги каких видов и иные платежи подлежат уплате в обязательном порядке.
  • Может ли физлицо или юрлицо уплачивать налоги по льготному режиму.
  • В каком порядке должен вестись бухучет, как должна предоставляться отчетность в компании.
  • Когда налогоплательщик начал вести свою деятельность, и какого рода эта деятельность.
  • На протяжении какого количества времени в документах отражалась некорректная информация бухучета и отчетности.
  • Кто занимал руководящий пост в компании и отвечал за ведение бухучета в период искажения данных с бухучете и отчетах.
  • Какие законодательные нормы нарушил налогоплательщик.
  • Кто напрямую причастен к налоговому преступлению, по чьей инициативе оно было совершено.
  • Кто, когда и при каких условиях выявил факты сокрытия налогооблагаемых объектов.
  • Какие налогооблагаемые объекты были скрыты, и в каком объеме.
  • В каком размере не уплачены налоги.
  • Что необходимо предпринять, чтобы возместить ущерб.
  • Каким путем были скрыты налогооблагаемые объекты.
  • При каких обстоятельствах было совершено преступление.

После анализа всей этой информации составляют план, в котором определяют характер и очередность проводимых мероприятий.

При расследовании налогового преступления обязательно проводят организационные мероприятия — проверяют документы, выполняют инвентаризацию, делают запросы в необходимые инстанции, ИФНС, КРУ.

Также проводят первичные следственные мероприятия — изымают и осматривают документы, обыскивают хозяйствующий субъект (офисы, склады, производственные помещения), назначают, проводят экспертизы и очные ставки.

На основании данных, отраженных в неофициальных документах хозяйствующего субъекта, проверяющие могут составить объективную картину о положении дел в организации и вероятных нарушениях с его стороны. В данном случае очень важно, чтобы неофициальные документы относились к делу.

Напомним, неофициальными называют незарегистрированные документы, на которых не проставлены реквизиты, отсутствует подпись составившего их лица и т. д.

При осмотре документации определяют:

  • Ее тип (соглашение, счет-фактура и проч.).
  • Кто и когда ее выдал.
  • Внешнее оформление (на какой бумаге составлен документ, какие красители использованы, каким способом нанесен текст).
  • Какая информация, указанная в документации, имеет важное значение для изучения дела о налоговом преступлении.
  • Есть ли вероятность того, что текст был откорректирован, или изменены реквизиты.

При расследовании экономических преступлений в сфере налогов проводят допросы. Сначала, как правило, опрашивают лиц, которые выявили правонарушения в рамках проверки хозяйствующего субъекта: налоговых инспекторов, сотрудников аудиторской компании, ревизоров. Далее беседуют с сотрудниками бухгалтерии, которые ведут непосредственный учет и формируют отчеты на предприятии.

Полезную информацию может предоставить и персонал данной организации, например, делопроизводители, сотрудники охранной службы, рабочие производственных отделов и т. д. В ходе допроса свидетелю могут предъявить документ, чтобы помочь вспомнить детали расследуемого дела. Это особый тактический прием, применяемый сотрудниками уполномоченных органов по расследованию налоговых преступлений.

Перед допросом свидетелей проводят тщательную подготовку. В ходе нее изучают материалы дела, обстоятельства, которые нужно установить для расследования.

При наличии расхождений в показаниях опрашиваемых лиц и подозреваемых следователи могут провести очные ставки, чтобы составить объективную картину происходящего.

Чтобы предприятие нормально функционировало, и у правоохранительных органов к нему не было вопросов, важно, чтобы выполнялись все законодательные требования, правила, установленные управленческими структурами по поводу разных аспектов деятельности. В частности, любая организация должна законно распределять и использовать финансовые, трудовые и материальные ресурсы, соблюдать технические нормативы и технологические нормы.

То есть, в своей деятельности предприятию следует придерживаться:

  • Законодательных актов.
  • Технологических карт и инструкций.
  • Санитарно-гигиенических, противоэпидемических норм.
  • Положений, регулирующих деятельность ИП в производственной, торговой отрасли, сфере общепита и т. д.

Если при ведении разрешенной экономической деятельности организация нарушает установленные правила, то может быть привлечена к ответственности по УК РФ. При этом уголовная ответственность может быть возложена на нарушителя не только по статьям, включенным в главу об экономических преступлениях, но и по множеству статей из иных разделов Уголовного Кодекса.

Так, например, предпринимателю грозит уголовная ответственность, если он:

  • Нарушает правила охраны труда (ст. 143 УК РФ).
  • Уклоняется от уплаты налогов, не делает взносы на страхование (ст. 199 УК РФ).
  • Обманывает потребителей (ст. 200 УК РФ).
  • Злоупотребляет своими полномочиями (ст. 201 УК РФ).
  • Выпускает и реализует продукцию, не отвечающую требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ).
  • Осуществляет должностное хищение (ст. 160 УК РФ).

В ходе расследования нужно установить, является ли нарушитель должностным лицом, какие именно требования экономической деятельности он нарушил, какие последствия наступили после противоправного деяния, и другие моменты.

Экономическая деятельность включает в себя определенные составляющие: оборот финансовых средств, производственное оборудование, сырье и материалы, полуфабрикаты, готовые изделия и иные элементы, которые отражают данный вид деятельности в технологической, бухгалтерской, финансовой документации.

Именно поэтому представители соответствующих инстанций, анализируя и раскрывая экономические преступления, собирают:

  • Финансовые, оперативные, технические, технологические документы проверяемых компаний, а также документы их партнеров, вышестоящих инстанций, госорганов.
  • Субъекты всех видов обозначенной деятельности.
  • Разные материальные объекты, использующиеся в рамках подготовки и ведения данного вида деятельности (речь может идти о произведенных предприятием изделиях, технических средствах, оборудовании).

Преступления, связанные с разрешенной экономической деятельностью, совершаются в двух категориях. К первой относятся взятки, хищения с использованием занимаемых должностей и т. д.

Ко второй — преступления, совершаемые из иных соображений: стремления продвинуться вверх по карьерной лестнице, желания избавиться от хлопот и лишних, по мнению нарушителей, действий. Здесь можно отметить преступную халатность, нарушение норм безопасности, за которые преступников привлекают к уголовной ответственности.

Для начала справедливо напомнить, что сегодня в России понимают под запрещенной экономической деятельностью. Так, обществам с ограниченной ответственностью запрещено разрабатывать, производить, ремонтировать и уничтожать авиационные, военные, финансовые объекты. Такую деятельность может вести исключительно государство.

Кроме того, ООО запрещено:

  • Производить оружие, патроны, боеприпасы.
  • Изготавливать химические и взрывчатые вещества и использовать их.
  • Заниматься трудоустройством российских граждан за рубежом.

Очень жестко в данный момент контролируется фармацевтическая отрасль, в частности, выпуск и реализация психотропных и наркотических сильнодействующих веществ.

К преступлениям, связанным с запрещенной экономической деятельностью, относится, например, использование химических взрывчатых веществ, взрывных устройств, холодного и огнестрельного оружия. Все эти средства изготавливают подпольно, чтобы впоследствии сбывать для криминального использования.

Преступления, относящиеся к запрещенной экономической деятельности — это деяния, представляющие опасность для общества, за которые преступников привлекают к уголовной ответственности. Совершают такие преступления различными методами субъекты предприятия и ИП, чтобы извлечь финансовую выгоду в рамках теневой, нелегальной деятельности.

Какие продукты, как правило, используют для совершения преступлений?

  • Письменную документацию.
  • Квитанцию.
  • Акции и ценные бумаги.

Эти документы подделывают и фальсифицируют.

Подобные экономические преступления основываются на открытии (скупке, физическом захвате) и дальнейшей работе объектов торговли и производства, таких, как фирмы, цеха, фабрики, магазины, а также хранение, транспортировка и реализация продуктов незаконной деятельности, приносящей доход.

Ведут незаконную деятельность хозяйствующие субъекты или скрыто, или открыто, но по поддельным документам, что в последние годы усиленно контролируют и пресекают уполномоченные органы. Часто предприниматели действуют по простой и проверенной схеме: открывают бизнес, регистрируют его, но занимаются не установленной при открытии деятельностью, а незаконной:

  • Производят не заявленные товары, а другие, для дальнейшего сбыта и заработка.
  • Изготавливают и продают изделия, оборот которых в России запрещен, или на производство и сбыт которых необходимо специальное разрешение (таковое у бизнесменов отсутствует).
  • Ремонтируют, подделывают, видоизменяют объекты и первой, и второй категории.

При этом одни продукты могут вполне отвечать показателям качества, а другие — представлять для потребителей серьезную опасность. Это касается, в частности, наркотиков и других вредных веществ, огнестрельного оружия, взрывных устройств.

Особое внимание органов правоохранения приковано к подделке лекарств, получившей широкое распространение в последние годы. Эта деятельность активно преследуется и пресекается. Данные ряда исследований свидетельствуют о том, что доля поддельной лекарственной продукции сейчас составляет в России порядка 70%.

Еще одно направление, стремительно развивающееся в последние несколько лет в Российской Федерации — изготовление и сбыт поддельной алкогольной продукции. При создании данного продукта нередко применяется некачественное сырье, грубо нарушаются технологии, что, конечно, представляет опасность для населения.

Продолжая тему пищевой промышленности, нам стоит упомянуть и об изготовлении продуктов питания с нарушением технологических норм, что также является преступлением, за которое привлекают к уголовной ответственности.

Экономические отношения отличаются по ряду признаков. Здесь можно выделить следующие:

  • В рамках экономических отношений хозяйствующие субъекты производят, распределяют материальные блага, обмениваются ими и используют их.
  • Предмет отношений в сфере экономики — материальные блага и услуги.
  • Экономические отношения характеризуются высокой динамичностью.

Большая часть экономических преступлений характеризуется действием. Однако в некоторых случаях речь может идти и о бездействии. Составы такого рода преступлений — как правило, формальные. То есть, чтобы они были признаны завершенными, необязательно должны наступить преступные последствия.

Но есть исключения, когда преступные последствия — обязательное условие для признания совершенного противоправного действия экономическим преступлением. Материальная конструкция состава экономического преступления предполагает наличие каузальной связи между нарушением и наступившими последствиями (например, при совершении преступных деяний в банковской сфере).

Субъективно экономические преступления совершаются только по умыслу, как правило, по прямому. При расследовании ряда такого рода дел следователи обязательно устанавливают мотив и цель преступного деяния.

В любом экономическом преступлении всегда есть объект. В зависимости от объекта правонарушения в экономической сфере подразделяют на несколько категорий.

  • Незаконное ведение предпринимательства (например, отсутствие лицензии для того или иного вида деятельности), операции с ценностями, заведомо добытыми преступным путем.
  • Нарушения, связанные с кредитными операциями. Например, лицо по незаконной схеме получает кредит, фиктивно становится банкротом, не исполняет свои обязательства по кредитам.
  • Вмешательство в честную и здоровую конкуренцию между участниками рынка, оказание давления при заключении сделки или отказ от нее. Также в эту категорию входит неправомерное использование торговой марки.
  • Незаконные операции с драгоценными камнями и металлами, например нарушение технологии разработки и использования проб, нарушения при эмиссии ценных бумаг, отказ о передачи сведений по ценным бумагам органу контроля.
  • Нарушения в области внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля. Речь идет о контрабандных перевозках, незаконном экспорте, передаче сырья, материалов, технологий, данных научно-технического характера, оборудования.

Экономическая преступности, как правило, связана с нанесением значительного финансового ущерба. Еще одна ее отличительная особенность — организованность (практически во всех случаях) и совершение преступных деяний экономически подготовленными лицами с хорошими знаниями и навыками в отрасли, в которой совершается преступление.

Какие меры в данный момент предпринимает государство по борьбе, снижению количества, нейтрализации такого рода преступлений?

  • Экономические. Сегодня государство помогает развитию предпринимательства и создает условия для деятельности бизнесменов в условиях справедливой конкуренции — словом, оказывает бизнесу довольно серьезную поддержку.
  • Технические — разрабатываются меры, направленные на предупреждение хищений, внедряются совершенные методы выявления дефектов.
  • Правовые. Вводятся новые виды ответственности, разрабатываются правила работы в условиях рыночных отношений для компаний и ИП, устанавливаются денежные санкции.

Непосредственно экономические отношения сейчас масштабируются. Что этому способствует? В первую очередь, учащается товарообмен между государствами, рыночные отношения выходят на новый уровень. Такого рода отношения сейчас контролирует государство, и именно поэтому они усложняются.

У экономических преступления — две стороны. Объективная сторона характеризуется деянием, выраженном в действии: ведение незаконной предпринимательской деятельности, банковской деятельности, незаконное пользование товарным знаком, давление к заключению сделки, создание и реализация поддельных денежных средств.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, если состав преступления формальный. Если состав материальный, субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Как уже было отмечено, большинство экономических преступлений совершают в корыстных целях, личной заинтересованности или чтобы придать ценностям, полученным заведомо преступным путем, правомерный вид при их легализации.

В качестве субъекта преступлений экономической отрасли могут выступать физлица старше 16 лет. В роли субъектов некоторых преступлений выступают должностные лица (например, в рамках дел по регистрации незаконных сделок с земельными участками).
В зависимости от объекта преступления можно распределить на 3 категории:

  • Препятствующие законному ведению предпринимательства.
  • Посягающие на государственную монополию в отрасли экономики.
  • Преступления в сфере таможни и налогов.

Вспомним некоторые из них.

Преступления, посягающие на государственную монополию в сфере экономической деятельности. К ним относятся:

  • Нарушение правил создания и использования государственных проб на ювелирных изделиях. Объективная сторона преступления характеризуется незаконными действиями: сбытом, использованием, подделкой пробы. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Нарушитель понимает, что не имеет права создавать, продавать, использовать, подделывать клеймо, но проводит данные противоправные действия.
  • Подделка ценных бумаг или реализация фальшивых документов данного типа. Правонарушители полностью или частично подделывают ценные бумаги, а также монеты, денежные средства.
  • Невозврат из зарубежных государств денежных средств в иностранной валюте. За такое правонарушение на лиц, совершивших его, накладывают уголовную ответственность, если они не возвращают валюту из-за рубежа, в то время как закон обязывает перечислять их на счет уполномоченного российского банка.
  •  Несоблюдение правил по передаче государству драгоценных металлов и камней.
  • Невозвращение в РФ предметов, которые являются историческим, художественным, археологическим наследием. Если эти объекты вывозятся из России за границу, то непременно должны быть возвращены обратно.

Преступления в финансово-кредитной сфере:

  • Нарушитель получает незаконно получает кредит или не соблюдает правила, установленные законом, для кредитования учреждений.
  • Намеренно не погашает задолженность по кредиту.
  • Подделывает денежные знаки и ценные бумаги.

Преступления, посягающие на законную предпринимательскую деятельность. В соответствии со ст. 169 УК РФ, правонарушения в данной отрасли препятствуют ведению предпринимательства, например:

  • Коммерческому учреждению или индивидуальному предпринимателю отказывают в регистрации.
  • Нарушитель намеренно не регистрирует предпринимательскую деятельность.
  • Ущемляются права и интересы предпринимательства.
  • Происходит неправомерное вмешательство в ведение предпринимательской деятельности иными путями.

Таможенные и налоговые преступления:

  • Перевоз контрабандного груза.
  • Незаконный экспорт технологий, научно-технических данных, материалов, сырья, оборудования, применяемых при разработке массового оружия, вооружения и военной техники.
  • Неуплату таможенных платежей.

Что касается налоговых преступлений, то здесь УК РФ выделяет 3 состава преступления, связанных с нарушением НК РФ:

  • Уклонение от уплаты налогов, при котором нарушается порядок их начисления и уплаты.
  • Невыполнение обязательств налогового агента (им может быть индивидуальный предприниматель или предприятие, уплачивающий налог государству).
  • Сокрытие имущества компании (то есть, налогоплательщик активно препятствует взысканию налоговых недоимок и сборов).

Если говорить о тенденциях в сфере экономических преступлений, то в данный момент, в связи с развитием и широким распространением информационных технологий, их все чаще совершают хакеры, используя для этого высокотехнологические средства и программы в электронном виде. Так, например, внимание уполномоченных органов сосредоточено сейчас на электронных расчетах, хищении реквизитов владельцев карт с последующим присвоением денежных средств. Особенно распространены подобные преступления в мегаполисах, где население активно пользуется интернетом.

Расследованием таких дел (большей их части) занимаются, как правило, сотрудники Следственного департамента СД (МВД). Как отмечают сами специалисты данного органа, во всех делах, связанных с экономическими преступлениями, фигурирует множество лиц. Характер самих преступлений — межрегиональный, а зачастую и интернациональный. Следовательно, специалисты, занимающиеся расследованием экономических преступных деяний, должны обладать прекрасной подготовкой и обширными теоретическими знаниями.

Нужны ли спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России?

В начале 2018 года было выдвинуто предложение о создании специальной службы, в компетенцию которой вошло бы исключительно расследование экономических преступных деяний. Выступил с такой инициативой уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, преследуя при выдвижении предложения цель — защитить права бизнесменов и уберечь бизнес от незаконных действий уполномоченных органов.

Титов заявил, что благодаря формированию спецслужбы незаконные предприниматели выйдут из тени и покинут рынок, а, самое главное — государственные органы не будут оказывать столь сильного давления на работающих легально бизнесменов. То есть, в создании такой спецслужбы, по его мнению — сразу два положительных момента.

Кроме того, по словам Титова, сотрудники органов, уполномоченных расследовать экономические преступления, часто некомпетентны и очень слабо подготовлены. Соответственно, изучение и раскрытие подобных дел ведется некачественно.

Титов подчеркнул, что подобная система уже действует в Казахстане, и за счет нее общий объем дел по экономическим статьям снизился в 4 раза. Кроме того, повысилось количество выявленных преступлений среди «теневых» бизнесменов. Что же касается данных в этом вопросе по России, статистика здесь следующая: в 2017 году мошенничество стало самой обширной сферой, в которой совершаются экономические преступления.

В среднем, преступления, связанные с мошеннической деятельностью, регистрировались каждые 3 минуты.

Но если объективно: так ли нужна в России спецслужба? Мнений на этот счет много, и все они расхожие. В принципе, специальная служба будет самостоятельной, автономной, что, конечно, снизит нагрузку на предпринимателей. Данный орган не будет ни от кого зависеть, а работать сможет, опираясь исключительно на законодательные нормы.

При этом спецслужба станет аналогом уже действующего органа — Управления по борьбе с экономическими преступления и противодействии коррупции МВД РФ. Созданную службу потребуется наделять дополнительными полномочиями, позволяющими ей проводить предварительное расследование, и создавать следственные подразделения. Помимо этого, чтобы воплотить данную идею в жизнь, надо будет принять новый закон, а также внести коррективы во множество нормативно-правовых актов, от УПК до ФЗ «О полиции».

Из-за таких корректировок в российском законодательстве могут появиться различные несовпадения и несоответствия.

Стоит отметить, что аналогичный опыт в российской практике уже был. В период с 1992-2003 гг. в стране действовала Федеральная служба налоговой полиции с автономным следственным органом и собственными подразделениями, сотрудники которых:

  • Предупреждали преступления, связанные с нарушением НК РФ.
  • Пресекали незаконные действия со стороны правонарушителей.
  • Проводили расследования.

Однако через некоторое время, после того как дисциплинированность налогоплательщиков удалось повысить за счет информирования населения об уголовной ответственности за подобные нарушения и принятия соответствующих мер на практике, деятельность налоговой полиции постепенно ослабла. Ее представители стали работать менее эффективно, усилилась коррупционная составляющая из-за взаимодействия и установления договоренностей с «теневыми» предпринимателями. В итоге государство решило закрыть данный орган.

По сути, большой пользы он не принес. И, конечно, не исключено, что аналогичный исход может ждать и спецслужбу, создание которой сейчас обсуждают.

Каким образом в существующих реалиях улучшить положение — как для государства, так и для бизнесменов? В первую очередь, необходимо:

  • Усовершенствовать структуру и деятельность отделов, изучающих и расследующих экономические преступления.
  • Откорректировать действующее законодательство.
  • Наладить более эффективное взаимодействие оперативных отделов со следственными подразделениями.

Логично обеспечить сотрудникам ОЭБиПК более быстрый доступ к разного рода базам ИФНС, банков, органов регистрации. Что касается недостаточной компетенции представителей Управления по борьбе с экономическими преступления и противодействии коррупции МВД РФ и работников других учреждений, занимающихся расследованием подобных дел, здесь также стоит предпринять ряд мер. В частности, необходимо уделить более пристальное внимание обучению работников, повышению их квалификации. Они должны овладеть новыми эффективными инструментами, благодаря которым смогли бы более тщательно, результативно изучать и раскрывать преступления в экономической сфере.

В дополнение к вышеизложенному, стоит подчеркнуть, что вопрос о создании спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России не может быть рассмотрен в изоляции от общей экономической, правовой и социальной ситуации в стране. Рассмотрение этой инициативы требует комплексного подхода, включая усиление правовых гарантий для предпринимателей, повышение прозрачности и предсказуемости действий государственных органов, а также улучшение бизнес-климата в целом.

Существенным аспектом является необходимость разработки четких и прозрачных критериев для классификации экономических преступлений, что позволит избежать субъективной интерпретации законодательства и неправомерного преследования бизнеса. Важным шагом станет введение более строгих требований к доказательной базе при привлечении предпринимателей к уголовной ответственности за экономические преступления.

Для укрепления доверия бизнес-сообщества к новой структуре, необходимо обеспечить ее независимость не только формально, но и реально. Это подразумевает создание механизмов, исключающих возможность влияния на спецслужбу со стороны иных государственных органов и должностных лиц. Кроме того, следует предусмотреть участие представителей бизнес-сообщества в обсуждении ключевых направлений деятельности службы и ее стратегии в борьбе с экономическими преступлениями.

Особое внимание следует уделить вопросу коррупции внутри самой спецслужбы. Необходимо внедрение строгих мер по предотвращению коррупционных проявлений, включая регулярные проверки и аудит деятельности сотрудников, а также создание условий для независимого мониторинга со стороны общественности и СМИ.

Прозрачность деятельности спецслужбы должна стать одним из ключевых принципов. Это предполагает не только публикацию отчетов о ее работе, но и предоставление доступа к информации о расследованиях и принимаемых решениях, в меру, не нарушающей конфиденциальность и не мешающей следствию.

В контексте повышения эффективности работы спецслужбы, важно сосредоточить внимание на использовании современных технологий и методов анализа данных для выявления и расследования экономических преступлений. Инновационные подходы, такие как большие данные, искусственный интеллект и блокчейн, могут сыграть ключевую роль в борьбе с экономическими преступлениями, особенно в таких сферах, как налоговые нарушения, отмывание денег и финансовые махинации.

Завершая, можно сказать, что создание спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России может стать значительным шагом на пути к улучшению бизнес-среды и повышению инвестиционной привлекательности страны. Однако для достижения этих целей необходимо тщательно продумать организационную структуру новой службы, ее полномочия и механизмы взаимодействия с бизнесом и общественностью. Только комплексный и сбалансированный подход позволит создать эффективную и прозрачную систему борьбы с экономическими преступлениями, способную обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей.

Задать
вопрос адвокату
Канал Павла Тылика на Youtube
Подписаться
+
Канал Павла Тылика в Телеграм
Читать
+
Об авторе - Павел Тылик

Павел Тылик, бизнес-адвокат, состоит в Федеральной Палате Адвокатов города Москвы, основатель блога о налоговых проверках nalog-blog.ru, автор подкаста "Государство vs Бизнес". С 1997 года Павел занимается защитой интересов предпринимателей при проведении проверок бизнеса со стороны государства, в том числе при проведении налоговых проверок. Павел обладает богатым опытом арбитражной практики, а также практики, связанной с обеспечением защиты клиентов при уголовном преследовании за совершение экономических и коррупционных преступлений.

Если у Вас возник налоговый спор или на Вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка – вы сможете обратиться за консультацией или полным сопровождением хода проведения выездной налоговой проверки по телефону: +7 (495) 191-44-01 или обратиться по электронному адресу: pavel@tylik.ru

Читай материалы
от налогового адвоката
Павла Тылика в телеграм
Подписаться
Смотри обзоры
от налогового адвоката
Павла Тылика на YouTube
Перейти
To top