Посмотрите мое видео на тему, связанную с налоговыми проверками. Думаю, что будет интересно. Подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы. Обращайтесь за консультацией.
Мы с вами ранее уже говорили о допросах, которые проводятся в правоохранительных органах.
Сегодня мы с вами поговорим тоже о допросах, но только о допросах, проводимых в рамках проведения выездной налоговой проверки, которые проводит непосредственно работник налоговой инспекции.
Итак, совсем коротко о допросе в налоговом органе и о том, как себя вести
Для начала немного о выездной налоговой проверке, ну, или вообще о налоговой проверке.
Своим клиентам я всегда говорю, и это подтверждается моей практикой (исключений нет), — выездная налоговая проверка не носит случайный характер, как многие это себе ошибочно предоставляют.
Если к вам пришли с выездной налоговой проверкой, то ИМ все уже известно, ОНИ знают, что искать у вас. Да и вы знаете, что они будут искать. Правда, на практике почему-то многие не верят, что налоговикам многое, если не все, известно, и продолжают бездействовать и не заботиться о доказательствах своей добросовестности и непричастности к обналу.
При этом еще раз, и в который раз говорю, что фактически все споры в связи с выездными налоговыми проверками носят доказательственный характер. Вас ожидает не спор по нормам права из цикла: имела компания право на вычет или нет, приобретенный аквариум ставим на затраты или нет.
Споры такого характера действительно имеют место быть на практике, но, на самом деле, в большинстве случаев, такие споры относительно не важны: за них не посадят, бизнес не заберут, к субсидиарной ответственности не привлекут (при соблюдении, конечно, других условий).
Мы же с вами будем говорить о другом, например, о том, как доказать, что компания А не является однодневкой, каким таким чудесным образом без сотрудников в штате и наличия техники на своем балансе компания А выполняла работы, как, где и при каких обстоятельствах ваша компания ее нашла, по какому телефону и с кем связывались, как передавались документы, с кем и кто вел переговоры от имени компании А и от имени вашей и т.п. Это и есть доказательственный спор, когда нужно доказать реальность взаимоотношений с компанией.
Да, именно вам предстоит доказать, что компания, с которой вы работали, «живая». Налоговому органу достаточно сказать: «Компания А однодневка, потому что у нее отсутствует техника, штат и т.п.». Далее все заботы лично ваши в части обоснования обратного.
Поэтому на допросе в налоговом органе важно иметь стратегию, директору надо понимать, что ОН показывает, важно дать понять, что лично директор знает все и владеет ситуацией. И если директор начинает юлить, то это сигнал для инспектора – поднадавить и поднажать.
Если проверка началась и предмет проверки понятен, то становится понятными и интересы налоговиков. Налоговая вслепую не выходит. Налоговики всегда знают и прекрасно понимают, какую сумму доначислять. И от того, как будут идти допросы, насколько уверенно вы и ваши работники будут отвечать на вопросы, зависит размер и реальность доначислений, а также ваша свобода.
Если кто не знает, по недобросовестным компаниям налоговиков интересует налог на прибыль, который не попал в бюджет, ну, и, конечно, НДС. И сегодня фактически ВСЁ налоговики устанавливают до начала проведения выездной налоговой проверки.
Как? — Смотрите мои другие статьи и видео.
Мы же сейчас говорим о допросе в налоговом органе.
Если, кратко, то налоговики всегда готовятся к выездным налоговым проверкам, у них имеются соответствующие электронные программы. И когда все готово (вся информация о налогоплательщике и его партнерах собрана), то далее дело техники.
Допрос осуществляется под протокол, и налогоплательщик, давая показания, должен показать только одно – реальность сделок, т.е. вы должны показать на допросе реальность совершенных сделок, а также то, что вы проявили добросовестность и осмотрительность.
Обычно налоговики начинают проверку с допросов уволенных работников, на которых вы уже повлиять не можете, и это надо четко понимать. Затем начинают допрашивать остальных.
На практике возникает вопрос: «А если все будут говорить, что не помнят, что будет в этом случае?» Для сотрудника фактически ничего не будет. Но сотрудник и не несет ответственности по налоговым долгам. Предприятие несет.
И если никто ничего не помнит, то спор будет рассматриваться по тем доказательствам, которые собрал налоговый орган. И всего-то — налоговый орган вынесет Решение о привлечении и доначислит.
А ВАМ достанется лишь оспаривать доначисления в суде.
Только что мы будем говорить в суде, когда при проведении проверки ничего не помнили? Теперь вспомнили?
О чем еще необходимо знать при проведении допроса в налоговом органе?
Сейчас в налоговом органе распространена практика, в соответствии с которой налоговики предупреждают налогоплательщика об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Поэтому важно, чтобы работника не запугали перед проведением допроса, для чего его перед допросом необходимо морально готовить.
Важно понимать, что в рамках выездной налоговой проверки и вообще, если вас допрашивают в налоговом органе, – весь порядок и вся ответственность регламентирована Налоговым кодексом РФ. Поэтому действия налоговиков в части предупреждения свидетеля об уголовной ответственности являются незаконными и необоснованными.
Кстати, за отказ от показаний и за дачу заведомо ложных показаний ответственность установлена в пределах от 1 000 до 3000 рублей.
Важно понимать, что в принципе огульного штрафования нет. Как минимум, у налогового органа нет времени носиться за вами.
Опять напомню, что, хотя лично допрашиваемый и избежит ответственности за отказ от дачи показаний, то какая польза в этом самому предприятию? Повторюсь, налоговая вынесет решение и потом боритесь.
Короче, должностные лица могут сколько угодно прятаться от инспекторов, но это в конечном итоге сыграет против вашей компании и на руку налоговикам: вынесут решение и бегайте потом по судам или, что еще интересней, – по следственному комитету и доказывайте обратное тому, что указано в Акте выездной налоговой проверки.
Поэтому каждый «кладовщик» должен знать, что говорить, а где молчать.
Кстати, наша компания предлагает налогоплательщику ролевые игры «в имитирование выездной налоговой проверки» со всеми возможными допросами. Потом людям гораздо легче проходить проверку.
Есть методика проведения и игры «осмотр – допрос – обыск – опрос».
И в качестве вывода: всегда готовьтесь к проведению выездной налоговой проверки, готовьтесь к проверке сами, а также готовьте своих работников и не пускайте все на самотек, не будьте слишком самоуверенными, выстраивайте свою защиту с многоуровневым запасом прочности.
Предлагаю к прочтению мою статью, размещенную в моем ТГ канале — https://t.me/tylikpavel Подписывайтесь на мой канал.
О том, как я ходил на допрос в налоговую и почему
На каждой встрече с доверителем не устаю повторять, что, если вас приглашают в налоговую на просто пообщаться – идите (лучше бы не ходить, но не каждый выдержит напористого инспектора), но не лично, раз уж решили идти, а посылайте туда своего представителя, с которого и взятки гладки.
Не верят:
— Мы не хотим ссориться с налоговой. Вот, мы не придём и потом получим кучу неприятностей.
Я в ответ:
— Наоборот, если вы пойдете лично, как вас просят (а они то знают с кем хотят поговорить, и кто слабое звено в компании), то вы обязательно поссоритесь, получите кучу дополнительных неприятностей, если, конечно, не захотите заплатить в бюджет.
— Как вы думаете, — интересуюсь, — зачем вас вызывают в ИФНС? Ну не просто же вас увидеть и похвалить, что вы такой хороший, платите много налогов и, вообще, выглядите хорошо! Нет, вас вызывают, чтобы предложить еще доплатить в бюджет хотя бы сколько-то.
Нет, не верят. Вот и мой доверитель на мой довод о том, что не следует ходить по такому приглашению руководителю, не согласился со мной, мало того, пошел на встречу.
И что вы думаете? Все так и получилось, на встрече им предложили доплатить в бюджет 100 млн рублей. А еще, со слов доверителя, на них кричали, угрожали полицией и т.п., оскорбляли.
И что в сухом остатке?
Так как налоговики прочитали сомнение в глазах руководителя: типа, вы не согласны, ну тогда вот вам предпроверочный анализ.
И на днях уже мне пришлось идти с сотрудниками компании доверителя на допросы. Да, пошли допросы. Т.е. вы вступили в диалог и вот результат — диалог продолжился.
Еще раз всем говорю:
— Не вступайте в диалог с представителями ИФНС, вы его все равно «не вывезете»! Работайте в рамках закона, и вы сможете уберечь не только нервы, но и деньги.
А сейчас мы работаем над выравниванием ситуации.
Посмотрите мое видео на эту тему. Надеюсь, что это вас убережет от ошибок.